С отчетом по Казахстану, Астрахани пока продолжения нет. НЕ пишится ни фига. Так что выкладываю отчет о поездке к истоку Волги. Он был написан сразу после поездки. Так что вот.
К СЕРДЦУ РОССИИ
(к истоку Волги)
Предисловие.
Желание поехать к истоку Волги у меня возникло ещё два года назад. Но с реализацией все не получалось. В 2003 году вместо истока Волги уехал в Питер. Но на эти майские праздники я подготовился основательно, набрал выходных дней, и в итоге получилось 10 дней подряд. Купил спальный мешок, мне сшили светоотражающие полосы, номер региона подготовил (просверлил отверстия и вдел веревочки). В целом был готов во все оружие.
1. Туда
3 мая
В 6 утра вышел из дома. Надежды мои на 106 к - маршрутку не оправдались. Эта маршрутка доезжает до поворота на Яблоневый Овраг из Автозаводского района, что находится после окончания подъема на Жигулевской горе в сторону Москвы. Идеальное место для стопа. Заправка, кафе. Место для остановки транспорта есть. Прождав полчаса, она так и не появилась. Хотя в предыдущие дни ходила исправно. Пришлось на городском транспорте выбираться до Жигулевска (137 автобус), затем на Жигулевской маршрутке ( № 1, такой же есть автобус ) до поворота на Яб. Овраг.
Первая машина застопилась 2110, драйвер с Тольятти ехал на дачу в Переволоки. По дороге подобрали ещё двух туристов - автостопщиков с Чебоксар (приезжали на майские праздники в жигулевские горы). Костя впервые на трассе, а Наташа уже много поездила. Обменялись адресами, телефонами. В Переволоках разошлись по трассе, они встали за мной. Трафик не большими идет партиями из-за ГЭСа (пропускают то в одну сторону, то в другую). Минут через 20 застопливается маршрутка Тольятти - Сызрань (как правило, большинство автобусников - деньгопросы, поэтому не люблю их стопить, да и едут медленно, но в последние мои выезды они самостопятся, берут и денег в конце поездки не просят. Объяснение этому феномену у меня пока нет), объясняю свою сущность - берут, следом подбирают и Наташу с Костей. Доезжаем вместе до первого поворота на Сызрань. Опять расходимся по трассе, я впереди, они за мной. Через 5 минут - ЗИЛ с Самары («Самаралакто»). Довозит до последнего перекрестка перед выездным постом в Сызрани. Место скоростное, но на локале до поста уехать можно. До поста ЗИЛ мусоровоз. Часто там ходят в рабочие дни. Едет на свалку в километрах 3-5 от поста в сторону Москвы. За постом сразу идеальная позиция, иногда тюлени бывают.
Я стою на расстоянии 100 - 150 м от поста. В мою сторону смотрят ДПСники. На груди номер региона висит. Вот он их и привлек, по всей видимости. С начала в бинокль на меня посмотрели. Потом сели в машину проехали мимо меня. Ещё раз поближе посмотрели. Развернулись и поехали обратно на пост. Без комментариев.
Застопил 2112. Драйвер - цыган по национальности. С сыном, до Чемодановки. До въездного поста Пензы приблизительно 7 км. До поста на маршрутке за 6 руб. доехал.
До выездного поста Пензы доехал на товарной 2115 (мужчина средних лет перегонял своим ходом в Тамбов). За выездным постом подъем и девушки легко поведения 3 штуки. Встал за ними дальше по трассе. В частности благодаря и девушкам застопил КАМАЗ автовоз (с начала около них остановился, потом около меня). Водитель Валера. Груженый автомобилями. С ним доехал до пос. Октябрьский в Московской области чуть не доезжая Люберец. Там ходят маршрутки до станции метро Выхино.
В Мокшанах со стоянки дальнобойщиков до Нижнего Ломова подвезли очень интересного человека - тетя Валя, так она представилась. В прошлом - заслуженный учитель, 2 высших образования, пела в хоре (даже приглашали в хор им. Пятницкого, но не пошла), объездила с пензенским хором весь СССР и даже была за границей в Германии. А сейчас на пенсии, 9 лет на трассе, 2 года как лавчонку в Мокшанах держит, приторговывает чем-то по мелочи. Её знают дальнобойщики Урала и Сибири. Помогают ей материально. Жизнь заставила. Пока ехали, пела песню «Ах, Самара - городок». Да, голос у неё действительно сильный. Ругала власть, русских (хотя сама русская). Очень колоритная женщина. Если встретите её в тех краях, передайте от меня привет.
Доехали до Умета. Это место на М5 все знают, кто хоть раз ездил в сторону Москвы. Перекусили. В 23.30 по московскому времени доехали до Рязани. Там на обводной есть бесплатная стоянка, заночевали. Вспоминаю свою вторую поездку в Москву в 2003 году, как ночевали в 130 ЗИЛке с водителем. Эх… КАМАЗ после этого просто дом на колесах.
Валера выдал мне одеяло, чтобы не замерзнуть под утро. Сумку под голову. Красота. Вытянулся во всю длину, спи спокойно.
4 мая
Проснулись в 5.30. Поехали дальше. В 9.30 я пересел на маршрутку до Выхино.
В 10.30 приехал к родственникам на северо-востоке Москвы. Дома ни кого не оказалось. Оставил записку. Попытался договориться на вписку с автостопщиком с Москвы Славой (телефон взял на форуме самостоятельных путешественников), но окончательный вариант развития событий мог проясниться только вечером. Искал таксофонные карты, чтобы позвонить на городские номера (было пару московских телефонов). Безрезультатно. Карт в округе не было. В итоге решил двигаться дальше на Тверь - Торжок.
В 11.30 по местному времени прибыл на ст. метро «Речной Вокзал». Оттуда до IKEA ходит бесплатный автобус, это конец Химок и питерское шоссе М10. Совет выудил всё с того же форума «Клуба самостоятельных путешественников».
Чтобы выбраться за развязку с «Шереметьево-2», пришлось пробираться по насыпи, через ж/д пути. В итоге вышел на М10. Поток транспорта просто бешенный. Фуры, контейнеровозы, грузовики всех мастей. Но главное скорость. Такое, наверное, можно увидеть только на выезде из Москвы.
Минут через 20 «Газель» до Клина. Ближе к Зеленограду скорость потока снизилась. Дальше скорости опять увеличились. От Клина до поворота на Конаково ещё одна «Газель». Затем «Газель» до Твери. Хороший драйвер попался. У него родственники в Тольятти живут. Раньше работал дальнобойщиком на КАМАЗе. Вобщем быстро нашли общий язык. Я ему рассказал о цели своей поездки, на что он посоветовал до Осташкова добраться на поезде «Москва - Осташков», который приходит в Тверь вечером. Решил воспользоваться советом, т.к. вечером с Торжка до Осташкова добраться показалось проблематичным. Трасса уже областная. Тем более хотелось со свежими силами от Осташкова добраться до истока Волги.
В 18.00 по местному времени вышел у ж/д вокзала. По счастливой случайности (а может и закономерности) в этот день поезд проходил через Тверь. В Осташков поезд идёт в понедельник, среду, пятницу, прибывает в 22.35 на вокзал Твери. Купил билет в плацкартный вагон до Осташкова. Может не совсем по автостопному, но хотелось нормально отдохнуть, неизвестно какие ещё приключения меня ждали впереди. 4,5 часа было в запасе. Купил карту - путеводитель по городу и отправился в центр смотреть достопримечательности. Погулял по набережной, осмотрел историческую часть города, перекусил в бистро, сфотографировался на фоне мостов через Волгу и отправился обратно пешком на вокзал. Тверь мне понравилась. Хороший, спокойный город. Много молодежи гуляет по набережной в центре. Волга шириной всего 300 - 400 метров.
До поезда оставалось ещё 1,5 часа, уже стемнело. Достал спальный мешок из рюкзака. Поезд прибыл. Погрузился в вагон. Народу было не много. Расстелил спальник и уснул.
5 мая
Проснулся. Поезд уже отъезжал от Селижарово. Время 6.30 по-местному. По расписанию должны приехать в 7.30. Думал, как раз часа хватит, чтобы умыться, собраться. Среди пассажиров слышу разговоры, что поезд опаздывает на 2 часа. Ну и ладно. Времени у меня достаточно. Привел себя в порядок. Купил чая - 5 руб. И с тверскими пирожками выпил.
Железная дорога однопутная. Неэлектрофицированная. Поезд едет медленно (40 - 50 км/ч). За окном проплывают леса, озера. Очень отличается от самарской природы. Доехали до станции Соблаго. Стоянка полчаса. Перецепляют локомотив. Состав всего 6 вагонов. Вышел на перрон. Воздух чистейший. Утренняя свежесть. Небо голубое, без облаков. Солнышко над лесом подымается. Здесь можно, конечно, написать много возвышенных слов о состоянии души в такие моменты, но продолжу повествование, т.к. чувства сложно описывать словами. Многие и так, я думаю, поняли мое состояние.
Через час прибыли в Осташков. Время 9.00. Чуть в стороне от вокзала стояла 2109 с питерскими номерами. Подошел, спросил, как пройти в сторону Хитино, что в 11 км от Осташкова. Там поворот на Пено есть. Дорога за первым домом напротив ж/д вокзала налево уходит. Пошел пешком на выезд из города. Смотрю, опять таже девятка около магазинчика стоит. Выходит водитель с продуктами и к машине. Впросился попутно. Проехал 28 км. Как раз дорога на Волговерховье идет. Они свернули в деревню. Проехали мимо пирамиды. Высокая такая, белая. Там вход внутрь есть. Слышали, наверное, про энергетику внутри пирамид. Для того и построена. Якобы биополе улучшается, восстанавливается и всё в том же духе.
Стою на дороге. Трафика совсем мало. Проезжают машины с московскими, питерскими номерами. А значит можно их застопить. Проехал с 1,5 км на 2104. Время идет, машин мало. Решил пойти пешком. Пройдя где-то с километр, догоняет «Волга» - такси. Подвезла до поселка Гуща. Там КрАЗ с экскаватором на буксире и «Опель» стоят. Водители беседуют друг с другом. Не стал спрашивать, пошел дальше по дороге. Сначала КрАЗ обогнал, не взял. «Опель» остановился. Мужичок в возрасте. До деревни Свапуша довез. Там отворотка. Знак стоит «Волговерховье - 20 км». Сворачиваю в нужном направлении. Асфальта нет. Песок с щебнем укатанный. Размышляю, часа за 3 пройти можно. КАМАЗ догоняет. Стопится, берёт ещё на 12 км. Дорога по лесу идет. Жарко становится. Опять развилка. До Волговерховья - 8 км. Можно за 1 час с хвостиком пройти. Пройдя 1,5 км. «Форд» универсал стоит. Задняя откидная дверь открыта, из багажника распиленные бревна торчат. Пенсионер бревна собирает и грузит в машину. Помог погрузить бревна. Провез меня километров 5 до деревеньки (4 дома) название забыл. Сам дедок с Москвы и машина у него с московскими номерами. А здесь раньше жил и как бы родовое гнездо. До Волговерховья ещё 1,5 км. Вдоль дороги линию электропередач тянут, работает бригада электромонтеров. На встречу прошло человек 15 туристического вида. Как выяснилось потом - паломники пешком пришли. Крестный ход устраивали. Вот и конечная цель моей поездки - ВОЛГОВЕРХОВЬЕ. Время 12.00 часов. Всего одна улица, прямо к истоку идет. 5 или 6 домов. Вот и всё поселение. Церковь стоит. В одном из домов батюшка живет. Всё бросил в городе и сюда приехал. Природа замечательная. Птицы поют. Коровы пасутся. Здесь своя жизнь, свой уклад.
Спустился с пригорка к истоку. Мостки над водой и сруб над родником. Сам исток находится на озере. Лягушек полно и все квакают. Забавно. Перед началом мостков мраморная плита стоит. Где написано (дословно не помню), что здесь начинается великая русская река Волга, протяженностью 3696 км. И что это место является сердцем России.
Машины стоят с московскими номерами. Две девушки и парень на одной машине. Так же как и я специально приехали сюда (это я выяснил позже). Приехал микроавтобус «Мерседес» две семьи. И все к истоку идут. Всем рекомендую здесь побывать. Почувствовать дух России.
Пробыл я там час. Пора в обратный путь.
2.Обратно
Закинул свой рюкзак на плечи и пошел пешком обратно. В двух километрах по дороге от истока паломники разбили лагерь. Обогнал «Мерседес». Мест в нем свободных не было. Иду по дороге, кругом подснежники россыпями. В низинах вода талая стоит. Деревья поваленные. Опять же лягушки по дороге прыгают. Ощущения замечательные. Пройдя 8 км до развилки, увидел КАМАЗ, который меня подвозил. Водитель ждет кран с Твери, чтобы разгрузиться. Перекусил, пообщались, попросил подобрать, если поедет обратно. Пошел дальше по дороге в сторону Свапуша. Проехала 21099 не взяла. Затем «Шкода - Октавия». Останавливается. Смотрю, а там парень и две девушки, которых видел у истока. Познакомились. Автотуристы из Москвы - Саша, Варя, Оля. В радиусе 500 км от Москвы осмотрели практически все достопримечательности. Инициатор поездок Саша. Достает путеводители и прочую литературу соответствующего толка. По дороге на Осташков заехали в пирамиду, упоминавшуюся выше. Внутри прохладно и сыро, как в погребе. Когда туда зашел, голова закружилась в начале, потом прошло. Может и правда космической энергией окатило. Людмиле купил кулон из сердолика. Как сказала продавец - он как бы заряженный и улучшает биополе человека. Пусть будет так.
Поехали дальше. Выяснилось, что москвичи собираются заехать ещё на о. Селигер в Николину Пустынь. Там храм находится и мужской монастырь. Потом они едут до Москвы. Прошу взять с собой, соглашаются. Осмотр занял порядка полутора часа. Замечательное место. Сам храм находится на острове. Деревянный мост соединяет его с «большой» землей. Во время второй мировой войны там было, что то вроде концлагеря. Много поляков там погибло. Перед входом стоят две мраморные плиты на русском и польском языках. Поднялись на смотровую площадку храма почти самый верх. Панорама, это надо видеть. Всевозможных туристов полно. Даже есть причал для прогулочных теплоходов.
Заправили машину с канистры и поехали в Москву. Ехали через Селижарово, Ржев и вышли на М9. На трассе полно прибалтийских грузовиков. Наших мало в том направлении. На въезде в Ржев есть кладбище русских и немецких солдат со второй мировой. Вообще в этой части России много памятников и монументов связанных Отечественной войной. Оно и понятно Волоколамское направление
Граница Московской области всегда является показательной по части качества асфальта на федеральных трассах. Как только въезжаешь на территорию области и до самой Москвы ровное гладкое покрытие. В Тверской области заплатка на заплатке и по одной полосе в каждом направлении. Рядом с трассой, уже не помню в районе, какого населенного пункта, пирамида стоит такая же, как и рядом с Осташковом.
Ехали быстро 140 - 160 км/ч. На отдельных участках до 180 доходило. На такой дороге и в такой машине скорость не чувствуется. Одно удовольствие.
В 21.40 по московскому времени высадили у станции метро «Кунцево». Проехали по Рублевскому шоссе от МКАДа в направления центра. Да, есть на что посмотреть.
Позвонил т. Вале (маме моей подруге детства. Она с мужем на 10 дней на дачу уехала. Как в прочем и многие москвичи в эти дни. Столица готовилась к празднику Победы. Милиции полно по всему городу). Она согласилась, чтобы я приехал переночевать. Через час был в Медведково. Купил пельменей.
Приятно после почти 3-х суток дороги принять душ, нормально покушать и поспать на диване. Во всем нужно видеть свои прелести.
6 мая
Т. Валя разбудила меня в 5.40. Попили кофе. В 6.00 вышли из дома. Она пошла на работу, а я в метро.
Решил возвращаться домой по М7, т.к. планировал побывать в Нижнем Новгороде, да к другу - автостопщику Саше в Ульяновск заехать. Но этим планам не дано было осуществиться. Конечно, всё зависело от меня, как я бы окончательно решил, так и было бы. Но трасса так быстро меня понесла, что мне не захотелось нигде останавливаться. Но об этом по подробнее.
От станции метро «Новогиреево» до поста ДПС в Балашихе доехал на маршрутке. Трафик большой, но с питерским направлением не сравнить. Кстати, на номер региона у меня на груди многие драйверы обращали внимание, а что автостопщику и нужно. Быть замеченным. Проезжал самарский ЗИЛ "Бычок". Я ему показываю на свой номер и на -его. А он показывает жестами, что приехал уже.
Остановилась 2108 изрядно потрепанная. Провезла в сторону Ногинска километров с 15. Драйвер не русский был, цыганской внешности. Потом 2105 застопилась на номер региона. Я даже на дорогу не глядел. СМС на телефоне набирал. До самого Ногинска довез. Опять таки не русский, кавказец. Парень уже славянской внешности до поворота на Павловский Посад на 2106. Рассказывал, как раньше лохов разводили.
Затем был ЗИЛ до поворота на Костерево. Это уже Владимирская область. Водитель Слава сам в первый раз ехал по этому маршруту, как и я впервые ехал по М7. Сам родом из Узбекистана. Уехал, когда гонения на русских начались, теперь даже вид на жительство проблемно получить.
Майор МЧС из Сарова довез до отворота на Муром, что находится на владимирской объездной. Объездная сейчас южнее города проходит. У меня в атласе севернее. Сказал, что там сейчас мост закрыт. Покрытие новое. И такой хороший асфальт прямо до Нижнего идет. Кроме мест, где идет ремонт путепроводов.
Парень на «Опеле» довез до поворота на Балахну в Нижегородской области. Недоезжая до Нижнего Новгорода километров с 15. Ехал на рыбалку на выходные. Хотя, как говорил, рыбак ни какой, просто отдохнуть на природе. Общались мало. В основном слушали музыку. Да рассматривали пейзажи за окном. Средняя скорость по трассе была порядка 120 км/ч, кроме населенных пунктов, да мест где идут ремонтные работы.
Застопил микроавтобус «Мерседес». Веселый драйвер - бомбила решил подзаработать, т.к. полно народа разъезжается из города по деревням. Меня в прочем провез бесплатно. Ехали по южной части города. Выехали на ул. Ларина, она и выходит из города в восточном направлении. Высадил в месте, где полно тюленей. Я такого ещё не видел. Такое столпотворение происходит перед выходными, как мне объяснили потом. Он там остановился, чтобы набрать пассажиров. Хотя нечто подобное видел на выезде из Казани перед мостом через Волгу. Вся банда тюленей находится на вершине подъема, затем начинается спуск. Для автостопщика не рыбное место. Прошел на выход из города километра два. Позиция улучшилась не намного. Обочина опасная. Песок. За светофором все-таки застопил «Иж». Доехал до Кстово. За автостанцией опять тюлени вдоль дороги. Встал в конце.
У Кстово есть обводная. Грузовой транспорт уходит по ней. Легковые едут через город. Уехать можно без проблем. Подобрал «Уазик». Он ехал почти до границы с Чувашией. Я в это время размышлял. Как лучше поехать, через Чебоксары или свернуть на Сергач - Алатырь и выйти на дорогу Саранск - Ульяновск. Хотелось до наступления ночи попасть в Ульяновск. Саша меня там уже ждал. А время уже было пятый час дня по московскому времени. Все-таки решил ехать через Сергач. Первая отворотка идет через Бол. Мурашкино - Княгинино. Есть еще поворот у Лысково, но там меньше транспорта. В начале дороги на Сергач стоит остановка и опять тюлени. Подошел автобус «Пазик» по маршруту Н.Новгород - Княгинино. Такой шанс упускать было нельзя. В автобусе толпа. Ничего едем потихоньку. Разговорился с мужичком, на перекладных в Бол. Мурашкино едет. Я ему объяснил свою ситуацию. Посоветовал на обводной Княгинино выйти. В Мурашкино на автостанции постояли минут 10. Выходившие расплатились. Едем дальше. Солнце всё ниже к горизонту клонится. Вот и обводная. Попросил остановится. Вышел. Водитель денег не спросил.
Пока переходил на обводную, проехал американский тягач с полуприцепом - бензовозом. Номер 63 rus. Я махал ему. Он не увидел меня, уехал. Я как раз находился по левую сторону от него немного в стороне.
Эх, - подумал я про себя - вот его бы застопить.… Все равно в нашем направлении движется, судя по номеру региона.
Но где наша не пропадала. Доедем, не первый раз.
Стопится «Газон» до Сеченова. Это дальше Сергача в направлении Алатыря. Тоже хорошо. Чем дальше, тем лучше. Драйвер не спал предыдущую ночь. Глаза слипаются. Едет к родителям на выходные. Сам с Нижнего Новгорода. Скорость небольшая 50 км/ч. А ехать почти 90 км. Я его развлекаю рассказами о своей поездки. Но это мало помогает. Останавливаемся. Он умывается из большой лужи у дороги, образовавшейся из-за талого снега. Едем дальше. Проезжая мимо придорожного кафе, вижу стоящего «Американца». Тут у меня начинает теплится надежда, что всё-таки есть шанс в него попасть. Теперь посматриваю в зеркало заднего вида, как бы он нас не обогнал. По дороге подвозим ещё троих в кузове до Сеченова. «Газон» сворачивает в сторону Ардатова. Я выхожу в направлении Порецкого.
Начинает совсем смеркаться. «Уазик» провозит ещё 15 км до Кочетовки. Проезжают редкие вечерние машины. С ульяновскими, самарскими номерами, но не останавливаются. Цепляю на руки СОПы и продолжаю стопить в надежде всё ещё на американский тягач. Про себя думаю: «Во что бы то ни стало его надо застопить, а иначе придется ночевать в поле».
Вот он появляется красавец. Правда позиция не совсем удобная, дорога после поворота на спуск идет. Я практически в начале спуска. Активно жестикулирую руками. Останавливается. Даже ничего не объясняя, говорю:
- Можно?
- Садись.
Вот и осуществилась моя автостопная мечта. Всегда в поездке хотел проехаться на американском грузовике. Больной я по штатовским тягачам. Причем грузовик классика - «Фрейтлайнер». Выпущенный 15 лет назад. Кто хоть не много интересуется машинами, представляет, что это за техника.
Водитель Сергей едет с Нижнего в Тольятти. Ну, тут уж сам Бог велел до дома ехать. Отсылаю Саше в Ульяновск СМС, что не заеду. А до Тольятти ещё 460 км. К утру приедем. Сергей меня подобрал, потому что СОПы светились в свете фар, чем я отличился от местного населения, да и не скучно одному в ночь ехать. Форма одежды у меня была обычная гражданская. Т.е. джинсы, рубашка фланелевая, да ветровка темно-синяя. Зато рюкзак и номер региона на груди отличали от простых смертных. :-)
В Чувашии на двух постах отдали по 100 руб., чтобы не докапывались. Последний «стольник» отдали в Сурском, на посту уже на трассе Ульяновск - Саранск. На Чувашском отрезке состояние дороги убитое.
7 мая
Вот и новый день начался, а мы ещё до Ульяновска не доехали. Перед Ульяновским кольцом кофе попили. Я доел купленные москвичами в Ржеве слойки с повидлом и арахисом. Варя меня все спрашивала, как мы питаемся? Я ей ответил, что в России с голоду не дадут умереть. Когда прощались, отдала оставшиеся слойки, тем самым подтвердила мое высказывание. А одна так и осталась у Сергея в машине. Наверно, так и должно было быть.
Без приключений проехали пост ДПС под Ульяновском в направлении Сызрани. При прохождении постов прятался в спальный отсек, т.к. провоз пассажиров в бензовозах запрещен. А спальник, я вам хочу сказать, просто шикарный. Правда, отсек у этого тягача не высокий, но длина и ширина - о-го-го. Там полуторная кровать не меньше. Ходовые качества тоже на высоте.
Граждане автостопщики! Будет возможность, прокатитесь на этой чудо - технике американского производства. Оно того стоит.
Выехали на М5, у нас здесь и ночью машины партиями идут, автовозы, дачники на легковушках, нефтевозы с Ульяновской области. Трафик есть.
ГЭС проехали без остановки. И в 4.35 по местному времени приехали на Жигулевское море. Сергей сам живет в Шлюзовом, поэтому у него это конечный пункт. Через час пошел городской транспорт и маршрутки. В 6.00 я был дома.
Заключение
За 4 суток пройдено порядка 3000 км. 31 машина и 1 поезд (правда, платно). Масса самых приятных впечатлений. Вывод один, поездка удалась во всех отношениях.
Спасибо всем, кто подвозил. Отдельное спасибо Валере (КАМАЗ - автовоз), Сергею («Фрейтлайнер» - бензовоз), московским автотуристам Саше, Варе, Оле («Шкода - Октавия»).
Сыресенков Виталий, Тольятти, Россия, май 2005