Сюжетные игры.

Sep 24, 2013 14:49


Алеша 2г 6м - 2г 9м.До этого лета сюжетных игр у нас почти не было, я всегда думала, что это  огромное упущение с моей стороны. Именно сюжетным играм и было посвящено все наше с Алешей лето. Мы играли столько, сколько не играли с самого его рождения и это, безусловно, повлияло на все сферы развития Алеши.
«Сюжетная игра разворачивается на третьем году жизни ребенка и оказывает огромное влияние на его психическое развитие. Малыш не может реально участвовать в делах взрослых, но, подражая им в играх с куклами, лучше осознает смысл действий взрослых, учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, заботиться о них (ведь кукла - олицетворение человека). Это способствует социальному и личностному развитию ребенка.
Из книги «Ребенок третьего года жизни».




Начну с предыстории. В детстве со мной не играли, совсем. Я не помню такого момента в своей жизни, чтобы кто-то из родителей взял игрушку и сел поиграть рядом!
«Психологи давно доказали, что игра не возникает сама по себе. Раньше маленький ребенок перенимал игровой опыт от старших детей - сестер, братьев или детей, играющих во дворе. В наше время редко можно встретить многодетные семьи, а культура совместных сюжетных игр на детской площадке утрачивается. Поэтому главная роль в развитии игры принадлежит взрослым».
Из книги «Ребенок третьего года жизни».

Мне смутно представлялось, как я, взрослый человек (еще и не игравший должным образом в детстве), возьму куклу, машинку, любой другой предмет и буду играть с сыном. Долгое время не могла себя перебороть. А тем временем Алеша стал практически всех стесняться и смущаться, даже нас. Наверное, все заметили в последние полгода отсутствие видео в постах? Никак не удавалось его расшевелить. Тогда я решила переступить через себя и действовать. Стала играть с Алешей, редко, но стала. Оказалось, что именно в игре он впитывает все, как губка, понял дроби, когда резали на всех пирог и многое, многое другое. Также оказалось, что Алеша абсолютно не знает последовательности всех действий, например, не испечет пирог, а тут же несет кормить мишку, садит голую куклу в коляску и везет на прогулку… Долгое время (почти всю весну) я наблюдала и прощупывала почву, где-то с мая начала втягиваться и играть с Лешей постоянно, каждый день, на первых порах даже заставляя себя хотя бы по 10 минут!

Сюжетные игры у меня (а именно сами сюжеты) быстро закончились, не хватило фантазии, видимо. Тогда мне пришла в голову идея играть по книжкам, это увлекло нас очень надолго. К таким играм подключаются различные сюжеты из жизни, мы много творим вместе с Алешей, нам обоим интересно, что немаловажно, я считаю!

Начали с самых простых, Агния Барто и ее стихотворения. У нас книжка "Любимые стихи" (лабиринт, майшоп, озон).Коротенькие, понятные, которые легко инсценировать. Оказалось, что Леша практически все их знает наизусть, а тут начал рассказывать, четко, с выражением. Воодушевившись этим, мне хотелось продолжать дальше играть с сыном. Покажу несколько, с обычными вещами дома.
Бычок.


Возражений Лешиных было много, потому что это корова)))

Грузовик.


Наша Таня громко плачет. После этого стихотворения, точно помню, по счету 12, лед тронулся, Лешка во весь голос хохотал, роняя мяч в воду. Потом обсудили чувства Тани, смеху поубавилось).


Стихотворений мы обыграли очень много, повторили их все, какие-то выучили новые. К примеру, «Монтер» Бориса Заходера. Когда выдала Лешке клубок, то он забыл обо всем и начал за мной повторять строчки, а вечером с радостью демонстрировать свои умения папе.


Посмотрите, как хитер, этот маленький монтер, он пока проводит свет только там, где тока нет!

Мы обыграли много русских народных сказок с помощью «Домашнего театра» (лабиринт, майшоп, озон) и пальчиковых кукол. На фото «Колобок». Также обыграли «Курочку Рябу», «Теремок», «Рукавичку», «Машу и медведя», «Красную шапочку».


Затем сказки Корнея Ивановича Чуковского (лабиринт, майшоп, озон). Получилось три «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха». Удивительно, что Федорой захотел быть сам Алеша, фоткать не решилась, чтобы энузиазма не убавилось). «Мойдодыра» рассказывает наизусть полностью, продемонстрировал тут бабушке с дедушкой.


Мойдодыр из пластилина, уже изрядно помят!


Театр из бумаги склеивали вместе, подбирали головы, руки, ноги нашим актерам, потом сыграли его такое количество раз, что не счесть. Но пока "Муху-Цокотуху" в исполнении Алеши ни разу не слышала, только слушает ее очень внимательно. Еще сказка была интересна тем, что там все насекомые, приурочили ее к занятиям по теме мух).

Сказки В. Сутеева (лабиринт, майшоп, озон), которые зачитаны уже до дыр Практически все проиграли, постоянно обсуждая настроение героев, их чувства, поступки. Обсуждали прямо во время того, когда играли, остановив игру, Леше очень нравилось так играть! Самой любимой сказкой неожиданно для меня оказалась у Леши «Мышонок и карандаш», проиграли раз 30, наверное.


Сергей Козлов «Ёжик в тумане» (лабиринт, майшоп, озон). Я сама обожаю эти истории с детства, добрые, немного волшебные. Лешке больше всего понравилась история «Не смотри на меня так, ёжик». Мы играли долго с этой книгой, недели две, наверное. До этой книжки сказки Алеша читать совсем отказывался, все время говорил, что так  не бывает и все тут. После совместных игр чтение пошло на УРА! Теперь в нашем доме только и слышны слова волшебство и чудеса. Хотя в книге этого нет, но как медвежонок и ёжик могут, к примеру, протирать звезды? А как пауки могут сплести паутину над всем лесом? Теперь сказки Алеше интересны именно тем, что в них есть то, чего нет в жизни, он стал придумывать много своих сказок.


Ежика и медвежонка мы сделали вместе из двух камней, которые тоже вместе искали на улице. До последнего момента Лешка не верил, что из камней будут ёжик и медвежонок). Теперь регулярно таскает камни домой и раскрашивает их.


Сказки Геннадия Циферова (лабиринт, майшоп, озон). Играть с ними в планах у меня не было совсем. Но как-то раз я услышала, как меня очень громко зовет Леша, говоря: «Мама, иди сюда, быстрей, быстрей, быстрей…». Я уж думала что-то случилась, рванула, даже воду не выключив, и увидела вот что!


Оказалось, паровозик расстроился, потому что он первый, а перед ним последний. Как в сказке про лошадок. Не догадался, что едет по кругу))).

Кротик. . Лешин лучший друг после Винни-Пуха. Лешка его просто обожает. Когда мы прочитали книгу "Кротик. Большая книга" (майшоп, озон) раз так десять за первые три дня, то Лешка настойчиво просил меня слепить кротика и играть. Я тянула с этим как могла, потому что знала, что история с Винни-Пухом повторится, мы будем играть кротиком днем и ночью.  В магазине канцтоваров Лешка сам отыскал глину для лепки и ни за что не отдавал ее, сказав, что спать он сегодня не будет днем, а будем лепить кротика. В итоге даже феном глину сушить пришлось, чтобы кротик был готов как можно скорее… и понеслось…
Кротик везде, Лешка все делает с ним, даже соглашается пробовать новую еду, если попросит кротик. С кротиком уже происходят различные чудеса, Алеша этому не противится, как было в самом начале лета. Он даже сам все инициирует! Мы проиграли две истории «Кротик и автомобильчик» и «Кротик и ракета», последнюю раз пять, наверное. Строили автомобильчик как у кротика, обсуждали, почему он не едет? И играли с ракетой.






Затем Леша сам построил дом для кротика, даже с бассейном. Хотя я точно знаю, что в начале лета он бы сказал: «Нет, так не бывает, кроты не умеют плавать!». Он отвечал так на все. Да, мне кажется, он слишком был заучен, я с ним мало играла тогда. Фотка мутная, украдкой с кухни снимала.


Вместе с кротиком мы повторили уже очень много материала, который прошли раньше. Лешка сам попросил достать макет вселенной, надо же кротику куда-то прилететь на ракете). Постоянно что-то выдумывает, творит.


Чтобы немножко отвлечь Лешу от кротика я решила проиграть с ним две части Винни-Пуха, предварительно спрятав крота. Но оказалось, что Лешка прекрасно видел крота на холодильнике, пошел, взял стул, залез на стол и ОПА! Крот был тут как тут в нашей сказке))) До чего ж интересно получилось. Отдала я ведущую роль Леше (кротику), в итоге после дня рождения ИА все улетели на ракете на луну и встретили там роботов, пришлось собрать их около 6 штук из конструктора.
Винни Пух и все-все-все. (лабиринт, майшоп, озон).




А какое довольное лицо у ребенка )) Кротик к Пуху прилетел)




Чуть не забыла написать про фигурки. Винни пух и Пятачок. И недавно купила ослика и сову. Совершенно случайно! вот таких.


Также Леша придумывает много своих историй с кротиком. Радует, что история всегда как-то начинается и как-то заканчивается. Снимать пока не рискую, немного позже. Вот, к примеру, «Кротик и клюшка». Выглядит так: «Проснулся кротик. Смотрит - зима. Вышел - увидел каток. Достал клюшку, забил гол, мышка обрадовалась, они пошли вместе в норку пить чай». Это практически дословно цитирую Лешку.


Еще я слышала «Кротик и шапка», которую надевать все равно придется, «Кротик и конфета», много есть нельзя, а хочется.

Вчера играли в Муми-Троллей. У меня сделан картонный домик для них. Я думала. что мы с Лешей его вместе украсим, но нет, Леша сказал, что будем лепить. Сказано-сделано. Домик подождет своего часа. И без кротика не обошлось. Сегодня в библиотеке отыскала новую книжку «Кротик и его друзья», поэтому кротик принес сливы Муми-Троллям! Сливы лепил сам. А на фото решил, что листья посыпались, пришла осень. Вот тут и был момент, что в саду, наверное, играть и рисовать уже холодно, надо дом бы им сделать, но уже и не помню, что нам помешало! Ничего, доиграем в другой раз! Муми-Тролии сделаны тоже из глины для лепки.


"Муми-Тролли. Первые книжки" (лабиринт, майшоп, озон)

На очереди у нас стихи Маршака, очень любимые Алешей и Буратино!)

Таким выдалось наше игральное лето. Изменений в Леше нельзя не заметить. Все реже он говорит: «Я не буду, у меня не получится, не знаю!». Такое осталось только с чтением. Учить стихотворения он просто рад, стараемся учить по одному в день сейчас. Начали с кротиком заниматься математикой. А, главное, Леша стал общительней и практически не стесняется что-то где-то рассказать или показать. Начал играть вслух на улице, раньше выступал только в роли наблюдателя. Может поиграть сам, сделав свою игру интересной. Но чаще просит играть с ним меня, а вернее ходит и конючит: «Мамаааа, поиграй со мной!». И мне так приятно, раньше звал только заниматься, а ведь ребеноку интересно играть, его надо учить играть!

Алекс 2-3, тематическая неделя

Previous post Next post
Up