Загреб (продолжение)

Sep 23, 2012 02:00


Продолжение. Начало здесь. Части туристического центра Загреба - Нижний город, Верхний город и Каптол - исторически развивались как разные поселения. Представить это сложно, так как находятся они рядом друг с другом. Но, тем не менее, Загреб как единый город был образован слиянием этих трех частей в один город в 1850 году.

Осмотр исторического центра лучше всего начинать с Нижнего города от железнодорожного вокзала. Как ни пытались периодически власти Загреба 19-го века избавится от венгерского влияния - не получилось. Сегодняшний исторический центр Загреба - это Будапешт в миниатюре, только без Дуная, Будайских гор, купален и дворцов. Все один в один, только в меньших масштабах,  застроено по образу и подобию Будапешта. Нижний город - полная уменьшенная копия Пешта.



Перед вокзалом расположена площадь Короля Томислава с установленным напротив вокзала памятником этому самому королю.

Король Томислав считается основателем первого независимого хорватского государства, просуществовавшего очень малый период в X веке . Под громким названием в хорватской истории «независимое государство» следует понимать, что это было не какое-то мощное государственное образование, а что-то вроде княжества, образовавшихся несколько столетий спустя после полного распада Киевской Руси. Если бы сейчас существовало независимое государство «Северская Русь» или «Пивденно Полисся» с центром в Чернигове, то перед вокзалом в Чернигове наверняка стоял бы памятник основателю первого Черниговского государства - какому-нибудь князю Святославу Ярославичу, как первому главе независимого государства с центром в Чернигове.

Площадь Короля Томислава с одноименным памятником




С противоположенной от вокзала стороны от памятника Королю Томиславу находится здание Хорватского национального театра, построенное в 1895 году.

Хорватский национальный театр



Наличие этого театра в конце 19-го века и начале 20-го еще одно из свидетельств того, что Австро-Венгрия была далеко не «тюрьмой народов», а государством вполне учитывающим национальные интересы. Национальные театры, школы, университеты присутствовали на всех территориях Австро-Венгрии. Большинство исторических центров городов украинской и польской Галиции, Румынской Трансильвании, «материковой» Хорватии, частично Боснии, Венгрии, части севера Италии, Чехии и Словакии приобрели сегодняшний облик центров городов именно в период Австро-Венгрии. До того как «рухнуть» и уйти в историю Австро-Венгрия активно застраивала и благоустраивала свои территории. «Тюрьма народов» - это скорее официальный пропагандистский  лозунг перешедший от большевиков во всю советскую историческую науку. Те самые народы, которые были «в тюрьме» под управлением Вены и Будапешта просто не готовы были еще к своей государственности в 19-м и первых двух десятилетиях 20-го века. В середине 19-го века у многих народов Австрийской империи, и впоследствии Австро-Венгрии и языка то своего еще не было толком.

Хорватия стала готова к независимости существенно позже, чем «сокамерники» по «тюрьме народов».  С самого начала «весны народов» идей самостоятельного государство в Хорватии не было. Местные политики, писатели и прочая местная интеллигенция мыслили Хорватию, как часть единого южнославянского государства. При крахе и развале Австро-Венгрии Хорватия никак не могла стать независимом государством - на хорватском языке говорили только в деревнях, а в городах только на немецком и венгерском. Каких-либо Хорватских лидеров тоже не было. Поэтом совершенно естественно, что Хорватия вошла в государство с доминированием более сильного соседе с почти  одинаковым национальным языком - Сербией. Не была готова Хорватия к самостоятельности и в 1941 году. Что вышло из независимости страны очень хорошо известно любому, кто хоть немного знаком с историей второй мировой войны. Получилось марионеточное государство, полностью зависимое от Германии и отдавшее часть территорий Италии, развязавшее настолько дикий средневековый террор против некатолического населения (в основном сербов, но не только), что итальянцам приходилось сдерживать и прекращать деятельность усташей и католических хорватских священников по «этническим чисткам», а немецкие войска заставило удивляться той жестокости , с какой «этнические чистки» происходили.

А вот к моменту развала Югославии Хорватия к государственности стала готова - на территории Хорватии стали развита промышленность и курортные зоны на Адриатическом побережье и островах, открытые границы с Италией (через Словению) и Австрией внесли населению понимание, на что ориентироваться при строительстве государства. Появились хорватские политики, готовые взять на себя строительство государства. На первых порах без этнических чисток и войны не обошлось, но, не совсем корректно установив контроль над всеми территориями в рамках республики Хорватия в составе СФРЮ, государство пошло развиваться вполне нормальным путем. С Сербами состоялось официальное примирение на государственном уровне, на политику части Боснии с хорватским населением Хорватия , по крайней мере, открыто влияние не пытается оказывать. Последние 10 лет Хорватия просто развивается как нормальное государство, благоустраиваются города, побережье активно развивается как курортная зона с множеством исторических городов и памятников.

В Нижнем городе есть несколько «парадных» улиц-бульваров, идущих с севера на юг и по северной границе Нижнего города. Большинство улиц не парадные, с городской застройкой конца 19-го , начала 20-го века.

Западнее вокзала находится ботанический сад. Выглядит очень небольшим, почти все, что в нем есть, просматривается за оградой.

Ботанический сад



Дома на улицах-бульварах, ведущих от южной границы Нижнего города (железной дороги и вокзала) до границы с Верхним городом и Каптолом

















Застройка «непарадных» улиц Нижнего Города очень напоминает аналогичную застройку в Пеште, например в районе вокзала Будапешт-Келети.










Северной границей Нижнего Города является улица Ilica . Если проходить Нижний Город от вокзала с юга на север, то к границе Нижнего Города с Верхним городом попадаешь около площади. Бана Иосипа Елачича.

Бан Иосип Елачич в официальной современной хорватской точки зрения на историю является одной из ключевых положительных фигур, «столпом» существования Хорватии, как независимого государства. На самом деле Иосип Елачич вряд ли представлял себе Хорватию , как независимое государство. В середине 19-го века не могла быть Хорватия отдельным государством, не достигли к тому времени территории современной Хорватии уровня, при котором могло бы существовать жизнеспособное государство. К началу «весны народов» территории современной «материковой» Хорватии относились к Венгрии, язык общения был венгерский, венгерская культура была доминирующей. В  случае успеха Венгерской революции середины 19-го века при  полном отделении Венгрии от управления из Вены области вокруг Загреба стали бы навсегда Венгерской территорией. Управление из Будапешта по сравнению с управлением из Вены была куда менее либеральным по отношению к национальным меньшинствам. Никаких национальных культур на Венгерских территориях ни до образования Австро-Венгрии, ни после не было. Везде шла активная политика мадьяризации населения. Поскольку независимым государством территории Хорватии, Славонии и части Словении в то время быть не могли никак, то Елачич как местный правитель из «двух  зол» - подчинению Вене или подчинения Будапешту выбрал с его точки зрения меньшее - подчинение Вене. При этом в  историографии времен социализма в Восточной Европе, в историографии Венгрии до сих пор он считается реакционером и сильно отрицательной фигурой. Стремясь избавится от Венгерского влияния,  Иосип Елачич  стал чуть ли не самым активным «душителем» Венгерской революции. В Вене его потом за это очень уважали и управляемым им территориям дали значительное самоуправление. Но после образования Австро-Венгрии в 1861 году Загреб снова оказался подчиненным управлению из Будапешта. И до полного развала Австро-Венгрии в 1918 году это был фактически венгерский город. Проживать в Загребе того времени без знания венгерского языка было просто невозможно - не получилось бы ни оплатить проезд, ни обратится к чиновнику по решению какого-либо вопроса. Политическая деятельность Елачича в 40-е и 50-е годы 19-го века в общем то в итоге оказалась бессмысленной - от венгерского управления Загреб никуда не делся. А вот управленческая деятельность была довольно полезной и прогрессивной. Фактически основателем современного Загреба как единого города можно считать Елачича. Также были произведены определенные реформы по изменению жизненного уклада крестьян и городских жителей.

В современной Хорватской истории акцентируется, что Елачич был борцом за права хорватского населения против доминирования Венгерской культуры, но практически не упоминается о том, что никакого стремления к независимости Хорватии как самостоятельного государства у бана Елачича никогда не было. Наоборот, на протяжении всей карьеры он постоянно демонстрировал и подчеркивал лояльность к австрийскому управлению из Вены.

В период социалистической Югославии памятник Елачичу был демонтирован как «реакционеру» и «душителю весны народов». В 1990 году в поисках самоидентификации и того и исторических личностей, на которых можно было бы опереться, для обоснования независимости Хорватии от СФРЮ памятник был восстановлен.

Сегодня памятник бану Елачичу в Загребе - это, прежде всего, наиболее удобный ориентир для встреч в центре города. В качестве такового он успешно используется - возле него постоянно много ожидающего местного населения и гостей Загреба.

Площадь бана Елачича





На запад от площади бана Елачича вдоль границы Нижнего и Верхнего города ведет улица Ilica c большим количеством торговых центров, пассажей, бутиков, кафе и кофеен. К югу от Ilica - Нижний город, к северу - Верхний.

В целом Нижний город исторического центра Загреба - это место сосредоточения культурной и торговой жизни Загреба - в нем находятся театры, художественные музеи, крупные магазины.

Торговый центр на улице Ilica




Перепад высот между Нижним Городом  и Верхним - очень небольшой.  Меньше, чем от набережной Дуная в районе моста Сечени и центром Буды в Будапеште и раза в 2-3 меньше, чем перепад высот между Подолом и Михайловским, Андреевским соборами в Киеве. Нижний Город Загреба находится полностью на равнинном месте, Верхний на небольшом повышении высоты в сторону горного массива Медведница. Из Нижнего города в Верхний можно подняться по нескольким пологим улицам. Примерно в 7-8 минутах ходьбы к западу от площади бана Елачича в Верхний город можно подняться на фуникулере.

Транспортный функционал фуникулера - нулевой, так как разница высоты между нижней и верхней станцией - четыре этажа жилого дома.  Личное мнение - построен этот фуникулер был по принципу «шоб было, раз в Будапеште есть, то, чем мы хуже». Рядом с фуникулером можно подняться или спустится по лестнице пешком вдоль трассы с фуникулером за пару минут. Более того, рядом есть много пологих улиц с пологим подъемом между Нижним и Верхним городом. Сами вагона фуникулера не очень удобные - жесткие сидение и отсутствует кондиционер. Частота курсирования редкая, раз минут в 15. В вагоне приходится в разы дольше ждать отправления, чем подняться или спустится пешком. То, что фуникулер не несет транспортного функционала видно и из стоимости проезда - она в три раза дешевле стоимости проезда на трамвае. Местные жителе на фуникулере и так не ездят, а туристы при дорогой цене не поехали бы никак, так как платить за подъем и спуск там, где пешком сделать это гораздо быстрее нет смысла. Поэтому и стоит проезд так, чтобы туристы ездили. Несмотря на транспортную не нужность, смотрится фуникулер все же красиво.

Фуникулер в Загребе





В верхнем городе слева от фуникулера (если встать спиной к нему) расположена смотровая площадка, с которой просматривается Нижний Город и южная промышленно-офисно-жилая часть Загреба.

Загреб со смотровой площадки в Верхнем городе




Но более интересные виды на Загреб можно посмотреть не со смотровой площадки слева от фуникулера, а  со смотровой площадки, расположенной на оборонительной башне. Оттуда обзор панорамный - видно и Верхний и Нижний город, и Каптул и горный массив Медведница. Оборонительная башня расположена справа от верхней станции фуникулера.

Загреб со смотровой площадки оборонительной башни






Если Нижний Город - уменьшенная копия Пешта, то улицы Верхнего Города копируют улицы центра Буды.

Улицы Верхнего города












Из средневековых городских ворот  в Верхнем Городе сохранились только одни - Каменные Ворота.

Каменные ворота





На улицах Верхнего Города много памятников и скульптур. Среди них несколько вариаций Георгия-Победоносца, героиня романа «первого хорватского» писателя 19-го века, каменные львы и т.п.

Памятники и скульптуры улиц Верхнего Города







Центром Верхнего Города, а по совместительству и центром, всей политической жизни Хорватии является площадь Святого Марка. Площадь не очень большая. На ней расположены - в центре Собор Святого Марка, по разные стороны от него -  Резиденция Хорватского правительства/ премьер-министра и Сабор (Хорватский Парламент).

Церковь Святого Марка (изначальная постройка - 13-й век, общие черты сегодняшнего вида приобретены в результате многочисленных перестроек в 15-ом веке), пожалуй, единственное аутентичное здание в Загребе. В реальности церковь Святого Марка выглядит не так привлекательно как на фотографиях и в туристических проспектах. Церковь выглядит как бы более старее, чем на фотографиях.

Церковь Святого Марка






Сабор



Еще одна смотровая площадка находится в восточной части Верхнего Города (точнее ближе к юго-восточной). Оттуда открывается вид на Каптол.

Вид на Каптол из Верхнего Города





Если Нижний Город - это центр культурной жизни Загреба и Хорватии, Верхний Город - центр политический жизни, то Каптол - это католический центр Хорватии.

Главная достопримечательность Каптола - Кафедральный собор Загреба, построенный в 15-ом веке и реконструированный в начале 20-го века. В отличии от аутентичной церкви Святого Марка Кафедральный Собор не смотрится уникальным , а смотрится как бы стандартным для католических городов Австро-Венгрии проектом.

На площади перед Кафедральным Собором находится фонтан с колонной, на которой установлена позолоченная статуя Девы Марии.

Фонтан с колонной перед Кафедральным Собором




Кафедральный собор помимо своего основного функционала имеет и дополнительный - это как бы мавзолей «нашего всего» современной Хорватии - кардинала Алоизия Степинаца .

Конечно, раз отцы Ватикана и жители Хорватии решили, что этот человек святой и должен стать одним из символов Хорватии - их право и им виднее. Но со стороны кажется, что не стоило бы государству, стремящемуся дистанцироваться от режима усташей НГХ, активно поддерживать культ человека, который сделал достаточно много полезного как лично для «поглавника» Павелича, так и для всего режима усташей.

Непосредственно Алоизий Степинац, безусловно, «злодеем» не был. Не лично никому вреда не причинял, не призывал ни к каким этническим чисткам в проповедях. К началу второй мировой войны Степинац был архиепископом Загреба. После создания НГХ во главе с лидером усташей Павеличем стал главой католической церкви нового государство. Горячо приветствовал в проповедях создание независимого хорватского государства и лично Павелича. На протяжении существования НГХ ни разу не пытался остановить  средневековые зверства, творимые в Хорватии и Боснии под руководством католических священников по отношению к не католикам (в основном сербам). Про массовое уничтожение сербов, цыган и евреев на территории НГХ  умалчивал, о насильственном переводе сербов из православия в католицизм отзывался положительно. Принимал ордена и благодарности от Павелича и на проповедях желал ему долгого и успешного правления. В Ватикане старался создать о НГХ максимально положительные впечатления перед кардиналами, максимально старался скрыть то, что твориться в Хорватии и Боснии на почве религиозной и национальной розни.

При этом лично Степинац, как частное лицо, если случалась такая возможность, спасал сербов, евреев от концлагерей и уничтожения в частном порядке.  Такие случаи были. Они не единичны, но и ни идут ни в какое сравнение с тем количеством людей, которые могли бы не быть уничтоженными, если бы Степинац остановил зверства католических священников НГХ на местах. Сделать это он мог, так как авторитетом у населения и среди служителей церкви обладал очень большим. Но не сделал.

После войны Степинац повел себя довольно враждебно по отношению к пришедшим к власти коммунистом Тито. На проповедях активно критиковал и Тито и коммунистов в целом. Ему было предложено покинуть Югославию и уехать к коллегам по религиозной деятельности. Он отказался. Правительству Тито ничего не оставалось как заняться осуждением Степинаца. А что можно было сделать власти если есть авторитетный лидер, который мало того , что поддерживал врага во время войны, так еще и занимается агитацией против власти, отказывается покинуть страну. Процесс был открытый. Основные обвинения - сотрудничество с режимом усташей. В Югославии в конце 40-х-начале 50-х годов был недолгий период политических репрессий. Но по сравнению с СССР там все было куда гуманнее. 10 лет без права переписки никто не получал, на широты Магадана и Коми за неимением таковых никого не отсылали. Степинац провел в тюрьме 5 лет, затем был переведен под домашний арест. В общем, не слишком суровое наказание за бездействие в остановке этнических чисток во время войны и отрытую поддержку режима, с которым югославские партизаны вели боевые действия.

Сейчас улицы в честь кардинала Степинаца есть в каждом городе и поселке Хорватии. Заслужил ли он это? Является ли он мучеником , пострадавшим от режима усташей и режима коммунистов, как сейчас официально считается в Хорватии. Римскому папе и Хорватам виднее, это их внутренние дело. Но стороны героизация Степинаца выглядит несколько не совсем правильной.

Личное мнение -  Степинац был искренним убежденным сторонником независимости Хорватии цивилизованными методами. Скорее всего идеи и методы усташей были ему глубоко чужды. Усташей он поддерживал только потому, что при них Хорватия формально была независимой. Потому же он не выступал против политики геноцида сербов усташами - если не стало бы усташей, не стало бы «независимой» Хорватии. По этим же причинам он выступал против коммунистов Тито - они строили единую Югославию, а никак ни Хорватию. Сам Степинац был в общем то не плохим человеком, пытался во время войны спасти кого мог от геноцида , но в жертву своим политическим убеждениям он не сделал главного, что мог - геноцид не хорватского населения в Хорватии и Боснии им мог бы быть остановлен. Но этого сделано не было.

Кафедральный собор Загреба










Надгробие кардинала Алоизия Степинаца в Кафедральном Соборе



Помимо Кафедрального собора в Каптоле расположено еще несколько средневековых церквей, епископский дворец, несколько красивых улиц.

Каптол







От Загреба остались странные ощущения. Вроде бы очень красивый город. Но в нем не хватает, чего -то своего, уникального. И со столичным статусом немного странно - вроде бы столица, но ощущение, что находишься не в столице государства, а в не очень большом туристическом городе. Несмотря на наличие всех атрибутов - правительства, парламента и т.п. чего-то Загребу до столицы недостает.

Посещения Загреб стоит, место красивое. Но никак не отдельного. С Хорватским побережьем Загреб вместе посещать также не стоит - слишком разные места. Личное мнение Загреб рациональнее всего посещать в рамках посещения городов  Любляны, городов Словении, севера Хорватии и Славонии. В такой маршрут город вполне вписывается.

Страны бывшей Югославии

Previous post Next post
Up