С 2007-го по 2012-й год по Польше было совершено три поездки.
Первая поездка (январь 2007-го года) была по маршруту Москва -Краков -Закопане - Краков - Вроцлав - Краков - Пшемысль - Львов-Киев-Москва.
Вторая поездка (июль 2007-го года) была по маршруту Москва - Калининград-Светлогорск - Мальборк - Ястшембя Гура - Гданьск -Сопот - Ястшембя Гура - Хель - Ястшембя гура - Торунь - Ястшембя Гура - Познань - Ястшембя Гура - Краков - Пшемысль - Львов - Жовква - Львов - Мукачево - Львов - Киев - Москва.
Третья поездка (январь 2013 года) была по маршруту Москва -Торунь -Ольштын - Торунь -Быдгощ - Торунь - Лодзь- Торунь.
Территория Польши достаточно велика - от самой северной точки страны курортного поселка Ястшембя Гура до курортного города в Карпатах (Татрах) Закопане примерно 700 километров. От границы с Белоруссией на востоке страны (Тересполь-Брест) до границы с Германией на западе (Жепин - Франкфурт-на-Одере) около 600 километров. Расстояние от Пшемысля до Свиноустья (с юго-востока на северо-запад страны) примерно 800 километров. Население Польше сильно рассредоточено по стране. Суммарное население около 38-и миллионов жителей, из них столице страны - Варшаве проживает менее 2-х миллионов. Оставшиеся часть населения, относительно, равномерно распределена по стране. Городов с населением более миллиона жителей в Польше кроме Варшавы нет (есть миллионная агломерация Труймясто - Гданьск, Сопот, Гдыня, но это все же разные города). Плотность населения в Польше существенно больше, чем в РФ.
Наиболее крупные города Польши кроме Варшавы - Краков, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.
В центре и на севере страны расположены низменности и равнины, на юге - горы. Севернее условной линии Брест - Варшава- Познань - Жепин местность очень лесистая, перемежающая обрабатываемыми полями. Чем ближе к северу, к Балтийскому морю, тем более территория покрыта лесами, в основном сосновыми. Проезжая по лесистой местности в северных воеводствах, если не знать, что находишься в Польше, можно подумать , что вокруг карельские леса . Разница видна только если приглядится внимательно - сосновый лес в Польше как бы редкий - деревья находятся на некотором расстоянии друг от друга и почвы в основном сухие (кроме Варминско-Мазурского и Подляшского воеводств , где много озер и болот).
При пребывании в Польше мне показалось, что температура воздуха по стране увеличивается не с юга на север, а наоборот, чем севернее, тем теплее. Летом разница не сильно ощутима, а вот зимой на севере может идти дождь и отсутствовать снег, в то время как в центре и юге страны снег лежит. Горы на юге страны (Карпаты и Судеты) заснежены всегда. Даже, если в Кракове в январе плюсовая температура и отсутствует снег, то на 70-100 километрах южнее в Татрах температура минусовая и снежный покров лежит. Польша страна далеко не южная , расположена примерно на широтах от южной части Рязанской области до северной части Ростовской области (если сравнивать с РФ). Но при этом климатические различия очень сильные по сравнению с РФ - зимой, весной и осенью в Польше сильно теплее, чем в РФ. Летом разница не так заметна - особо жаркой погоды в Польше, как правило, нет - в среднем температура от 25 до 30 градусов тепла.
Пребывание современной территории Польши в течении 120 лет с 1792 года по 1918 год в составе различных государств - Российской империи, Пруссии(впоследствии Германии) и Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрии), а также смещение границ в 1945 году относительно исторической территории Польши с востока на Запад и север в счет территорий Германии сильно отражается на облике и архитектуре польских городов. На севере и западе Польше чувтвуется , что в города были когда - то немецкие , на юге (от границы с Украиной до Одры ) города в центральной части выглядят как типовые города Австро-Венгрии, восток и немного центр - часть Любельского, часть Мазовецкого , часть Лодзинского, часть Вармино-Мазурского и целиком Подляшское воеводство - все то, что относилось к Российской империи очень схожи как по застройке центра городов с западом Белоруссии (запад Минской области, Брестская , Гродненская области) и северо-западом Украины (Житомирской, Волынской, Ровенской, Луцкой областями). Эта схожесть, возможно, помимо пребывания территорий в Российской империи объясняется и 20-ти летним пребыванием перечисленных регионов Украины и Белоруссии в составе Польши в межвоенный период с 1921 по 1939-й год.
«Немецкие территории» - Мальборк, Гданьск, Хель, Торунь, Быдгощ, Познань, Вроцлав.
«Австрийские территории» - Пшемысль, Краков
Относительно самобытным мне показался восстановленный старый город Варшавы - там возникает ощущение смешения трех типов типов архитектуры городов на территории Польши.
Восстановленный старый город Варшавы
Лодзь - один из самых западных городов Российской империи. Застройка центра конца 19-го века - начала 20-го века домов, особняков и дворцов фабрикантов не уступает застройке Петербурга
Часть встречал в отзывах в интернете два противоположенных впечатления о Польше. Первое - страна с красивыми городами, местностями и пейзажами. Второе - серая страна на задворках Европы , которую надо быстрее проехать, чтобы попасть в «настоящие Европы». Второе впечатление в принципе имеет право на жизнь, если проехать Польшу транзитом от Бреста до Одры не заезжая по пути ни в какие города кроме окраины Варшавы.
Усредненно города и местности Польши можно описать примерно так.
Большинство городов имеют исторические центры - «старе място» - с застройкой от конца средних веков до конца 19-го века, предместья с застройкой второй половины 19-го века и первой 20-го века. «Старе място» как правило очень чистое и аккуратное. Предместья выглядят примерно так как Львов вне центра ограниченного улицей Свободы и Замковой горой, только налет «обшарпанности» немного поменьше, как раз такой, что видно - дома старые. Именно предместья в польских городах мне нравятся больше всего. Основная жилая застройка в городах относится к 70-м - 80-м годам и примерно схожа с Российской - панельные дома. Основные расцветки -желтые, желто-голубые или желто-зеленые. В маленьких городках - те же «хрущобы», что и в РФ в небольших райцентрах, но «повеселее» - дома облицованы упомянутой желто-голубой или желто-зеленой расцветкой.
Промзоны городов и вообще промзоны очень схожи с Российскими - примерно такие же пейзажи. Встречается и конкретная разруха, свалки и т.п., причем до боли родные, такие же, как в РФ. Скажем в юго-восточной Европе разруха местами гораздо хуже Российской, в Польше же проезжая по окраинам городов, через промзоны, мимо свалок старой техники возникает ощущение, что находишься в РФ или Украине. Но различия есть. Прежде всего они в том, что центры старых городов представляют собой единое целое, а не две церкви, монастырь ,пару улиц с купеческой застройкой и покосившиеся избы среди них + мрачные хрущобы с неработающими предприятиями на окраине как малые города РФ. Города Польши, даже самые малые другие - даже в небольшие городках, хоть с каплей историчности в центре представляют собой единое целое. На центральных улицах много магазинов, кафе, кипит жизнь. Скажем , если представить себе малые туристические города РФ, например Козельск или Юрьевец - то помимо красоты природы и достопримечательностей там страшный мрак и депрессия. В Польских исторических городках такого нет - жизнь там идет. В некоторых городах Польши столкнулся с необъяснимым феноменом - иногда крупный город с большим количеством достопримечательностей, предприятий и командировочных выглядит очень провинциальным, налет провинциальности витает прямо в воздухе, при этом во многих маленьких городках чувства провинциальности нет. Характерные пример - Люблин и Ольштын. Относительно большие города (по меркам Польши), а что в них есть совсем провинциальное. Особенно в Люблине, несмотря на очень красивый и интересный старый город. При этом в маленьких городках, например, в Мальборке или Пшемысле на улицах в центре часто кипит жизнь в вечернее время.
Поляки несколько схожи с жителями РФ в отношении к месту проживания - смотрят на Европы с убеждениями, что там все гораздо лучше. Но есть существенное отличие - поляки при этом очень трепетно относятся к своей истории и историческому наследию (зачастую, правда, это наследие немецкое и австрийское). Музеи и исторические памятники и города очень хорошо содержаться. Музейные работники не «серые мыши» и «старушки - божьи одуванчики», а вполне респектабельные мужчины и женщины, если и не в костюмах, то очень прилично выглядящие. При осмотре музея музейный работник обязательно по собственной инициативе рассказывает об экспонатах и старается показать лучшие точки для фотографирования. Если музейный работник знает русский - старается рассказать русскоязычному туристу о месте и экспонатах по-русски, если знает только польский - говорит специально медленнее, чтобы частично быть понятым. (Польский язык несмотря на сложность звуков довольно простой и сильно близкий русскому, при пребывании в Польше больше 5 дней он становится понятен, особенно если немного знакомы еще несколько языков славянской группы кроме русского).
Многие поляки отдыхают непосредственно в Польши. Условия в Польше для этого есть. Условно есть довольно большие три зоны отдыха в Польше - горы (Татры, Бескиды, Судеты) на юге - места с отличным горным воздухом, коттеджами и отелями, местами для прогулок и горных лыж. Горы во многих местах оборудованы подъемниками. Основным центром отдыха этой зоны считается Закопане.
Польский участок Карпат (Татры) и Закопане
Вторая зона занимает около 300 километров - побережье Балтики от Свиноустья до Хеля. (Есть еще Гданьский залив с Сопотом - но эти места как курорты несколько устарели).
Балтийское море не так подходит для купания, как более Балтийское море не так подходит для купания , как более южные моря. Но ощущения при пребывании на юге Балтики в Польше очень комфортные - курортные поселки очень чистые, чистые пляжи с дюнами, кафе с очень вкусно приготовленной Балтийской рыбой сосновый лес на побережье совместно с Балтийским морем создает на побережье какое-то ощущение спокойствия и умиротворения. От Свиноустья до Хеля на Балтике расположены несколько десятков курортных поселках. Даже в дорогих отелях цены существенно меньше, чем в дешевых у соседей по побережью - Калининградской области и Литве. При этом качество отдыха существенно выше.
Побережье Балтики в Польше
Третью зону отдыха Польши условно можно назвать «местной Карелией». Это Мазурское поозерье -регион Вармино-Мазурского воевожства с хвойными лесами и множеством озер, часто соединяющихся друг с другом и множеством тихих отелей и спа-салонов. Поляки очень любят отдыхать в этом регионе. Из иностранцев на Мазурах отдыхает очень много немцев . Если кто-то очень любит Карелию, но надоели комары и холодные ночи, а также хочется большего уюта - отдых на Мазурах это хорошая замена Карелии. Центр данного региона отдыха - курортный городок Миколайки.
Ольштын - центр Вармино-Мазурского воеводства
Для туристов, которым больше интересны города, чем просто отдых при выборе того, что обязательно стоит посетить в Польше из городов в обязательном порядке рекомендовал посетить Варшаву (несмотря на укрепившееся мнение, что это серый город мало интересный туристам, Краков, Торунь и Гданьск.
Столица Варшава с идеально восстановленным (точнее выстроенным на руинах после второй мировой войны) старым городом. Старый город Варшавы сейчас по чистоте и аккуратности выглядит, пожалуй, сильно лучше, чем центрыгородов «настоящих Европ» , к примеру Парижа и Вены (имеется ввиду не вся Вена, а непосредственный центр внутри Ринга). Параллельно восстановленному старому городу в Варшаве расположен «сити» от центрального железнодорожного вокзала на север вдоль Маршалковской улицы. «Сити» и Старый город планировщикам современной Варшавы удалось разместить так, что находясь рядом друг с другом эти части города не портят друг друга. Более того, из старого города стеклобетонных башен не видно, а от вокзала и с Маршалковской улицы не видны здания старого города и Краковского предместья. А вот районы вокруг нового центра и старого города действительно мрачноваты, но туда и не нужно ходить.
Варшава
Краков - туристический бренд Польши. Красивый замок, старый город, отличная туристическая инфраструктура. Из городов Польши наиболее посещаем туристами из РФ.
Краков
Торунь и Гданьск - города с «готической» архитектурой. От Кракова отличаются совершенно. Это «немецкая» часть Польши. В Торуне город сохранился и не был разрушен во вторую мировую войну, сохранился почти натуральный готический средневековый город. Гданьск во время войны был разрушен, но сейчас старый город , состоящий из нескольких частей идеально восстановлен. Гданьск дает представление о том, как выглядел немецкий средневековый Ганзейский город.
Торунь
Гданьск
Недалеко от Гданьска в городе Мальборк расположен «самый большой готический замок Европы» - замок Мариенбург, бывший когда-то центральной резиденцией магистра Тевтонского ордена.
Мальборкский замок.
Города, достойные посещения в Польше, после курортных зон и перечисленных мест - Вроцлав, Познань, Быдгощь, Люблин, Замосць, также интересен для посещения город Лодзь.
Вроцлав
Познань
Быдгощь
Мне же в Польше больше всего нравиться не очень большой холмистый городок Подкарпатского воеводства - Пшемысль, находящийся на пути из Польши во Львов, расположенный близко к границе с Украиной. Чем понравился - объяснить толком не могу, там по сути особенного ничего нет - пару костелов, небольшой замок, состоящий только из стен и застройка в центре конца 19-го -первой половины 20-го века. Смотрится город очень уютно и оживленно, хотя местные жители говорят, что город преобразился в последние 10-15 лет, а до этого был «дыра дырой».
Пшемысль
В Польше имеется отлично налаженное железнодорожное сообщение. Железнодорожная сеть очень густая, даже в самой глуши есть железные дороги и регулярное , не менее 3-х - 4-х пар в день сообщение. Между крупными городами сообщение отлажено по железной дороге отлично - поезда курсируют с интервалом в среднем не более часа. Отлично отлажено не только сообщение Варшавы с городами и регионами Польши, но и «рокадное» сообщение. Подробнее по польским железным дорогам будет отдельный большой рассказ.
Польские железные дороги
С автобусным сообщением в Польше несколько хуже, чем с железнодорожным. Междугородние перевозки, как правило, население совершает по железной дороге, а автобусы служат для развоза из крупного города по «местным колхозам». Исключение - междугороднее сообщение там, где автобусом дорога быстрее, чем по железной дороге. Яркий пример - Краков-Закопане. В целом автовокзалы в Польше гораздо менее комфортны, чем железнодорожные в крупных городах. Менее комфортны - это сказано мягко, так как во многих городах их желательно вообще обходить, чтобы не испортить впечатление о стране. Характерный пример Люблин. Автовокзал там вызывает резкий контраст с чистым железнодорожным. При входе в автовокзал хочется резко оттуда выбежать - резко в нос бьет чебуречно-бомжевыф запах. Но есть и чистые автовокзалы - например в Кракове. На самом деле в РФ ситуация такая же - автовокзалы в городах находятся в сильно худшем состоянии (в среднем), чем железнодорожные. Другое дело, что сами железные дороги РФ по сравнению с уровнем организации и пассажирским трафиком в Польше сильно отсталые.
Почти во всех Польских городах в центре множество кафе, ресторанов, каварен и цукерней (кофейней и кондитерских соответственно). Из еды в Польше мне больше всего понравился суп Журек (суп на хлебной закваске с яйцом , колбасой и чем еще попадется под руку) и филе различной рыбы на Балтийском побережье. Больше нигде , как на Польском побережье Балтике такой вкусной рыбы есть не доводилось. Из кондитерских изделий в Польше нравятся «омлеты» и «гофры». «Омлет» - это кондитерское изделие , визуально похожее на наш привычный омлет, свернутый вдвое. Внутри находится нежирный крем, а снаружи тонкое и мягкое тесто, которое во время еды действительно похоже на яичный омлет, но, все же , является тестом. «Гофры» - это подогретые Венские вафли , залитые сливками или фруктовым джемом / фруктами.
Ну и напоследок об отношении поляков к русским. Конечно, не стоит путать туризм с эмиграцией, но на бытовом уровне отношение очень хорошее. Если человек знает русский язык - он старается говорить на нем. Если в кафе или отеле персонал русский язык не знает, но есть кто-то из персонала кто язык знает, то этого кого то очень быстро пытаются найти. Во многих местах - встречалось на вокзалах, в отелях, музеях просят «не мучиться» и не говорить по-польски или по-английски, а переходить на русский. За три пребывания в Польше я не разу не видел негативного отношения поляков к русскоязычным. Был только один случай с соседом по купе от Гдыни до Владиславово, он был очень обижен на Советский Союз за то, что родной город его родителей Вильно отрезали от Польши. Но в общем он полностью был прав и негатив его скорее распространялся на СССР, чем на меня , как на попутчика. В общем, за три пребывании в Польше мне показалось, что времена отношений России во всех ее государственных образования от Ивана Грозного до сегодняшнего дня и Польши друг к другу как «к супостату» прошли и никакого негатива в отношениях сейчас нет, кроме риторики некоторых политиков, причем с обеих сторон.
В последующих рассказах о Польше - впечатления о польских железных дорогах и детальные рассказы о посещенных местах.