Mar 20, 2011 17:26
В некотором смысле, подлинным героем "Мегилат Эстер" является именно Ахашверош, а ценральным узлом сюжета - противостояние между ним и Аманом.Точнее же: Аман и Ахашверош сталкиваются с одинаковой ситуацией, однако Аман оказывается не в силах найти решение и гибнет, а Ахашверош способен эту ситуацию траснформировать (что, кстати, вполне соответствует и главному мотиву Пурима - фигуре "переворачивания").
Ситуация же эта связана с проблемой признания (несомненно, вообще говоря, что проблема "признания", "чести", "почета", "постыдного" является одним из постоянно повторящихся лейтмотивов Мегилы). И Ахашверош, и Аман сталкиваются с "отказом воздать надлежащие почести": Ахашверош - с отказом Вашти, Аман - с отказом Мордехая. Но, столкнувшись с отказом, они ведут себя принцииально по разному. Аман аппелирует к высшей инстанции, к закону и порядку, и пытается проецировать отказ Мордехая воздавать ему почести на "весь его народ" (то есть уйти от осознания кокнретной ситуации и подменить ее иной, превратить реальное столкновение с Мордехаем, в столкновение со "всеми иудеями", которые вообще не соблюдают никаких законов). Ахашверош же в некотором смысле продложает инерцию движения Вашти - не пришла, так и не пришла, пусть вообще никогда не приходит. Тут, конечно, тоже присутствует некоторый момент обобщения (все женщины станут так себя вести), однако целью Ахашвероша является, скорее, предотвратить подобное уравнивание ситуации Вашти с ситуацией "всех женщин вообще", и удаление Вашти диктуется именно этим мотивом. В любом случае, в противопложность Аману, фиксирующему все свое внимание на Мордехае, но отказывающемуся это признать, Ахашверош как раз отдает себе отчет в сути проблемы - и благодаря этому Вашти как таковая перестает быть для него значимым фактором.
Именно поэтому Ахашверошу в конечном итоге удается изменить исходную ситуацию. В противоположность Вашти, не пришедшей к Ахашверошу, когда он ее звал, Эстер приходит к нему, не будучи позванной (а только таким и может быть исправление: Вашти вполне можно было бы заставить прийти, но проблема-то ведь в том, что она должна захотеть прийти сама). Именно в этот момент социализация сексуального (Ахашверош зовет Вашти не просто так, а для того, чтобы продемонстрировать "народу и придворным", то есть подтвердить свой статус отделенного от них и возвышенного над ними с помощью красоты Вашти) превращается в сексуализацию социального: Ахавшерош позволяет сексуальной привлекательности Эстер преодолеть иерархические нормы (запрет приходить к царю по своей воле). Аман же, упорно пытающийся превратить проблему Моредхая в проблему "всех иудеев", оказывается жертвой собственной иллюзии: именно из-за этого превращения он, сам не зная этого, пытается уничтожить Эстер, что и приводит к его конечной гибели.