Мои первые музыкальные воспоминания - это Миррей Матье, французские шансонье (были такие пластинки «Под крышами Парижа») и японская группа «Ройал Найтс» (они ездили в Москву и Мелодия издала три их пластинки).
Потом появились Итальянцы. Я знал все их песни наизусть, Челентано-Кутуньо-Джо Дассен. Демис Руссос и Далида. Еще Битлз, Смоки, и позже Криденс (я уж не буду на англицком названия писать, какое это имеет значение). Короче хорошая эстрада - все, что могли достать мои родители. Отец, правда, всегда любил классическую музыку, но охотно мурлыкал под гитарку песни Дассена в перемешку со своими (так охотно, что я долго не мог разобраться где чьи).
Потом мы переехали в Вильнюс, я перешел в пятый класс, появлялось все больше винилов. Среди наиболее ярких впечатлений: модерновая поп-музыка: Сикрет Сервис (А-НА, Альфавил, Марк Алмонд); вечное: Абба и Бони М (это пожалуй еще в Одессе), и попс 80-х: Тичь Ин, Бакара, Арабески, Сестры Мэйвуд... «умный рок»: Аллан Парсонс Проджект, ЭЛП, Йес, Джетро Талл, Кейт Буш. Старый рок: Битлз (ладно, назовем это «вечное»), Криденс, Роллинги, Дорз. Потом появился еще и тяжелый рок: Рэйнбоу, Дио, Кинг Даймонд, Блэк Саббат, Ингви Мальмстин, Дип Парпл...
Среди непонятого и неоцененного: Пинк Флойд (люблю две песни, никогда не любил «Стену»), Депеш Мод (недавно переслушал и понравилось, в юности не слушал категорически), Дорз и Лед Зеппелин (люблю по 10 всем известных песен, остальное отчетливо раздражает). Майкл Ждексон и Мадонна (сейчас нравится несколько песен Джексона и многие Мадонны, в юности держал их диски, но почти никогда не слушал, может я деградировал?).
В институте выяснилось, что у меня буйный темперамент и я люблю танцы с крушением мебели. В любимчиках плотно закрепились Ред Хот Чилли Пепперс, Суисайдл Тенденсис и курсе на третьем, я случайно открыл для себя Мистер Бангл - это было откровение. К этому времени я вовсю слушал весь имеющийся в наличии Арт-Рок. Мы с друзьями прямо таки прочесывали московские студии звукозаписи в поисках новых альбомов и групп. Из того, что нравится по-прежнему: Джетро Талл (в виде избранного), Кинг Кримсон и сольники Фрипа с Лигой Крафти Гитаристс (это, без дураков «взрослая» музыка), Джентл Джайнт (очень хороши!), самый старый Йес, альбом ЭЛП «Трилогия» (который слушал еще в школе).
Примерно в то же время, в Вильнюсе происходил настоящий бум Панк Рока. Половина моих друзей были панками, причем «играющими». Вон, и первый муж моей жены - панк барабанщик. Слушали все что угодно, всякие Эксплойтэд, Грин Джелли, Той Долс, Рамонес, Министри, Лард, Секс Пистолс, Дед Кеннедис и многое другое... уж я там оторвался по части крушения мебели! Но музыка меня в целом не приколола. Это так, под настроение. Параллельно слушался хеви-металл, но честно говоря скорее для общей эрудиции. Хотя Кинг Даймонд мне по-прежнему очень приятен, даже слушаю иногда, как и «Черный» альбом Метиллики. Есть еще Фэйт-Но-Мор и Ливинг Колор, а также финнская группа Вальтари (правда с этими я познакомился позже). В то время я любил шутить, что у меня три любимых «К» - Кинг Даймонд, Кинг Кримсон и БиБи Кинг, что неизменно производило хорошее впечатление
Арт Рок задрал, не сразу конечно, постепенно... и начались поиски чего-то еще. Джаз Рок! И понеслась, Маклаклин, Корея, Ханкок, Дэйвис (электрические альбомы), Пако Де Лючия (просто, за компанию с Маклаклином), Пет Меттени... Надо сказать, что у меня в доме всегда играл джаз. Оказалось, что в шкафчике стоят диски, которые чуть ли не старше меня: Бенни Гудмен, Чарлз Мингус еще что-то из той же оперы, а также джаз эстрада, которую так любит моя маман: Бинг Кросби, Пэт Бун, Элла Фицджеральд, Дорис Дэй, Синатра (как без него). Параллельно я активно знакомился с этнической музыкой, все-таки у нас в общаге было полно африканцев. Чезара Эвора, Ха, я слушал Зуук, когда в родном Вильнюсе никто кроме кучки спецов-географов не знал о существовании такой страны, Кабо Верде!
Мы подсели на джаз рок той же компанией, что слушали арт рок - это было продолжение поиска. Просто всем нам не хватало в эстраде и поп музыке какой-то мысли, критики называли это «концептуальностью». Да и «концептуальность» арт рока скоро приелась. По большей части наивно, пафосно. Кроме того, все мы очень тянулись к инструментальной музыке. Поэтому Рок, в целом, привлекал нас больше, чем попса (в роке же виртуозно пилят на гитарах!), захотелось слушать гитарный джаз. Дальше, я все более охотно слушал различную инструментальную музыку, соло и оркестры, потихоньку начал приобщаться к камерной и симфонической музыке. Все же мое «джазовое образование» несколько однобоко. Так я очень поверхностно знаком с великими фигурами эры свинга и би-бопа. Я слушаю Монка, Гиллеспи, Паркера, Дэйвиса, Сонни Ролинза (скажем так ограничено). Среди моих записей преобладают работы современных музыкантов: Медески Мартин и Вуд, Зорн и команда в различных сочетаниях, Паттон (правда это скорее металл), а также кое что из фри джаза: Кахил Эль Забар, Этник Херитадж Есембле, Тим Берн, Ли Кониц, Ганелин Чекасин Тарасов (землячки), Орнет Колман, Мэтью Шипп, Уильям Паркер... честно говоря я слушаю просто все, кроме нойза и электроники (диджеи всякие, если в чистом виде, не подходи).
В музыке я ценю мелодизм. Жанр песни прекрасен, если хороша мелодия - АББА, или Робби Уильямс (в удачных песнях). Даже если это «фри джаз» - это может звучать красиво, мелодично или, как шумовой мусор. Очень люблю Зорна и Масаду за мелодизм, однозначно. среди музыкантов с чьим творчеством познакомился недавно выделяется Мэтью Шипп.
Еще я понял такую вещь (хотя это спорно): искусство - это преемственность традиции. Даже самое новаторское искусство должно операться на традицию, а «высосанная из пальца» вещь, будь она 10 раз оригинальной, не приживется на древе искусства.