Особняк купца С.А.Стерлядкина. Сызрань

Mar 24, 2016 20:43

Оригинал взят у golema в Сызрань. Шехтель? Особняк купца С.А.Стерлядкина

 
Заключительный пост про Сызрань будет касаться одной из главных достопримечательностей, ради которой я и ехал в этот славный город. Особняк купца С.А. Стерлядкина расположен на улице Советской(Большой), 66. Во многих источниках автором данного проекта указывается сызранский архитектор С.П. Щербаков. Однако, стало известно, что дом построен по эскизам Федора Осиповича Шехтеля. Думаю, ситуация с авторством аналогична ситуации с особняком В.М. Сурошникова в Самаре. С.П. Щербаков, как и А.А. Щербачев, скорее всего осуществлял надзор за строительством. В разных источниках указываются разные даты постройки особняка. Он спроектирован и построен в 1908-1914 годах, т.е. особняки по проектам Шехтеля в Самаре и в Сызрани строились почти одновременно.

 
Как заметил Павел(  kraeham  ): "Если бы не придание губернского статуса Самаре в 1851 году, то через несколько десятилетий Сызрань обогнала бы Самару по всем параметрам, а в середине 19 века по объему купеческого капитала Сызрань уже обгоняла Самару вплоть до конца 60-х г.г. XIX века." В 1906 году в Сызрани случился пожар, город выгорел практически до тла(в том числе одна из мельниц Стерлядкина). После пожара город активно застраивается, и уже в 1910-е годы мы видим одном из крупнейших речных портов России особняки купцов-миллионеров.

 
Сергей Стерлядкин был одним из пяти сыновей мукомола-миллионера, одного из богатейших людей города, главного Сызранской городской думы, председателя правления «Сызранского общества взаимного кредита»,  купца первой гильдии Александра Александровича Стерлядкина .

Генерал-майор Н.И. Корицкий, служивший при М.Н. Тухачевском, и бывший в Сызрани с 1-й советской армией, вспоминал следующее: "...А для командарма и состоящих при нем лиц был отведен особняк купца Стерлядкина. По тем временам он считался почти дворцом: роскошный кабинет, гостиные, столовая, спальни с кроватями из карельской березы, комнаты для приезжающих… Говорили, что Стерлядкин, строя этот особняк, платил бешеные деньги архитекторам, лишь бы перещеголять купца Шатрова в Симбирске. Почти не умея читать, бывший владелец особняка обзавелся еще и большой библиотекой, но при ближайшем ознакомлении с ней выяснилось, что главное богатство тут составляли тисненные золотом переплеты и огромные красного дерева с бронзой книжные шкафы…"
В 30-е годы здание занимало хирургическое отделение поликлиники. Затем в нем располагалось отделение ЗАГСа, которое и находится там по сей день.

 
Трехфасадное здание в стиле модерн расположено на углу квартала. Вход в особняк расположен с улицы Бабушкина.

 
В заметке, посвященной НРПП "Старый город", производившему реставрацию особняка, можно прочитать любопытную оценку: "В этой исторической постройке, на редкость привлекательной своими «провинциальными» атлантами, поддерживающими балкон-ракушку, фасадной плиткой и лепниной, сейчас расположился Дом народных обрядов." Провинциальные атланты...
Расписанное стекло между атлантами, как вы догадались, вставлено уже при ЗАГСе.

 
Качество фотографий не очень хорошее из-за солнца, не дававшего выбрать нужные ракурсы. Барельеф над балконом-ракушкой плохо различим. Я так и не смог разглядеть его во всех подробностях.

 
В облицовке здания использована синяя майоликовая плитка. В этом случае, мне кажется, так же присутствовала синяя плитка, но по какой-то причине синий цвет виден лишь фрагментами. Подтеки на плитке - результат небрежной работы маляров.
С первого взгляда особняк кажется ухоженным. Как выяснилось, отчасти это обманчивое впечатление. 

 
В основании обновленного шатрового навершия две бараньи головы(?). Одна из голов утеряна, часть второй отбита. На белом кирпиче черные подтеки от влаги.

 
Вверху прямоугольного фрагмента вместо синей майолики мы видим облупившуюся краску (сыплющуюся плитку). Кроме того, что использованный материал не прочен, нарушено симметричное расположение плитки.

 
Растительный декор из листьев лавра, выполненный "зернистой" штукатуркой, осыпается.

 
Второй фасад здания находится на самом пересечении улиц. Это плавный, округлой формы, переход от фасада на улице Бабушкина к фасаду на Советской.

 
Угол оформлен пилястрами в форме колонн. Капители пилястр издалека кажутся коринфскими. Если же внимательно вглядеться, в капители пилястры можно увидеть рельефное мужское лицо, волюта ордера же напоминает бараньи рога. Треть "рогов" утеряны.

 
Между верхним карнизом и пилястрами, по всей длине углового фасада протянута полоса синей майолики в четыре ряда. Угол здания завершается открытым балконом(?), по обе стороны которого стоят две сужающиеся к верху четырехгранные колонны.

 
Фасад особняка с улицы Советской(Большой).

 
В строительстве здания использовался и силикатный, и керамический кирпич.

 
На левом барельефе изображена сидящая женщина, окруженная цветами. В левой руке у нее колосья пшеницы и крылатый жезл Меркурия, еще раз напоминающие нам, что особняк принадлежал купцу-мукомолу.

 
Между двумя барельефами располагаются три окна, выделенные пилястрами в форме колонн.

 
Окна завершаются синей майоликой. Над окнами - круглые слуховые окна.

 
Над барельефами на крыше здания располагаются две металлические декоративные фигуры из двух венков и воткнутых в них семи колосьев.

 
Сидящая женщина, изображенная на правом барельефе, держит в левой руке серп. В правой руке некий предмет в форме палки, который различить не удалось. Рядом с правой рукой лежит шестерня и молоток. Первоначально, увидев молот и серп, я было перепугался., но сразу же понял, что советским этот барельеф быть точно не может. Серп относится к деятельности купца, а шестерня и молоток - символы промышленного развития.
Состояние обоих барельефов вызывает тревогу. Они все в трещинах разных размеров. В районе окон барельеф начал осыпаться. 

 
На крыше, рядом с роскошным цветочным орнаментом на стене, выросло деревце.

 
Обратите внимание, что стебли начинают свой "рост" из синих майоликовых квадратов.

 
Еще один ракурс на фасад здания.

 
Двор особняка огорожен кирпичной стеной с коваными декоративными решетками. Решетки с фасада невозможно разглядеть из-за буйной растительности.

 
Теперь заглянем внутрь здания. Уже на входе, слева от лестницы, встречается перепланированный фрагмент с постреволюционными витражами. Вероятно здесь располагалась гардеробная, куда вешалась принимаемая прислугой одежда. 

 
Внутренняя парадная дверь, завершающая лестницу, оформлена в том же духе.

 
Деревянная же часть двери является оригинальной, о чем свидетельствуют дореволюционные петли.

 
Пройдя дверь, мы попадаем в коридор, в котором частично уцелело оригинальное половое покрытие.

 
Справа расположена лестница, ведущая на второй этаж.




 
Лестница украшена кованым цветочным декором.

 
Вероятнее всего, подсолнухи располагались по всей длине лестницы. Осталось всего несколько штук. Вспомнились резные деревянные лестницы в особняке Шихобалова в Самаре. Существует предположение, что их автором является Федор Осипович, либо кто-либо из его мастерской. Не буду забегать вперед. Об этом мы поговорим после опубликования материала по интерьерам "Дома с атлантами".

 
Окна на втором этаже оформлены все теми же "современными" витражами.

 
Спустимся на первый этаж. Так выглядет потолок небольшого зала, в который ведет основной коридор. Фотографируя, я упустил очень важный момент, не фотографировал комнаты полностью, в основном снимал детали. Связано это с тем, что я не хотел фотографировать людей, которых было в ЗАГСе немало и не хотел снимать убранство организации.
Ехал я в Сызрань в будний день только для того, чтобы попасть в ЗАГС. На мой вопрос о возможности пофотографировать интерьеры особняка, рядовая сотрудница организации ответила отказам: "А что здесь фотографировать?". Пришлось просить разрешение у ее начальства. К этому прибавилась батарейка фотоаппарата, сообщившая, что она скоро сядет. В результате, как мне кажется, я многое упустил.
Особняк является хорошим примером воплощения идеи модерна "изнутри наружу". С фасада легко можно вычислить расположение комнат, а в иной раз и их назначение.

 
Лепной декор потолка.




 
Из этого помещения, сквозь арку, украшенную двумя колоннами, можно попасть в неширокий коридор.

 
Больше всего народу было в этом самом коридоре.
Все присматривался к этому потолку. Вот уже и пост выпустил, а все успокоиться не могу. Все же это 1980-е годы. В таком случае, не исключено, что и одиноко стоящие колонны с аркой на входе в этот коридор выполнены в то же время.

 
Вот так выглядет потолок круглой комнаты, расположенной в самом углу здания.

 
По словам девушки-фотографа, снимающей новобрачных в этой самой комнате, помещение это занимала домовая церковь.

 
Честно говоря, это предположение мне кажется сомнительным исходя из лепнины помещения.




 
Дверь в гостинной и окна вдоль всего зала имеют цветные стекла.

 
Потолок гостинной с "современной" люстрой.

 
Лепнина на потолке гостинной.




 
В небольшом помещении между круглой комнатой и гостинной меня встретила самая неожиданная вещь. С крыши течет.

 
На ковре кусочки осыпавшейся штукатурки.

 
Если ситуация не исправится, здание подхватит грибок (если уже не подхватило). Это может кончится это может полной заменой перекрытий.

 
Из этого помещения в гостинную ведет раздвигающаяся в обе стороны дверь. В этом случае витражи оригинальные.

 
На этом, собственно, я и завершаю небольшой рассказ про особняк купца Стерлядкина. Некоторые фотографии, не попавшие в пост Вы можете посмотреть в моем веб-альбоме, нажав на любую из фотографий.
Несмотря на то, что ЗАГС поддерживает федеральный памятник в сравнительно неплохом состоянии, он нуждается в серьезной реставрации. Надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем и здание не потеряет еще какие-либо детали фасада и интерьера.

Update.
Благодаря  av_otus  уже после публикации материала стало известно, что авторство Шехтеля не имеет никакого документального подтверждения. Скорее всего, особняк спроектирован кем-либо из столичных архитекторов, однако двое крупнейших московских исследователя Е.И.Кириченко и М.В.Нащокина отрицают версию с Ф.О. Шехтелем.
Надеюсь, что в скором будущем станет известно имя автора этого красивейшего здания.  

20 век, интерьеры, модерн

Previous post Next post
Up