Основное впечатление, которое оставил сегодняшний Дубровник - это город-курорт такой, каким должен быть в идеале город-курорт. В Дубровнике есть все для того, чтобы там хорошо и интересно отдохнуть - красивый и большой старый город с внушительными стенами и средиземноморской архитектурой, аккуратная многоквартирная застройка, в географическом центре города, несколько внутренних заливов с набережными проходящими прямо по берегу, курортная зона полуостровов Лапад и Бабин Кук с виллами и небольшими отелями, остров Локрум, покрытый южной растительностью и , где даже в жару под 40 градусов чувствуется прохлада, пляжи - как скалистые прямо у стен старого города / рядом со старым городом, так и немноголюдные песчаные в курортной зоне города.
Впечатляет при посещении Дубровника то, что город менее, чем за 20 лет после
военных действий в нем при распаде Югославии смог превратится в чистый, аккуратный, полностью восстановленный туристический центр и город-курорт. Не важно, кто был прав и виноват в осаде Дубровника - Хорватия или распадающаяся Югославия. Не важно, что войны при распаде Югославии имеют не совсем внутреннюю причину. Важен тот факт, что меньше, чем за 20 лет город восстановлен из разрушенного состояния до известного мирового курорта и центра туризма. Точнее даже не за 20 лет, а за 12. Хотя боевые действие в Дубровнике закончились в 1992 году вряд ли во время войны в Боснии и бомбардировок Сербии НАТО с кораблей в Адриатическом море в 1999 году Дубровник , был кому-то интересен , как место для отдыха. То есть этап существования сегодняшнего туристического Дубровника можно отсчитывать примерно с 2000-года.
Есть, правда, нюансы. Дубровник, в общем то, начиная с 60-х -70-х годов был туристическим городом и посещался туристами со всего мира в большом количестве. Туристическая инфраструктура не была построена заново, она была только восстановлена. Так же считается, что разрушения Дубровника в 1991-1992 годах при его осаде югославской армией были сильно преувеличены сначала в пропагандистских целях, а затем для выбивания средств и грандов от ЮНЕСКО и т.п. на восстановление города. Есть много мнений, что средств было получено в количестве, сильно превышающим реальные нужды и перестроено было даже то, что не нуждалось в перестройке и восстановлении. В хорватско-мосульманской части Боснии, Черногории и Далмации появилась даже нарицательная поговорка, которой характеризуют получение средств на восстановление или постройку городов и туристических объектов - «Запросить и получить деньги на то, чтобы снести старый Дубровник и построить новый, еще старее». Но как бы не были преувеличены разрушения Дубровника и какой бы излишек средств не «уплыл» при восстановлении, результат есть и он налицо - Дубровник вполне оправданно снова стал очень привлекательным местом для туризма и, как следствие, обеспечение занятости местных жителей и дохода в бюджет Хорватии.
Привлекательность Дубровника как курортно-туристического центра, которая растет последние годы возымела и несколько побочных эффектов - ежегодное удоражание пребывания в Дубровнике и некоторую не часто всплывающую нечистоплотность в денежных отношениях с туристами. Не то, чтобы как то сильно дорого - при сравнении с одинаковыми по качеству местами проживаний и точек питания Дубровник по ценам дешевле Большого Сочи. Но по сравнению с ценами на проезд и в магазинах цены существенно дороже, чем в странах Восточной Европы. Особенно контраст цен ощущается по сравнению с Сербией и Черногорией (в Хорватии в целом, и в Дубровнике особенно цены существенно выше).
Теперь о нечистоплотности в денежных отношениях. Два раза в старом городе в разных обменных пунктах при обмене денег выдавали сумму на 100 кун (примерно 13 евро) меньше. Деньги пересчитывал не отходя от окна обмена , обращал внимание кассиров - они извинялись за невнимательность несколько раз и додавали 100 кун. Но что-то подсказывает, что вряд ли тут дело в невнимательности. Таких 100 кун за день набирается скорее всего много. Процентов 20 от туристов в старом городе деньги скорее всего невнимательно пересчитывают и путаются в курсе при обмене. При обмене валюты в районе залива Груз таких проблем не возникало, то есть это специфика обменных пунктов Старого Города Дубровника.
Если с обменами валюты проблем в итоге не возникало, да и не так много ее менялось, картой в Дубровнике расплачиваться удобнее, то со сдачей проблемы были. Несколько раз вместо 10 кун в пачке сдачи сдачу давали 10-ю сербскими динарами (черт с ним , что они дешевле во много раз, их деть некуда в Дубровнике) а вместо монет по пять кун в кошельке с другой мелочью оказались фишки казино.
Непосредственно в Дубровнике было проведено четыре дня между отдыхом в Черногории и посещением Сплита и Загреба. Этого оказалось полностью достаточно для того, чтобы и хорошо отдохнуть на пляже полуострова Лапад и полностью осмотреть все, что есть в Дубровнике. Больше времени в Дубровнике наверное проводить не особо интересно. Из-за географического положения Дубровника (на окраине Далмации, отделенному от всей остальной Хорватии , зажатого на узкой полосе между Динарским нагорьем и Адриатическим морем набор мест, куда можно было бы съездить из Дубровника одним днем самостоятельно или на экскурсии ограничен - это Мостар в Хорватско -мусульманской федерации, либо острова невдалеке от Дубровника, либо Черногория. Но Черногория после Дубровника не очень интересна, да ехать туда не очень удобно - несмотря на близость ПТК на автопереходе в автобусе может очень сильно затянуться. Поэтому фактически интересное место для однодневной поездки из Дубровника только одно - Мостар. То есть больше недели в Дубровнике занять себя особо не чем - дня четыре-пять на отдых и полный осмотр города с окрестностями и пару дней на экскурсии или самостоятельные поездки.
Приезд в Дубровник был из Черногории. Ширина границы между Черногорией и Хорватией всего 14 км. Обойдя Которский залив, Адриатическая трасса поле Херцег Нови не приближается к морю. Пограничный автопереход Черногория - Хорватия находится в горах. Глядя на величественные горы Боснии, справа от автотрассы, понимаешь, почему во время второй мировой войны все семь наступлений немцев на югославский партизан были малоуспешны. Видно, что в этих горах что-либо сделать с партизанами, хорошо знающими местность, было гораздо сложнее, чем в белорусских лесах.
По въезде в Хорватию пейзаж изменился по сравнении с Черногорским. Горы стали не лесистыми , а «лысыми» и выветренными со стороны моря. Домики и сады около домов, стали одно аккуратнее и однотипнее. Дорога почти до самого Дубровника не выходить к морю. Когда Адриатическое море, наконец, проглядывается справа виден совсем другой пейзаж, нежели в Черногории. Открывшийся пейзаж завораживает красотой - скалы, с одинокими соснами над морем, небольшие острова, как поросшие лесом, так и просто скальные , подходящие к Дубровнику круизные морские лайнеры . Сильно ниже дороги показывается старый город Дубровника. Он выглядит как на фотографиях, но фотографии открывшейся красоты передать не могут. Адриатическая трасса проходит сверху почти весь Дубровник - кроме старого города открывается вид не несколько бухт и поросший парками город с кварталами многоэтажных застроек и виллами. Еще не спустившись к порту и автовокзалу понимаешь - вот это и есть настоящий город-курорт. Чистый, зеленый, аккуратный, в котором умещается все - и красивый старый город, и жилая застройка, и вилы в зелени, и бухты с песчаными пляжами посреди скальных берегов.
Схематическая карта Дубровника
Район многоквартирной застройки
Если находясь в Черногории не ощущается, что находишься где-то за границей, а находишься в не сильно испорченном и зачищенном примерно на ¾ отдыхающих Крыму, то падая на улицы Дубровника ощущение «заграницы» возникает. Население и городские пейзажи выглядят непривычно, по южно-европейски - другой стиль одежды, другая растительность и внешности домов. Несмотря на то, что Дубровник город небольшой (менее 50 000 жителей) в отличии от центральной и западной на велосипедах местные жители практически не передвигаются. В качестве личного малогабаритного транспортного средства используются скутеры, что логично в Дубровники - расстояния между частями города большие, асфальтовое покрытие хорошее, городская территория расположена в гористой местности, передвижение по которой на велосипедов ( в отличие от передвижения на скутерах) требует усилий. Скутеров на улицах Дубровника существенно больше, чем частных машин, такси и автобусов.
Городской транспорт представлен автобусами оранжево-белыми автобусами MAN в количестве примерно 10 маршрутов. Автобусные маршруты охватывают весь - город. Автобусные остановки находятся в пределах 5-10 минутной досягаемости из любой точки города. Автобусы круглосуточные, ходят по расписанию , днем в среднем раз в 15 минут, ночью раз в полчаса. Дубровник наиболее географически близкая точка к Москве, где мне непосредственно в салоне транспорта встретились валидаторы для билетов. Турникетов нет, но вход в автобусы через переднюю дверь мимо водителя, около которого установлен валидатор. Не менее половины пассажиров автобуса гости Дубровника. Водители обычно определяют «не местных» и берут у них билеты, самостоятельно проводя их через валидатор. С Московским опытом всегда получилось для водителей казаться местными - проблем с проводкой билетов через валидатор не было. Помимо автобусов в Дубровнике есть много такси. Тарифы на такси очень дорогие и пользоваться ими актуально только, если необходимо с багажом приехать от/до порта/автовокзала/аэропорта от/до места проживания. В других случаях такси не актуально, автобусы есть везде, ходят по городу не намного медленнее такси и к тому же круглосуточно. Пешком по Дубровнику передвигаться можно, но не рационально - расстояния большие. От автовокзала/порта на заливе Груз до старого города примерно 25 минут пешком. От района моста Туджмана на заливе Омбла или от полуостровов Лапад и Бабин Кук до старого города около 30 - 40 минут пешком. Из более отдаленных районов около часа и больше.
Проживать в Дубровнике рациональнее в курортных районах - на полуостровах Лапад и Бабин Кук . В отличии от старого города и окрестностей там немноголюдно, много уютных недорогих кафе, есть свободные песчаные пляжи, застройка в основном из вилл и небольших отелей. Большая часть застройки - виллы, но встречаются и отели. Выбираться из этих районов в старый город и обратно пешком - потеря времени и смысла не имеет. На автобусе доехать до старого города получается примерно минут за 10.
Полуостров Лапад
Отель «Загреб» на полуострове «Лапад»
В старом городе и на автовокзале совмещенным с пассажирским портом можно купить
карту гостя Дубровника («Dubrovnik card» ) сроком на 1,3 или 7 дней. При пребывании в Дубровнике сроком в 3-5 дней карта вполне себя окупает и позволяет несколько сэкономить. В стоимость трехдневной карты входит 10 поездок на автобусе и посещение муниципальных городских музеев, включая городские стены города. Карта себя окупает даже только при использовании поездок и городских стен. Если помимо поездок на автобусе и прогулки по городским стенам планируется посетить несколько музеев , то покупка «Dubrovnik Card» однозначно имеет экономический смысл.
Исторический путь Дубровника для туристов из стран СНГ изучать полностью не имеет смысла. Так как с Московским Государством, Российской империей, и СССР непосредственно Дубровник никогда не пересекался, то история Дубровника , если ее изучать покажется, как бы чужой, отвлеченной и т.п. Достаточно просто узнать и понять, что Дубровницкая и Веницианская республика - по сути аналоги Псковской и Новгородской республик в средние века только с поправкой на климат и непосредственный выход к морю и других соседей, балансирование на противоречиях между которыми позволили довольно долго существовать республикам как самостоятельным государствам.
То же самое для туристов из РФ, Украины, Белоруссии и т.п и с архитектурой - кто там чего строил в Дубровнике, какие архитекторы - не важно. Их имена все равно ничего не скажут русскоязычным туристам, если это только не узкоспециализированные специалисты по истории и архитектуре итальянских государств средних века - Эпохи Возрождения. В архитектуре Дубровника важно скорее не кто и зачем строил город-крепость, а то, что это выглядит очень красиво.
Старый город Дубровника сейчас находится в идеальном состоянии. Особым разнообразием дома внутри старого города не отличаются. В основном это трехэтажные дома из белого камня в стиле средиземноморской архитектуры начала эпохи возрождения. Выделяются от большинства домов не так много строений - в основном соборы, фонтаны и несколько дворцов. Вопреки ожиданиям по старому городу Дубровника можно свободно передвигаться - там нет огромных толп народу, как предварительно ожидается. Нет, туристов, конечно много, но не настолько, чтобы это как то затрудняло передвижение или фотографирование. Многолюдной становится только центральная улица Stradun после 7-8 часов вечера. Множество остальных улиц старого города свободны. Территория старого города большая, места для прогулок по узким улицам среди зданий старого города всем хватает.
В старом городе есть много входов и выходов за городские стены. Основных два - Ворота Pile и выход к старому морскому порту (сейчас оттуда осуществляются только экскурсионные и прогулочные рейсы малогабаритных плавстредств, для всех пассажирских морских перевозок и стоянки туристических лайнеров используется морской порт в заливе Груз примерно в 2-3 километрах от старого города).
Ворота Pile
Внутри старого города
Один из лучших способов посмотреть на старый город Дубровника - это обойти его по городским стенам. Если нет Dubrovnik Card , то прогулка по стенам стоит относительно дорого - около 500 рублей. Но она того стоит. Городские стены Дубровника шириной от 1,5 до 6 метров обходят старый город вокруг . Длина маршрута по стенам около 2 километров. Пройти можно вокруг всего старого города, а не только по отдельным участкам. Прогулка по стенам вокруг города занимает около часа - полутора с учетом остановок, осмотра видов города и Адриатического моря. Туристов там ходит много, но толп, мешающих осмотреть пейзажи или фотографировать нет. На некоторых башнях расположены бары и точки продажи воды, но рациональнее воду брать с собой - стоимость напитков и сувениров в сувенирных точках и барах на стенах города наиболее высокая во всем Дубровнике. Летом в солнечную погоду прогулку по стенам старого города Дубровника имеет смысл делать не утром и днем, а начиная примерно часов с пяти вечера. Если пойти на стены раньше, то удовольствия от прогулки не будет - слишком жаркое солнце, а дорога по стенам открытая. С пяти до семи вечера ощущения от прогулки по стенам совершенно другие - жара спадает, и краски крыш домов Дубровника и Адриатического побережья приобретают предзакатные цвета.
Виды Старого Города, городских стен и Адриатического побережья
с городских стен
На старый город целиком и побережье рядом с Дубровником можно посмотреть сверху с горы Срдж, поднявшись на нее по канатной дороге. Канатная дорога, ведущая на смотровую площадку над старым городом, была открыта в 1969 году. В 1991 году она была сильно повреждена. Восстановление очень долго шло. В текущем виде канатная дорога открыта несколько лет назад в 2010-м году. Нижняя станция находится к северу от городских стен. Верхняя станция на высоте около 400 метров над уровнем море - не так уж высоко, но достаточно для отличного вида на старый город и побережье вокруг. С более большей высоты детализация обзора, скорее всего, была бы хуже. Подъем длится минуты три. Вокруг верхней станции с одной стороны горы Динарского нагорья, с другой - вид на Дубровник и побережье. Рядом с верхней станцией есть кафе с ценами чуть дороже, чем в среднем по Дубровнику, но приемлемыми для того, чтобы посидеть там за едой или напитками с видом на Дубровник сверху. На верхней станции канатной дороги летом прохладней , чем внизу в Дубровнике. Но в любом случае в самой разгар дня жарко. Поэтому подниматься туда, как и идти на городские стены имеет смысл после 17 часов вечера.
Вид на горы Динарского нагорья от верхней станции канатной дороги
Вид на Дубровник и побережье
С нижней станции канатной дороги можно вернуться в старый город с севера через городские стены, а можно и выйти к воротам Pele обойдя город параллельно автодороге и городским стенам - второй путь красивее. Он позволяет оценить внушительность городских стен как фортификационных укреплений.
Городские стены старого города и дорога вдоль них с северной стороны
Второй основной выход из старого города выходит к старому порту. В основном оттуда отправляются яхты и небольшие экскурсионные суда, а также теплоходы, перевозящие на остров Локрум.
Старый порт Дубровника
Продолжение
здесь.