Перемены конца 80-х начала 90-х, лично для меня, хороши ещё и тем, что начали издавать авторов ранее недоступных читателю.
Старший ребёнок у меня рос с Хармсом, знали наизусть (и я вместе с ним) все его детские стихи, читали вслух, даже вдвоём хором, идём в парке и читаем. Нравилось. Ритм чёткий, абсурдность некая, задор. Книжки сама покупала, и дарили, тоненькие такие разного качества, иногда совсем без качества - чёрно-белые с цветной обложкой, а бумага внутри коричневатая, шершавенькая. И вот приобрела большого формата издание - обложка ламинированная, бумага белая, и всё в ней собрано, да ещё с главами по всей книге с фотографиями и рассказами об авторе, изложено именно для детей.
Ребёнок подрос и пошёл в первый класс. Тогда были распространены собеседования, ещё пока не тестирование. И вот на вопрос - Кто любимый поэт (или писатель)? Отвечает тут же - Хармс. Комиссия подудивилась. Ну ладно.
Это ещё не всё.
Затевался концерт художественной самодеятельности, или праздник какой, уже не помню точно. Дети по желанию могли подготовить номер. Выучить и рассказать стихотворение, например.
Ха! Вот тут мы им показали класс! Берём стихотворение «Врун». Готовим.
Актовый зал. Наш номер. Сын идёт в центр зала, а следом - мы, муж стулья несёт, ставит. Сели. И Антон погнал:
- Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!
А тут мы вдвоём:
- Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
И дальше: - А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных -
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!
Мы: - Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
И так далее по тексту. Мы ещё меняли ноги - то левую закинем на правую синхронно, то правую на левую, пожимали плечами и махали руками. То есть была постановочная часть. Я помню даже в конце, когда про нос, что не достать, после:
А достать его руками -
Это
Просто
Ерунда! муж Антона за нос схватил и тот захохотал, что в планы моей микрорежиссуры не входило. И хватание и ржач, я имею ввиду. Но всё равно - аплодисменты, детям понравилось стихотворение не из учебника и, вроде, хулиганистость какая-то в нём; учителя обрадовались семейному выступлению. Папы - редкость в школе, а тем более в школе на сцене.
Хармс, не детский. Скорее - школьный.
Click to view
Прошло много лет.
Другого ребёнка учу читать. Теперь у нас так развит издательский бизнес, всего всего навалом, выбирай на любой вкус и цвет или подбирай по цене. Обучалок много разных, например, где слова уже на слоги разбиты. И вот она читает и может, но не так, как мне хотелось бы, не бойко, со скрипом. Читаю в основном я вслух. Уж всё перечитали и не по разу. Решила её удивить чем-нибудь, полезла в глубины шкафов и наткнулась на этого Хармса. Ламинат обложки сморщился, и на фоне современной книжной красоты выглядело всё так простенько. Взяла и почитала как бывало - бодро с интонационным ударением. И всё! Ребёнок вцепился в эту книгу. И какие там разбиения на слоги. Давай Хармса читать, читать, читать, ну и меня подключала, конечно. А в конце книги - всякие отсылки к журналам «Чиж» и «Ёж», и вокруг этого всё крутится: редакция, рукопись, слова то ещё такие интересные. («Чиж», кстати, переводится как «чрезвычайно интересный журнал» и «Еж» - как «ежемесячный журнал».)
Посыпались вопросы: А какие такие журналы? Выписывали? Ты что выписывал? - «Костёр». Угу. А ты? - «Пионер». А ещё был «Юный натуралист», а для постарше - «Ровесник» с постерами западных звёзд и «Кругозор» с пластинками мягкими внутри. - Ух ты! Сколько всего оказывается тогда было. Как это здорово. Завидки.
Попыталась что-то поискать аналогичное. Выписала «Смешариков», мда.. развлекалка на тридцать минут. Или ещё в киосках продаётся всякий детский гламур - глянцевая жуть.
Тут оказалось случайно на Петроградской и решила заехать к подруге в галерею, кофейку попить и на современную живопись посмотреть. Батюшки, а у неё-то «Чиж» лежит. Издают с 1999г. Реанимировали. Тираж 5000 экз. Но это то самое - литературный журнал для детей. Много, конечно, из старого: Введенский, истории про умную Машу (у меня такая тоненькая книжечка была в детстве, отлично помню); Толстой и Пушкин разумеется и пр. Наши дни тоже представлены, и дело даже не в авторах таких, как Олег Григорьев, например, и совсем молодых мне неизвестных, а вот в правильных балансах. Тут и город с увлекательной рубрикой - Я поведу тебя в музей. Сидят люди на Фонтанке и делают настоящий журнал.
Привезла домой аж три номера. Радости было - море, что как у папы, как у мамы: «Ура! Я - советская!»
Вот здесь в таком Клубе любителей сигар, что само по себе занятно, отличный материал про Хармса
"Хармс, Чиж и Ёж"