Художник Бартоломе Эстебан Мурильо.

Sep 20, 2014 12:50

Цитата сообщения Школьникова_Татьяна
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Художник Bartolome Esteban Murillo|1617-1682 гг

Художник Bartolome Esteban Murillo|1617-1682 гг.

Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolome Esteban Murillo), родился в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, умер 3 апреля 1682, Севилья. Бартоломе Эстебан - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.



Автопортрет, 1670 - 1673, Лондонская национальная галерея



Благовещение, 1660-65, Музей Прадо, Мадрид, Испания
Очень похожая версия находится в Эрмитажe, Санкт-Петербург





Благовещение, 1660-65, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Поступила из Амстердама в 1814



За неординарными людьми всегда тянется шлейф легенд и выдуманных историй. Если верить молве, этот испанский художник был сыном богатых и известных родителей, неоднократно совершал путешествия в Италию и даже в Америку, учился у самого Веласкеса. На самом деле многое в биографии художника - лишь вымысел.

Он был четырнадцатым ребенком в отнюдь не знатной семье севильского цирюльника Гаспара Эстебана. В 1627 г. умер отец, а через год и мать, Мария Мурильо, фамилию которой возьмет впоследствии Бартоломео, когда станет знаменитым.
Ну а пока мальчика стала воспитывать сестра Марии.

Тетка была замужем за известным врачoм Севильи, обеспеченным человеком, потому увлечение Бартоломео рисованием поощрялось. Супруги отдали его в ученики к Хуану де Кастильо (1584-1640), художнику, рисовавшему в духе испанских романистов XVI в., который приходился родственником его матери

В 1639 г. учитель покинул Севилью ради Кадиса, города, постепенно становившегося «главными испанскими воротами в Новый Свет», а значит, финансовым и культурным центром страны.

Мурильо не поехал с учителем, предпочитая остаться независимым. Оставшемуся не у дел, ему ничего не оставалось, как заняться торговлей. Для севильской ярмарки свободный художник производил самый ходовой товар-картины религиозного содержания. Писать их приходилось быстро, отсюда в ранних работах - некоторая неуверенность рисунка и сухость выполнения.

Желание усовершенствоваться привело его в Мадрид. Здесь судьба свела его со знаменитым Веласкесом, который помог молодому художнику получить разрешение на копирование находящихся в королевских дворцах полотен Тициана, Рубенса, Ван Дейка. Пребывание в столице и знакомство с лучшими образцами европейской живописи послужили хорошей школой для Мурильо.
Он возвратился в Севилью в 1645 г. совсем другим художником и вскоре получил заказ на 11 картин для местного монастыря францисканцев.
Мурильо должен был показать историю нищенствующего ордена с дней его основания.
Пытаясь сохранить собственный стиль и в то же время угодить заказчикам, в 1645-46гг он создал очень разные по настроению картины. Трудно представить их вместе, но все эти полотна объединяет присущее Мурильо стремление к реализму. Возможно, в разных работах проявилось влияние работ Веласкеса, Риберы и других испанских художников того времени.
Работа над этой серией совпала с важным событием в личной жизни Мурильо. 26 февраля 1645 г. он женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Скорее всего, молодые люди были знакомы с детства. Дядя невесты, ювелир Томас де Вильялобос, жил в том же квартале, где и воспитавшая Мурильо тетка. Приданое Беатрис составила небольшая рента с родительского поместья. Для молодого художника с нестабильным заработком это было очень кстати.
Через год, в марте 1646 г., у Беатрис и Бартоломео родился первый ребенок, дочь Мария. Несмотря на очень скромный достаток, Мурильо был очень счастлив. Это чувствуется, когда смотришь на огромные полотна, написанные им после свадьбы.





Непорочное зачатие из Эскориала, 1645-50, Музей Прадо, Мадрид



Непорочное зачатие (Esquilache), около 1645-55, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поступила из Рима в 1842



Непорочное зачатие (Walpole), около 1680г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
поступила в 1779г



Истинное признание пришло к художнику в 1656 г., когда капитул собора (церковный совет) назвал Мурильо лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение Св.Антония Падуанского». За нее он получил огромную сумму - 10 тысяч реалов.
Теперь Мурильо - преуспевающий деловой человек. Тысячи реалов были вложены им в торговое предприятие в Америке. Он взял в аренду для своей семьи роскошный особняк. В его доме появились рабы.
По некоторым данным, в начале 1660-х гг. художник ездил в Мадрид. Известно, что в 1660 г. после смерти великого Веласкеса король пригласил на вакантное место придворного художника Мурильо, но тот... отказался.





Смерть инквизитора Педро де Арбуеса, около 1664г, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург



Поклонение пастухов, около 1646-50, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поступила в 1779



Поклонение пастухов, 1650-55, Музей Прадо, Мадрид, Испания



Отдых на пути в Египет, ок. 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
поступила из Парижа в 1769



«Сон Иакова, или Лестница Ангелов, 1660 - 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Приобретена посольством России в Париже, 1811



Исаак благословляет Иакова, 1617-1682, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поступила из Парижа в 1811



Святое семейство с птичкой, 1650, Музей Прадо, Мадрид



Святое семейство, 1660-70, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург,
поступила из Парижа в 1772г



Святое семейство c Иоанном Крестителем и Св Елисаветой, 1665-70, Музей Лувр, Париж, Франция



Святое семейство с ребёнком Иоанном Крестителем, 1655-1660, Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия



Видение святого Антония из Падуи, между 1660 - 1680, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург



Святой Иосиф, ведущий младенца Христа, 1670-1675, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
поступила из Амстердама в 1814



Младенец Иисус, уколовшийся терновым венком, 1655-1660, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, поступила из коллекции Д.Р.Татищева, Санкт-Петербург в 1846



Младенец Иисус и Св.Иоанн Креститель, 1655-60гг., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поступила из Парижа в 1852



Чтобы упрочить свое положение, Мурильо в 1662 г. вступил в орден тертиариев Св. Франциска. Эта организация напоминала масонские ложи, а членство в ней могло помочь росту карьеры. Несколько раньше, в 1660 г., Мурильо основал и возглавил в Севилье Академию художеств. Она была организована по типу акционерного общества: формального владельца не было, а средства собирались среди ее учащихся. Здесь впервые стали официально изучать обнаженную натуру. В 1664 г., вследствие борьбы за лидерство, пост президента получил Вильдес Леаль. С тех пор Мурильо больше не интересовался своим детищем.
1 января 1664 г. произошло страшное событие, разделившее жизнь Мурильо на две половины: прошлую - счастливую, светлую и будущую - мрачную, как склеп. Он похоронил жену. На руках у него осталось пятеро детей. Два года после смерти любимой Мурильо практически не рисовал. Художник словно остановился и задумался: «Ради чего я всю жизнь работал, гнался за золотой монетой?» Особняк Мурильо сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад. Возведенное с таким упорством здание благополучия дало трещину.
Однако, жизнь шла своим чередом. В 1665 г. художника пригласили декорировать церковь Санта Мария ла Бланка. Oн должен был украсить купол храма. Для этого Мурильо создал несколько холстов в форме тетивы с луком. Горожане назвали эти работы «мендос пунтос» (аркообразные).
Кажется, порой художника покидает печаль. «Что за насыщенный солнцем кусок живописи! - писал о полотне, написанном для церкви Санта Мария ла Бланка, один из исследователей творчества Мурильо.
Семидесятые годы XVII в. стали самым продуктивным периодом в творческой жизни художника. Еще в 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Он написал немало картин для этого духовного учреждения.
В последние годы жизни художник много писал. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Мурильо обратился к теме мученичества



Распятие на кресте, 1675-1682, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Поступила 1779



Выпечка лепешек, 1645-1650, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поступила из Берлина в 1764



Мальчик с собакой, 1655-1660, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поступила из Парижа в 1772



Девушка с цветами, 1660, Далвичская картинная галерея (Dulwich Picture Gallery), Лондон, Англия



Раскаяние апостола Петра, 1645-50, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург



Освобождение апостола Петра из темницы, 1665-67, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
поступила из Парижа в 1852г



Жизненный путь Мурильо оборвался внезапно. Он впервые отправился украшать чужой город, собор в Кадисе, и во время работы сорвался с лесов. Мурильо еще успел вернуться в Севилью. [Последняя работа Мурильо ] Но фортуна, словно не простила измены родному городу - 3 апреля 1682 г. художник умер.
Говорили, что художник умер в бедности. Это, действительно, странно. Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Ближе к правде версия, что он пожертвовал деньги религиозным организациям, членом которых он был.
После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Его творчество оказало большое влияние на более поздних испанских художников. Благодаря Мурильо, искусство Испании было впервые признано в Европе как нечто, достойное подражания.





Мария с Младенцем и играющие ангелы, около 1675г., Музей изобразительных искусств,
Будапешт, Венгрия



Кающаяся Магдалина, Академия искусств Сан Фернандо, Мадрид, Испания.



Возвращение блудного сына, 1668г., Национальная Галерея, Вашингтон, США



Девочка - продавщица фруктов, 1650, Государственный Музей Изобразительных Искусств
им. Пушкина, Москва



Матерь скорбящая(Dolorosa), 1660, Музей изящных искусств, Севилья, Испания



Мать Скорбящая (Dolorosa), 1660-1670, Музей Прадо, Мадрид, Испания



Се Человек!, 1668-70, Музей Прадо, Мадрид, Испания






искусство и культура

Previous post Next post
Up