(Голос диктора) И вот, дорогие зрители, настал тот долгожданный день, когда мир погрузился в хаос. Будущее, мрачное и беспросветное, киборги ходят по улицам, отлавливая и убивая несчастных выживших. Но нас не пугает мрачное будущее - мы к нему готовы, поскольку просмотрели фильмы в кинорулетке по теме "Киберпанк" https://altereos.livejournal.com/360941.html. И особенно готовы те, кто смотрел японский киберпанк, потому что выжили после этого только люди с крепкой психикой...
В 1980-х годах в Японии, испытывающей резкий экономический подъем, вслед за Штатами, появился такой жанр как "киберпанк", и, учитывая местные особенности, его чаще называют "японский киберпанк" - внимание которого обращено больше не к компьютерам и роботам, а к неожиданным мутациям человеческого организма. Если вы видели японские фантастические фильмы, то уже немного имеете некоторое представление о специфике такого кинематографа страны восходящего солнца. Но полное погружение в безумие вам гарантирует только японский киберпанк/био-хоррор. И их есть у нас.
"Тэцуо - железный человек" снял в 1989 на 16мм черно-белую пленку молодой режиссер Синья Цукамото. В качестве актеров выступил сам режиссер и члены его студенческой театральной труппы Kaijyu Theater (Театр морских чудовищ) Томоо Тагути и Кэй Фудзивара.
Заброшенный завод, неизвестный Техно-фетишист (Синья Цукамото) пытается вставить себе в ногу металлическую трубу. Спустя какое-то время он видит, что операция не удалась, он бежит, его сбивает машина Бизнесмена (Томоо Тагути), который сбрасывает тело в канаву и едет дальше. На следующий день Бизнесмен обнаруживает на щеке металлический шип, и далее постепенно его тело начинает превращаться в металлического монстра. Попутно его пытаются убить другие - девушка в метро, зараженная техно-птицей и его девушка, зараженная им самим. В финале нас ждет противостояние Техно-фетишиста и Бизнесмена, или точнее того, чем они стали.
Фильм снят в авторской манере и до отказа напичкан всеми возможными авангардными изысками съемки - частая смена планов, неожиданные вставки других сцен, покадрово снятые движения проводов, мигание экрана и т.д. Операторская работа конечно заслуживает всяких похвал. Очень круто и оригинально проработан техно-грим. Отдельно следует отметить максимально попавший в точку индустриальный саундтрек композитора Цю Исикавы. В фильме практически нет слов, но скорость развития событий и нарезка сцен напрочь удерживают внимание и держат напряжение все 60 минут.
Авторский бюджетный фильм, снятый в очень сложных условиях за 18 месяцев (к концу съемок в команде остались только режиссер и актеры), практически не имевший проката, получил в том же 1989 году главный приз на фестивале фантастики и ужасов Фантафестиваль в Риме. После такого успеха фильм пустили прокат не только в Японии, но даже в США. Успех фильма позволил Цукамото перейти к съемкам более дорогих фильмов. При этом режиссер не отступил от своего авторского стиля, предпочитая снимать кино "не для всех". На волне успеха Тэцуо было выпущено продолжение "Тэцуо - человек-молот" 1992 и намного позже "Тэцуо - человек-пуля" 2009.
В своем фильме Цукамото обращается к теме развития технологий и подчинения ими людей, попутно обращая внимание на существование индивида в современном городе. При этом режиссер (он же сценарист, оператор и актер) балансирует на грани авторского и коммерческого кино - оно и развлекает, и заставляет задуматься о будущем человека в мире победивших технологий. В "Тэцуо" прослеживаются влияния классического японского кино Куросавы, старой японской фантастики (особенно в жанре кайдзю - серий о Годзилле и т.п.), так и веяния современного американского кино, и при этом это совершенно новый и уникальный продукт. Огненная смесь безудержной фантазии, оригинальной операторской работы, удачной музыки, эксцентричной актерской игры и уникального грима позволила фильму стать культовой классикой. В то же время, это довольно сложный для восприятия фильм, который рекомендуется для просмотра только ярым поклонникам жанра.