Что радует в этом фильме - в нем нет "хороших парней". Все парни - плохие, в этом плане все как в жизни. Американцы, арабы, китайцы - все хороши. Арабы традиционно взрывают, американцы вмешиваются в дела третьих стран бесцеремонно, как хотят, и сдают своих сотрудников почем халва, если пахнет жареным. Китайцев в кадре мало, но они ощущаются.
"Сириана" - якобы собирательный термин сотрудников ЦРУ, означающий враждебную США часть внешнего мира. В Сириане живут крайне бедно и хреново. Наглядно показан путь нормального юноши от уволенного рабочего нефтяного завода, живущего в страшной нищете, до шахида. На фоне голода, безработицы и отсутствия женщин появляются арабы в белом, кормят, привечают и просвящают ( исключительно посредством Корана ). Коран - книжка сильная, и при отсутствии разностороннего мировоззрения у пациента захватывает его сознание в кратчайшие сроки. А потом человек, адекватный и нормальный изначально, уже в таком состоянии, что взорвать себя естественным образом воспринимается как великая честь и логичный выход из жизни вообще.
Американцы ничуть не лучше - их интересует только, чтобы поток нефти не прекращался. "Спайс должен поступать". Ради этого они, не моргнув глазом, готовы переехать кого угодно. При этом, естественно, никакие светлые демократические идеалы в счет не идут.
Конфликт в фильме простой - король некой арабской страны уходит от дел и должен передать власть либо старшему принцу, прогрессивному выпускнику Оксфорда, который хочет блага для страны, поднять уровень жизни, уравнять женщин в правах с мужчинами и торговать нефтью с Европой, либо младшему, туповатому, не хотящему реформ и настроенному проамерикански. Старший выглядит много симпатичнее, но США нужна спайс нефть, и от этого танцует ЦРУ. Параллельно происходит бумажная борьба на тему месторождений в Казахстане. Ну то есть понятно, да? Сириана и Казахстан - явления одного порядка. Главное - там есть нефть, остальное не существенно.
Относительно положителен в ленте лишь Джордж Клуни, ЦРУшник, сначала слепо работающий на свою контору, а впоследствии прозревающий. Исполнители, понимающие больше, чем надо, никому не нужны, и потому в фильме есть сцена, где Клуни вырывают ногти. Простыми грубыми щипцами, ведь "я Абдулла, хакер из Талибана, и технологии у нас простые". Сцена неприятная, да, но пытка наверняка не из худших. Просто толстенький и совсем не героический Клуни, корчащийся от боли в затрапезном помещении, больше всего напоминающем кухню школьной столовой, вызывает существенно более сильное сопереживание, нежели пластилиновый Бонд. "Когда китайцы пытали моих братьев, они требовали, чтобы братья отреклись от веры" - говорит Клуни его палач, - "твое положение хуже. От чего будешь отрекаться ты, если у тебя нет никакой веры?".
По способу подачи материала весьма напомнило "Траффик". Суммарное ощущение от фильма - в мире происходит борьба за владение энергоносителями, процесс жестокий и кровавый, и жизнь человека, даже уровня первых лиц страны, в нем не стоит ничего. И процесс этот последнее время активизировался.