Конфуций, конечно, неплохой теоретик...

Mar 06, 2015 23:30

Оригинал взят у fdo_eq в Конфуций, конечно, неплохой теоретик...
Вот, допустим, человек увлекается математикой. Или литературой, или историей... Ну, словом, чем-нибудь таким, что ни с каким производством материальных благ не связано, да и интересно кроме него самого очень ограниченному кругу. Что делать и как построить жизнь? Я буду рассматривать на примере математики, как сферы, лично мне близкой, но это именно пример, для других увлечений все то же самое.

Хорошо бы по Конфуцию: выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни. Для того, чтобы такую работу можно было бы выбрать, нужно еще, чтобы такая работа существовала, а это уже зависит не только от нашего субъекта, такая работа должна признаваться обществом. Далее возникают варианты.

Вариант первый - начать убеждать всех в общественной полезности твоего вида деятельности. Да, так и происходит. Давайте рассказывать, что математика - царица наук и ум в порядок приводит, давайте указывать на многочисленные применения в инженерной практике - и общество расщедрится, насоздает математических кафедр в ВУЗах, введет математику в школе, вот вам, математики и рабочие места. Правда, места не сильно оплачиваемые (а зачем, если на них и так стремятся), а во-вторых, связанные кроме собственно интересной деятельности и с неинтересной, педагогической. Так что работать все-таки придется. Прогрессивное общество может даже создать академию, а в ней некоторое ограниченное количество рабочих мест для чистых математиков... но во-первых, это опять-таки малооплачиваемые места (не нравится - не держим!), во-вторых, академия опять таки не резиновая, а в-третьих, проблема доказательства общественной полезности тут будет непрерывной. А потому либо придется работать на военные заказы (или хотя бы изображать, что работаешь на таковые), либо постоянно отчитываться. Либо и то и другое одновременно. Так что совсем уж по Конфуцию опять-таки не получается.

Второй вариант - заняться чем-то, что однозначно признается полезным, а свой интерес оставить себе в виде хобби. Ну а что, Эйлер и Браге составляли гороскопы, Платонов работал дворником, а Галич - кочегаром. Ничего, ничего... Правда, на работу тоже еще устроиться надо, но тут в помощь сложившиеся стереотипы. Математик - ну значит, в программирование, либо сайты клепать, либо бухгалтерские отчеты мастерить. А если повезет, то в финансовые аналитики. Так что жить вполне можно. Да, согласно Конфуцию, придется всю жизнь работать, ну так что же, у нас труд в почете... А математика - в свободное время. Если, конечно, оно еще останется. Программисты, кстати, получаются в целом неплохие, во всяком случае ит-компании высказывают явную заинтересованность.

Важно вот что. До сих пор мы рассуждали с позиции конкретной персоны, противопоставляя ее всему обществу. Но оно тоже неоднородно, а увлечение само по себе не возникает. Как сказал мудрый Лем, человеку нужен человек. Заинтересованность в математике на самом деле означает стремление к общению в обществе людей, разделяющих твой интерес (еще раз напоминаю, математика здесь - только модельный пример. Вместо нее можно рассматривать коллекционирование марок, интеллектуальные игры, написание романов и вообще любую непроизводственную активность). Но для общения нужно соответствовать своему кругу. А потому нужно соответствующее образование. Которое теоретически получить можно, ибо согласно первому варианту развития есть и математические кафедры и даже математические факультеты. А также есть те самые пресловутые ит-компании, которые заинтересованы в программистах, которые получаются из математиков. И которые поэтому все время болтаются возле математических факультетов, стремясь переориентировать студентов от общения в математических кругах на себя. На самом деле это связано с их конкуренцией между собой, компании агитируют не за ит-сообщество, а конкретно за себя, но агитация за ит получается как следствие. Молодых математиков пытаются переубедить, что вот это сайтописательство и отчетомeйкинг - и есть математика. "Современная", ага. И получается...

Вот только результат выходит на совсем тот, который ожидается. Агитацией можно заставить сделать выбор, но нельзя сместить интерес. И сидят в отделах разработки люди, внутренне не ощущающие себя на месте. Они стремились к общению к собратьями по интересам и ровней по интеллекту, а приходится общаться с "аналитиками" и "менеджерами". А между собой - иногда в курилке, да и то опять же по рабочим вопросам. Вот и пытаются реализовываться кто как умеет. Каждый второй архитектор, каждый третий разрабатывает фреймворк...

Руководство компаний видит и непроизводственные расходы и потерю дисциплины. А вот причин не понимает. И пытается исправлять ситуацию по своему разумению, то есть лезет на математические факультеты внедрять там курсы "производственной направленности". Встречаясь с сопротивлением и порождая апатию еще на студенческом уровне. И пытаясь бороться с этой апатией теми же методами, раскручивая маховик.

Что делать? Ребятам - просто осознать свое место в мире. Дать себе отчет, где твой интерес, а где интересы других людей. Себе только при этом не врите. И сделать выводы. Какие? Ну, это каждый сам для себя, не вижу смысла подсказывать или советовать умным людям.

А компаниям порекомендую не лезть туда, где многовековая традиция все всегда обеспечивала сама. Как говорится, лучше помогите материально. Людей учить - это не роботов программировать, так что никакая разработка учебных курсов тут не поможет. Тем более новомодные попытки "прошивать" эти программы через интернет (я имею в виду расплодившиеся дистанционные курсы). А с другой стороны, никуда математики от ит-компаний не денутся, нет никакой необходимости лезть со своим уставом в калашный ряд. Вариантов дальнейшей судьбы у них все равно раз-два и обчелся. Так что лучше бы сосредоточиться на создание соответствующего климата у себя внутри, тут многим есть куда расти. А образование оставьте тем, кто умеет это делать.

Пост написан в том числе и как реакция на локальную дискуссии "В контакте"
Previous post Next post
Up