ДИСКОТЕКА на Балканах - это вам не то место, где ногами...Но по-порядку.
Итак, маленький словарик понятий, которые не то, чем кажутся на первый взгляд. "Дискотека" - как следует из большинства словарей - это "танцевальная вечеринка". Упор на слове "танцевальная".
Допустим, вы - на местной дискотеке. И видите, что кто-то танцует (легкое подрыгивание правым бедром не в такт музыке, - не считается). Знайте, что этот кто-то или неприлично пьян, или не местный. Как русского безошибочно определяют по привычке иметь "домашнюю" и "парадную" одежду, или одевать "лучшее" не к стилю, не к месту; так же и истинного балканца можно проверить на дискотеке. Он не танцует. На дискотеке, вообще, чтобы вы знали, танцуют только специально обученные люди. "Го-го-играчицы" обычно называются они. Истинный же балканец возлежит, нет, простите, восстоит у столика (да-да, танцзал покрыт столиками), и заказав задумчивый коктейль или молниеносную ракию, смотрит. Смотреть ему есть на что, хорошая дискотека вмещает как правило не менее тысячи людей.
Когда-то у меня было предположение, что дискотека - это место, где раз уж не потанцевать, то хоть собраться и пообщаться с друзьями (вокруг столика с задумчивыми коктейлями). Но это предположение быстро умерло под нестерпимую громкость музыки. Громкость музыки на местных дискотеках такова, что отправляясь, не забудьте мобильный телефон: всегда проще написать что-то на его экране в поле для смс, чем долго и бесцельно кричать соседу на ухо.
Если дискотека открывается в 11, то идти к 12 - это ужасно рано. Народ соберется к часу, и "пропляшет" (читай, простоит) до 5-6 утра. "Но вот в чем смысл?" - приставала я к местному населению. В чем смысл пятичасового стояния на 10-сантиметровом каблуке в платье, так выгодно очерчивающем грудь, что от одного-единственного активного движения руками, оно (платье) рискует оказаться на талии? Другими словами, единственные, чья одежда удобна для танца - это те же го-го-играчицы. (Не надо мне говорить, что одежды на них нет, сама вижу) Говорить - не поговоришь. Плясать - вы не пляшете. Посмотреть друг на друга - ну сколько можно смотреть? Час, два? Ну не 5 часов же. Ну, пришлите мне фото, я дома на вас посмотрю.
"Ты что?", - говорят мне обычно с ужасом. "Как это, уже два часа ночи и "я пошла домой", - все же только начинается. Еще же не вышел Ацо, Цеца, Уцо, Тра-Ца-Ца". Выходит Уцо. Его концерт - часть дискотеки, или дискотека - часть его концерта, не разберешь. Громкость увеличивают в разы, все начинают подпевать. Если до этого вы на правах не местного честно пытались танцевать, то кроме оттоптанных ног, у вас теперь оттоптаны и уши. См. раздел "народняки".
И, выдираясь из толпы к трем утра, с помятыми ушами, боками и ногами (Люди любят Уцо. Люди приходят на Уцо), понимаешь, что все таки есть некоторые плюсы: Во-первых, местные дискотеки - вневозрастные. Стоять у столика можно и в 50, и в 60, и в 70. Поэтому две 50-летние подруги, вышедшие на дискотеку - это вполне нормально. И мне это очень симпатично. Во-вторых, можно продемонстрировать тысяче и более людей все личные ювелирные и гардеробные достижениями. В-третьих, дискотека - это все таки мощный социальный институт с такой мощной социальной функцией как "смотрины"
- Йелена, где ты познакомилась со своим мужем?
(Невозмутимая Йелена на мгновение принимает вид сладкоежки, получившего в наследство кондитерскую фабрику)
- На дискотеке. Он меня УВИДЕЛ.
БАШТА - в любом языке есть абсолютно непереводимые слова - языковые реалии, как например "тюбетейка" или "сомбреро" - сомбреро, оно и на Аляске сомбреро, другое дело, что на Аляске его не носят, нет такой реалии - нет и слова в языке. Слово "башта", которое в любом словаре вы найдете как "сад, огород", в Черногории тоже не совсем то, чем кажется.
"Башта" - это клочок земли, маленький клочок земли (действительно маленький - вплоть до метр на два), обычно прилежащий к дому, на котором рачительный хозяин играет в своеобразный ботанический "тетрис": посадить тенелюбивые растения в тени светолюбивых, вьюны пустить по ограде, грядка под огурцы, грядка под помидоры. Пол-грядки под шпинат, пол-грядки под блитву. А между ними еще и местный сорт капусты - у которого длинный стебель, а наверху - не кочан, но пучок листьев. По баште семьи можно судить о рационе и пристрастиях.
У башты есть еще одна функция, увы, уходящая в прошлое. Раньше башта - была таким же "лицом хозяйки", как в СССР "лицом женщины" была кухня (если вас мама не пугала этим утверждением, то меня пугала. Но у кого был еще более жесткий вариант: "унитаз 0 лицо хозяйки"). Башта должна быть еще и красивой. Цветы, керамические гномы и утки, не такой питательный, но пахучий базилик - все это делали женские руки, и делая, они знали, что соседи смотрят. Еще точнее - следят. И оценивают. К тому же цветы на баште были (и сейчас это встречается, но не на избалованном побережье) - обязательной частью балканского small-talk. После вопросов о семье и здоровье, зашедшему вежливому гостю следовало восхититься баштой. Например "что су лепе ове розе". На что рачительный хозяин немедленно кидался эти розы для гостя срывать. Даме, пришедшей в гости к другой даме, в дорогу "убирали цвећа" - тоже хороший тон.
Так что башта - это не сад, и не огород, это нечто довольно самобытное.
Любят иметь свою "башту" и рестораны. И в ней тоже будут цветы, особенно если она видна посетителям. И неудивительно, что салат из сезонных овощей, в который кладут все, что выросло, так и зовется: "башта-салата"
Народняк/ Narodnjak - это нечто такое музыкальное. Играется в ресторанах, имеет ряд отличительных признаков:
1. Громкость! Без громкости - народняк и не народняк вовсе! Если публика способна отличить звуки от вибраций - певец провалился. Если публика в первую очередь занимает в "зале" не последние, что подальше, а первые ряды - провалился тем более
2. Умение певца тянуть одну гласную не менее 40-50 секунд. Са тоооообом ништа не желим на брзиииииииинуууууу.... Растяжение звуков компенсирует отсутствие рифмы
3. Всенародная любовь. Все знают и все подпевают. Поэтому, что споет певец - не так важно. Важно, что каждый споет внутри себя.
4. Тест легкого эротического содержания... Если нет - легкого душеломного содержания. Люблю другую, но в эту полночь помогу тебе...Нищий я, но жизнь люблю...залью-ка недра вином...ночь мне тебя должна...
5. Умение исполнителя ловко прерывать песню проигрышем, когда ему нужно облобызать новоприбывшего кума/брата/свата. Как бы, так оно и полагалось
6. Раньше стойким признаком народняка была гармошка. Теперь - синтезатор.
7. Раньше стойким признаком народняка были треники. Теперь это треники от Армани.
8. Герой народняка так или иначе страдает. Страдают и его слушатели. Или с ним вместе, или от него. Например:
http://www.youtube.com/watch?v=_u3_OUtcPs4 - худший народняк 2012 года
9. Народняк - это вам таки песня! Поэтому нечего танцевать! Вон, исполнитель же не танцует. Спасибо, если он у микрофона стоит. Если переминается с ноги на ногу - герой! А то может и вовсе присесть и больше не встать. Есть, правда, уровни жестикулятивного мастерства, от слова "жесть". Представлены вот здесь. Там же можно ознакомиться с самим жанром:
http://www.tarzanija.com/postani-narodnjak-besplatni-kurs-gestikulacije-najvecih-bardova/