Sep 11, 2008 13:36
Канада - большая. Эта нехитрая истина остается совершенно теоретической концепцией до тех пор, пока не ощутишь это физически, попробовав доехать куда-либо.
Перелет Калгари - Торонто занял почти 4 часа. Перелет как перелет, можно даже не травиться самолетными снэками и только в который раз отметить, что у «Эйр Канады» самые старые и страшные стюры. Впрочем, любителям пейзанской грации и концепции «45-баба ягодка опять» - самое то и полнейший плезир для взора.
Пирсон Интернэшнл, один из аэропортов Большого Торонто, впечатлил размером. После маленького и уютного YYC - Calgary сразу дает понять, что ты, деревенская морда, в город приехал.
Многие развязки вдоль местного аналога (по целевому назначению, размеру и нагрузке) МКАДа - Хайвея №401 - напоминают брошенный на тарелку комок спагетти, по которым ползешь ты - "щибко крупный витамин" (с). Без пол-литра «Кьянти» не разобраться. Поток движется гораздо шустрее и суматошнее, чем в остальной Канаде. В городе активно бибикают и мигают. Думаю, пройдет еще немного времени - и начнут "лечить" и подрезать.
Торонто - это воплощенная мечта провинциала из Малороссии и средней полосы, всю жизнь мучавшегося томлением жить в Москве, но только чтобы без доглядчивых до твоей прописки ментов и этих ужасных снобских мАсквичей.
Ездя по городу, все время мучаешься похмельем московского дежа-вю. Как будто взяли до боли знакомый Нерезиновск, вырезали из центра блин по границе Третьего транспортного кольца и скопипэйстили туда сборную солянку из Чертанова и прочих Бутово, промежутки заполнили ошметками Капотни, зеленью и коттеджами - и получилось то, что получилось - Торонто.
Наличие в городе большой акватории - несомненный плюс, ибо вытягивает вонь и освежает воздух. В отличие от Питера с его загаженной и бестолково застроенной береговой линией - тут все больше парки, пальцатые многоэтажные комплексы и вообще, деревенская дикость - особенно, если головой особо не вертеть.
Словно следуя некой неявной природной табели о рангах, в отличие от миллионника Калгари, в многомиллионном Торонто по водоемам сидят не мелкокалиберные утки, а полноразмерные гуси, местами даже - лебеди.
В то же время городской набережной для моциона тут нет - Lakeshore Drive представляет из себя либо многополосный проспект типа Ленинградки, либо серенькую уличку с пыльными лавками и автосервисами.
В Торонто не чувствуется ни души, ни центральной идеи или стиля. Это как большая тарелка в ресторане со шведским столом, куда накиданы и вынуждено соседствуют вещи по уму плохо уживающиеся рядом. Как эстетически, так и функционально. Определенно, it is not just size, that matters.
Бурление человеческих и транспортных потоков сродни смыву в унитазе - шум и движуха в избытке, но смотреть лишний раз не будешь, что ты там не видел.
Даже в районах, рекомендованных как «тусовочно-прогулочные», нет никакого желания находиться дольше, чем необходимо для конкретной задачи, которой ты занимаешься в данное время.
Метро в Торонто такое же - некий утилитарный механизм, осуществляющий доставку человеческого фактора из точки А в точку Б. При этом, уже только спускаясь вниз, настраиваешься на деловой лад. Станции оформлены с изяществом коридора в морге - узкие переходы с коричневым бетонным полом, грязно-желтая с черными вкраплениями плитка на стенах и совершенно незапомнившиеся источники света - ни формой, ни даже своим расположением. Было светло - и только. Сами вагоны без затей окрашены серебрянкой. Указателей - грязных, маленьких, труднозаметных и столько же трудночитаемых - минимум и расположены они исключительно неудобно и бестолково. Ориентация производится по сторонам света - ну-ка, кто сходу под землей на станции метро определит, куда ему надо - на Север или Юг? Добыть схему метро или найти таковую вывешенной на стене - невозможно. Более-менее читабельные есть только над дверями внутри вагона и даже целых 2. На вагон.
Основное отличие малоэтажной застройки - частных домов и рентовок - от того, что видишь Калгари в том, что сделаны они из строительных материалов, а не упаковочных. Кирпич встречается в разы чаще, чем прессованные опилки.
Поездив несколько дней по делам в ритме типичного торонтуйца - утром из пригорода на машине до конечной станции метро и потом на метро до центра города и там пешком с повторением обратного цикла вечером, не понял, на хрена вообще подкидываться по поводу переезда из той же Москвы - все то же самое и до боли знакомое. Особенно, если дела занесли тебя в квадрат Батхерст - Стилс. Через некоторое время на русскоязычные вывески и преобладание родной речи на улицах и в магазинах перестаешь обращать внимание. А также на юных девочек на Лексусах, суровых дяденек на Гелендвагенах и сутенерско-смазливых то ли кавказцев, то ли турок на БМВ старших серий.
Единственным положительным аспектом недельного барахтанья во всем этом этническом компоте - доступность и ассортимент русскокухонной хавки. Весьма бюджетный вариант, кстати, если до сноса крыши захотелось вдруг похлебать лаптем щей, постучаться лбом в родные березки и, на закуску, мурлыкая «Берег мой, покажись вдали, краешком, тонкой линией...», пошуршать золотыми кленовыми листьями в парке. Все же 400 долларов за билет до Торонты - это не 2400 до Москвы.
Неподалеку от Торонты находится одно из природных чудес - Ниагарский водопад. Причем, чудом он продолжает оставаться несмотря на все усилия алчных аборигенов, стремящихся нарубить как можно больше капусты на ленивом и стадном любопытстве приезжих.
Чтобы отрешиться от всего этого мельтешения, надо встать у самого парапета у набережной и не обращать внимания на толпы народа и вообще все, что происходит и находится у тебя за спиной.
Концентрация многоэтажных готелей и сувенирных лавок, натыканных на канадском берегу, превышает всякие разумные пределы. В результате, природное очарование стремится к нулю и остается лишь впечатляться масштабами слива. Они внушают. Если вкратце - 1 раз увидеть обязательно, равно как прокатиться на посудине под самый водопад. Ехать туда снова - очень вряд ли.
Разговориваешь с торонтуйцами и постоянно ощущаешь их уверенность в том, что за пределами Большого Торонто Канада если какая и есть, то совершенно чужая, инопланетянская. Мои ощущения в Торонто были взаимными, впрочем. Ни на что ранее виденное в Канаде _это_ похоже не было.
В Торонто живут неканадцы. Это можно понять, даже не видя их, с преобладанием азиатских и негроидных, физиономий. Только обратив внимание то, на чем в Торонто ездят. «Ан масс» публика передвигается на маленьких экономичных корытцах: Короллах, Сивиках, а также их идеологических клонах с американскими и корейскими корнями. Самая малость дорогих и новых европейцев. Немножко минивэнов. И все. Остальная часть потока - это коммерческий транспорт: обклееные названиями и логотипами компаний рабочие пикапы, вэны, грузовики и автобусы.
У настоящего же канадца должен быть хотя бы один пикап, truck то есть. А у канадки - SUV. И по тем изредка попадающимся частным пикапам можно судить о реальном количестве настоящих канадцев в Торонто. Правильно, количестве, стремящемуся к нулю.
Через 3 дня пребывания в Торонте я покинул его. И покинул без сожаления и какого-либо желания прехать туда вновь.
Мой путь лежал домой, в Канаду.