или, другими словами, что нужно сделать, чтобы что-то сделать -- хорошее или, увы, плохое, но религиозное.
к сожалению, если говорить о технике, то в пределах того, что ограничивается естественным и даже сверхестественным, но за исключением только воли Божией, различия не будет.
нужно четыре условия:
1. утопия (по буквальному смыслу этого греческого слова -- такая идея, для которой нет места на земле),
2. знание материала,
3. КБ,
4. ОТК.
1. религиозные идеи, не являющиеся утопиями, -- не являются религиозными, а являются совершенно другим, тоже на "у", что обычно обозначается аббревиатурой из двух букв.
только ненормальность идеи с т.зр. здравого смысла создает тот градиент идей (градиент -- это производная по направлению), которой будет пропорциональна скорость процессов, как учит церковная термодинамика. если градиент мал, то процессы вообще не пойдут, т.к. не преодолеют сопротивления среды.
2. материалом является только человеческий материал. -- все остальное -- даже деньги -- это не материал вообще.
те, кто реально знает о людях что-то полезное, делятся на три категории соответственно степени идиотизма (нормальные люди, не идиоты, не знают даже этого):
(1) так называемые циники: думают, что все дураки, и все продажны. -- они могут доказывать свою эффективность в частных случаях, но категорически неэффективны в общем и целом. поэтому лучше вообще их не брать в команду.
(2) скептики: понимают, что многие и не дураки, и не продажны, но при этом знают, что почти любой человек (а тем более группа) будет говорить что угодно, а реально оторвет с места свое седалище и придет в движение только за правильно показанной ему морковкой (или просто за той морковкой, которая ему померещилась). -- обычно в религиозных организациях это стремление к внешней солидности, которое конкретно проявляется в зависимости от моды (одна в МП, другая в ИПЦ и тд.). с людьми можно говорить о чем угодно на словах, но всегда безошибочно можно предсказать, куда они пойдут на деле. -- созерцая сие, скептики сокрушаются духом и приходят в практическую негодность, обаче не совершенне, а подлежат ремонту посредством терапевтического заражения гипоманиакалом от (3).
(3) романтические циники: отличаются от (2) тем, что (а) верят в существование идеалистически обусловленного поведения, (б) знают, что оно свойственно неопределенно широкому, хотя и узкому, кругу лиц. -- эти люди образуют природный скелет религиозного движения.
или другими словами: романтические циники -- это те, кто знает, что люди, включая их самих, неспособны к идеалистическому поведению, но также знает, что даже слабые попытки такого поведения будут бешенно эффективны и всегда забьют все остальное.
3. КБ -- это Конструкторское Бюро, т.е. штаб. вроде бы, все понятно (что нужен штаб), но обычно бывает непонятно вот что: в религиозном движении не бывает никого, кто не входил бы в штаб.
в штабе могут быть разные должности, и не может быть никакого равенства и демократии, но чего быть не может -- это рядовых, не принадлежащих к штабу. все должны быть причастны сознательности. "рядовых исполнителей" тут не бывает. каждый исполнитель должен решать самостоятельную задачу, хотя и координированную с остальными. это сетевая структура с так наз. "распределенным" управлением -- а иначе не заработает.
и напротив: хорошо, когда у противника много рядовых, которые никак не принадлежат к его штабу: их всегда можно более или менее перепрограммировать извне, т.е. перехватить управление хотя бы настолько, чтобы расстроить вражеские ряды. а допускать такое в своем кругу, конечно, нельзя. поэтому все должны как-то, пусть и очень своеобразно, но при этом и достаточно адекватно понимать задачи движения. нельзя пытаться никого зомбировать или просто гонять как тупую рабочую силу. (поэтому, напр., нельзя культивировать некритическое отношение к "своим" попам и архиереям. если архиерея обзовут идиотом, то ничего плохого не будет, -- особенно если заслуженно; а вот если будут думать, что данный архиерей в принципе не может вести себя как идиот, плохого будет, и даже очень много и сразу).
если говорить не о религиозном движении вообще, а только о хорошем движении, то проблема легко решаема: ведь любой человек в церковной жизни занят какой-то своей, очень конкретной, работой над собой. это волей-неволей делает его более сознательным в отношении целей своей собственной жизни, менее манипулируемым, а, значит, более способным к вовлечению в работу штаба.
4. ОТК -- отдел технического контроля, контролирующий результаты работы КБ. КБ не может себя само контролировать в достаточной степени, его самоконтроль -- это лишь самая первая и черновая стадия контроля. от ОТК не требуется предлагать альтернативные решения или даже хотя бы объяснять причины браковки (хотя объяснения всегда приветствуются), но требуется быть точным индикатором -- что пойдет в дело, а что не пойдет.
в подборе ОТК есть тривиальные трудности и нетривиальные. тривиальные -- это проблема не ошибиться в людях. но это не так сложно, как понять, какие вообще люди тут могут быть нужны. это должны быть люди, обладающие абсолютным слухом по отношению к выбранной утопии. если такие люди есть, то хорошо их усилить людьми попроще, которые обладают абсолютным слухом по отношению только к отдельным нотам утопической мелодии.
в условиях ИПЦ очевидно, что главные эксперты, от которых никогда нельзя отрываться, -- это здравые (т.е. не сумасшедшие -- т.е. отобранные в процессе решения "тривиальной" задачи) катакомбники. что будет через 10 лет, сказать сложно, но пока что они еще живы в достаточном количестве для обеспечения экспертизы. а в качестве второго круга экспертов могут оказываться и очень разные люди, которые -- по самым разным причинам -- могут оценивать одельные аспекты нашей деятельности: это и члены МП, и просто люди с улицы, и атеисты, и вообще люди самого неожиданного типа.
----------
закончу этой бодрой песенкой, как раз подходящей к царскому дню:
Click to view
это старинная песня от лица Жана Шуана (Жана Коттеро) со знаменитого альбома Катрин Гарре (1977) про Вандею -- Jean Cottereau disait à ses soldats, écoutez-moi les gars, écoutez-moi ! ("Жан Коттеро говорил своим солдатам: Послушайте, ребята, послушайте меня" -- начало каждого куплета).
она слегка сократила традиционный текст и добавила в конце от себя (насколько я смог понять). сначала она воспроизводит спорное, с христианской т.зр., место исторического оригинала:
Ne tirez jamais sur un bleu -- Никогда не стреляйте в красного [термин bleu "синий" тут на русский лучше перевести именно так]
En train de prier le Bon Dieu -- Когда молитесь Господу Богу: (см. примечание ниже!)
Au lieu d'aller chez les maudits -- А то вместо того, чтоб пойти к проклятым,
Il irait droit au Paradis. -- Он прямиком пойдет в рай!
-- а вот очень нужное бесспорное и прямо из Нагорной проповеди взятое место не поет:
Dans les champs des Républicains -- На полях сражений с республиканцами
Avez-vous soif ? Avez-vous faim ? -- Вы жаждете? вы голодаете?
Dieu vous envoie un souper fin -- Бог посылает вам прекрасный обед:
Buvez la pluie, humez le vent, -- Пейте дождь, вдыхайте ветер,
Serrez la boucle et en avant ! -- Заткнитесь и вперед!
ПРИМЕЧАНИЕ, которое НИЖЕ: Яков Георгиевич убедил, что во врага нельзя стрелять, когда ОН молится Богу, а когда сам молишься, тогда, наоборот, можно:
http://hgr.livejournal.com/2035690.html?thread=32790506#t32790506