ДП №31. Публикация в Клубе Директоров. Часть первая.

Sep 23, 2016 17:03

Финансовый консалтинг, нефтехимия и общепит
Выбор ниши для серьезного бизнеса



Ренат Хилажев, развивающий «натур-фастфуд» Green Plate в Уфе и автор блога «Дневник предпринимателя», выступил на #UfaForum для молодых бизнесменов с докладом«Прежде чем начать свой бизнес». Доклад состоял из тезисов: «Предпринимательству нужно учиться. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Прибыль никто не гарантирует. От убытков никто не застрахует. Уменьшить рисковую компоненту можно только за счет опыта».

За категоричность и резкость Ренат получил волну критики в соцсетях, звучало мнение, что если начинающих предпринимателей пугать - они вообще ничего начинать не будут. Ренат считает, что если начинать бизнес, то надо это делать с должной бдительностью и осмотрительностью, а не с воплями: «Я ясноглазый эльф амбициозный молодой человек! Я встал с дивана начал движуху! У меня все получится! Я заработаю горы бабла! Э-ге-гей! Держите меня семеро, иначе я заработаю все деньги!»

Мы в КД связались с Ренатом и попросили подробно рассказать об опыте предпринимательства. Получился занимательный материал.


Клуб Директоров: Ренат, вы начали бизнес с финансового консалтинга и привлечения инвестиций для бизнеса. Почему вы решили заняться этой темой? Для каких ниш вы привлекали капитал и какие были основные особенности, плюсы, минусы в каждой?

Ренат Хилажев: С детства мечтал быть предпринимателем (в 5 классе сдавал картриджи от Денди в аренду), но не понимал, как эту мечту можно реализовать. В 2002 в руки попали книги Роберта Кийосаки «Богатый Папа» и Брайана Трейси «Искусство ставить и достигать цели». Они изменили мою жизнь. Я поверил обоим авторам и стал шаг за шагом выполнять их советы.

А советы были следующими. Цель должна быть достижимой и должна быть записана. Среди ближайших друзей должны быть лучшие бухгалтеры, аудиторы, банкиры и юристы. Как сейчас помню: 3 курс истфака, осознание того, что как историк я не смогу обеспечить себя и своих близких, промозглая осенняя ночь, холодная комната, кухонный обшарпанный стол в общаге, и я в общей тетрадке пишу что-то вроде: «Я сотрудник банка, мои близкие друзья - состоявшиеся предприниматели, руководители банков, опытнейшие бухгалтеры и аудиторы, юристы с обширной практикой». Писать-то пишу, а про себя думаю: «Вот где я, студент-историк, - и где все эти небожители? Точно дурак, что повелся на разводку и пишу всю эту ересь». Между тем цель была поставлена и, несмотря на весь скепсис, я приступил к ее воплощению шаг за шагом.

Одним из советов был - разобраться в том, что такое финансы и бизнес. Приступил к изучению финансовой периодики (газеты, бизнес-журналы), далее читал специальную финансовую литературу и монографии по финансам. В определенный момент осознал, что для того, чтобы разобраться, как работают деньги, нужно устроиться в банк.

Благодаря счастливой случайности я узнал о том, что открывается новая лизинговая компания. Записался на собеседование. Прошел три тура, каждый по часу. В результате предпочтение было отдано мне, выпускнику исторического факультета, хотя было много желающих выпускников-экономистов. Почему - не знаю. Возможно, потому, что принимающий решение человек увидел: я безумно хочу работать в финансовом секторе.

На тот момент я абсолютно не представлял, что такое лизинг. На последнем собеседовании у меня спросили, что знаю о лизинге, и я честно ответил, что не знаю ничего, кроме очень «соленого» анекдота про Герасима, золотую рыбку и «Рено» в лизинг. Меня попросили его рассказать. Пришлось рассказывать. Тогда в первый раз в жизни мне было одновременно и жарко, и холодно, поскольку я понимал, что сейчас решается судьба, и если меня не возьмут, то, скорее всего, я останусь учителем истории. Анекдот рассказал. Человек, принимающий решение, смеялся до слез и от смеха сполз под стол. Когда оттуда выкарабкался, то сказал: «Ты принят!»



Получение опыта в лизинговой области и консультировании

Так я попал в лизинговую компанию. Мне повезло. На работу меня взяли в декабре 2005 года, а лизинговая компания была создана в марте 2006 года. То есть я смог получить опыт не только работы в лизинговой компании, но и принял самое непосредственное участие в создании нового юр. лица. В целом мне довелось заниматься самыми разными вопросами (от регистрации лизинговой компании в налоговой и в комитете по финансовому мониторингу вплоть до разработки договоров лизинга, создания лизинговых калькуляторов, сопровождения сделок на всех этапах и их закрытии). На сегодняшний день портфель этой лизинговой компании более 1 млрд рублей.

Поймал Герасим Золотую рыбку. Та говорит ему:

- Отпусти, любое желание исполню!

Герасим в ответ чертит в воздухе ромб и высовывает язык. Рыбка:

- Мороженое?

Герасим мычит, вращает головой и опять чертит ромб и высовывает язык. Рыбка:

- Может, денег?

Герасим опять мычит, вращает головой и опять чертит ромб и высовывает язык. Рыбка:

- «Рено» в лизинг, что ли?

(Анекдот)

Сразу отмечу, что зарплата была мизерной. Первые три месяца я получал 5000 рублей (из них 3000 рублей платил за аренду кровати в съемной квартире, а на остальные 2000 рублей жил, «ни в чем себе не отказывая»), далее 7000, 10 000 - и через год работы 12 000 рублей. При этом уже тогда были предложения пойти работать на зарплату в 30 000 рублей. Но так как у меня была цель, я осознанно шел на лишения. Для того чтобы подсластить себе горькую пилюлю маленькой зарплаты, относился к ней, будто это хорошая стипендия на втором высшем образовании.

В тот год я работал по 12-15 часов в сутки. Прошел через 2 внутренних аудита и дотошную проверку службы внутреннего контроля. Стал хорошим спецом по лизингу. Более того, увидел рынок, который не видел никто. А именно - продавать свою компетенцию в области привлечения лизингового финансирования.

Так было принято решение создать компанию, которая бы оказывала услуги для МСБ (малого и среднего бизнеса) в области привлечения лизингового финансирования. Этот сегмент бизнеса традиционно плохо разбирается в финансовых продуктах, поскольку финансово безграмотен. Схема работы заключалась в том, что для своих клиентов мы привлекали лизинговое финансирование на наилучших условиях.

За первый год работы для нужд клиентов было привлечено 332 000 000 рублей, из них 100 000 000 - для МСБ и 232 000 000 - для крупных корпоративных клиентов. Основой целью консалтинговой компании было не заработать деньги, а изучить самые разные бизнесы, так как консалтинг - это всегда активный доход, а я, как истинный почитатель старика Кийосаки, мечтал о пассивном доходе.



В период с 2006 по 2013 год через наши руки прошли сотни компаний из самых разных отраслей: автодилеры, нефтянка, химтрейдинг, сельхоз, купи-продай, консалтинг, it-аутсорсинг, общепит, аптеки, СМР, лизинговая деятельность и прочее. В 2008 году случился первый финансовый кризис в моей жизни, мы оказались на грани банкротства. Среди тех бизнесов, которые были у нас на виду, только общепит прирастал выручкой и активами, несмотря ни на что. Именно тогда у меня появилась мечта заняться бизнесом в общепите.

В период с 2011 по 2013 год мы обросли дополнительными направлениями, вели финансовый консалтинг в области привлечения финансирования, бухгалтерский аутсорсинг, а также создали свою микролизинговую компанию. В 2011 году среди прочих наших клиентов появились франчайзи KFC, Иль Патио и Планета Суши. Глядя на них, мы утвердились в своем решении перейти с консалтинга в общепит. Когда в 2013 году появилась возможность купить два ресторана быстрого обслуживания, мы ею воспользовались.
Три бизнеса

Самым первым проектом у нас с партнером Марией был «Кредитный брокер», как раз с него мы начали обрастать компетенцией по привлечению финансирования для МСБ. В какой-то момент на разных этапах нам стали предлагать: давайте поработаем вместе, у вас отличная деловая репутация, вам открывают кредитные лимиты, а у нас есть проблемы с деньгами.

Мы входили в проекты как партнер, который может обеспечить прозрачность с финансовой точки зрения и привлечь финансирование на самых выгодных условиях, а партнеры входили как структура, которая будет производить и/или реализовывать продукцию. Мы занимались нефтехимией, фасовкой сухих дрожжей, разными другими направлениями. Выходили из проектов по разным причинам - например, не видели большой доходности или видели, что партнеры не могут исполнять взятые на себя обязательства.

Та компетенция, которую мы получили в консалтинге, позволяла нам правильно обозначать точки входа и точки выхода с партнерами. Это то, что обычно не могут сделать начинающие предприниматели, - договориться в начале деятельности о точках входа и выхода. Мы же всегда все существенные условия обговариваем и протоколируем. Когда были случаи недопонимания - возвращались к тому, что было записано на переговорах, и разрешали эти конфликтные ситуации. Не было случая, чтоб мы с партнером разошлись из-за обид и недопонимания. Из всех сделок выходили ровно.



Про опыт работы в химтрейдинге. На этом рынке до недавнего времени была проблема с доступом к сырью. К нам обратился наш постоянный клиент с предложением о сотрудничестве. Он сказал: я не могу зайти на завод нефтехимии сам. Если вы сможете зайти, получать оттуда сырье, а также сможете привлечь финансирование, я обязуюсь сбывать продукцию. Мы создали юрлицо, и на это юрлицо с первой попытки заключили прямые контракты с заводом-производителем нефтехимии. В тот момент, когда нам предложили заняться нефтехимией, наша деловая репутация была настолько устойчивой, что один из банков-партнеров готов был нас кредитовать под честное слово и без залогов. В итоге в этом направлении мы проработали около полугода и деятельность свернули, поскольку не выходили на ту доходность, на которую рассчитывали.

В 2012 году как дополнительную деятельность запустили бухгалтерский и финансовый консалтинг на аутсорсинге. Что он из себя представлял? Малый бизнес не может себе обычно позволить финансового директора, а бухгалтеров принимает наобум, так как не знает, как можно проверить их компетентность. Как следствие, очень часто бухгалтер оказывается очень посредственным специалистом. Свой функционал он вытягивает через пень-колоду, что уж говорить о сложных финансовых задачах.

Так как предприниматель не понимает, чем отличается «финик» от «буха», то, как правило, вопросами привлечения финансирования у них занимается бухгалтер.А бухгалтер - это статист. Финик же (финансовый директор - прим. ред.) работает с партнерами, он работает с будущим, он моделирует. Тогда как бухгалтер занимается обработкой результатов хозяйственной деятельности. Это очень большое отличие, которое собственники малых компаний обычно не понимают. Они считают, что бухгалтер, помимо того, что ведет хозяйственный учет, должен привлекать финансирование. У бухгалтера от этого мозги кипеть начинают, потому что это совершенно различные компетенции.

В начале сотрудничества мы привлекали финансирование для малого бизнеса. В процессе работы создавали дополнительную ценность для собственника бизнеса - показывали ему, насколько качественно работает его бухгалтерия. Очень часто выяснялось, что компетенция бухгалтера не соответствует требованиям. Такого псевдобухгалтера увольняли, а организация переходила к нам на обслуживание. Помимо того, что мы выстраивали грамотный бухгалтерский учет, в случае необходимости мы могли в самые короткие сроки привлечь для клиента финансирование на выгодных условиях. Это становилось возможным, поскольку вся финансовая информация была у нас под рукой и мы могли ее в кратчайшие сроки предоставить в банк.

И потом, если клиент находился у нас на бухгалтерском аутсорсинге, банки с большой охотой кредитовали клиента, поскольку доверяли нам и знали, что мы финансовую информацию не искажаем, балансы не рисуем, в заблуждение не вводим. Таким образом мы создали себе дополнительный источник дохода в виде бухсопра, а наши клиенты получили комплексное решение. Не только качественный бухучет, но и возможность в сжатые сроки привлекать финансирование. Так, для одного клиента мы привлекли кредит на покрытие кассового разрыва за 5 календарных дней.

Продолжение вот здесь.
Спасибо за уделенное время ресурсу Клуб Директоров, Саше Ивановой и Наталье Лайт!

СМИ, общепит, клуб директоров, дневник предпринимателя

Previous post Next post
Up