После перерыва возобновляем рассказ о проекте "Гангут", и сегодня будет краткий рассказ о его прототипе. Линкоры класса "Севастополь".
Предыстория.
В 1906 г. вошел в строй корабль, который определил развитие линкоров на всё оставшееся время существования этого класса кораблей. Назывался он „Dreadnaught“, «Дредноут», и это название стало нарицательным для всех линкоров будущего.
В 19 веке средства прицеливания и механика наведения орудий позволяла вести бой на дистанциях не больше 4-5 миль. Соответственно, основой артиллерии были скорострельные пушки среднего калибра (152 мм или подобные), которые на таких расстояниях наносили ущерб, достаточный для выведения корабля из строя, даже если не могли его потопить. Но к началу 20 века возможности прицеливания и наведения сильно усовершенствовались, появилась возможность центрального управления огнем всей артиллерией корабля, и дистанция боя стала быстро нарастать. Тем самым, средний калибр стал быстро терять эффективность, превращаясь в ненужный балласт.
И явился «Дредноут», у которого были только пушки крупного калибра, зато аж 10 штук в 5 башнях (305 мм), ну и 27 «противоминных» пушек 76 мм, для борьбы с миноносцами и прочей москитной мелочью. А еще на него были установлены не обычные паровые машины, а паровые турбины, только что изобретенные Парсонсом, благодаря которым он мог многие часы идти полным 20-узловым ходом. В итоге, «Дредноут» мог уничтожить любой броненосец прежних поколений прежде чем тот сумеет сделать хоть один эффективный выстрел.
Понятно, что дредноуты понадобились сразу всем.
Строительство
Особенно они понадобились России, которая на год раньше потеряла в русско-японской войне чуть не весь флот. В 1907 г. была принята «малая судостроительная программа», которая, помимо прочего, предусматривала постройку для балтийского флота четырёх линкоров дредноутного класса. Был объявлен конкурс, в котором, после честного сопоставления технической части проектов, подковёрной борьбы, и вмешательства большой политики, победил проект И.Г. Бубнова и А.Н. Крылова, представленный Балтийским заводом. Произошло это в 1909 году, то есть на конкурс ушло 2 года. В том же году корабли были заложены. А дальше всё как всегда. Государственная Дума не желала выделять средства, деньги наскребали кое-как, иногда строительство на несколько месяцев прерывалось из-за отсутствия финансирования… Хм, что-то мне это напоминает…
Долго ли, коротко ли, (скорее долго), но в 1911 г. корабли были спущены на воду, а в 1914 даже введены в строй, получив названия «Севастополь», «Гангут», «Петропавловск», «Полтава». Как всегда в подобных случаях, в деталях корабли немного отличались, но, в целом, они построены по единому проекту и их можно обсуждать, да и моделировать, как единое целое.
Строение
Итак, что из себя представляли первые российские дредноуты?
Собственно, вот:
Самое главное в артиллерийском корабле - это, внезапно, артиллерия. Главный калибр. Глядя на «Севастополи», это понимаешь особенно отчётливо: Орудийные башни явно доминируют в облике кораблей. Вот с артиллерии и начнем. Корабли были вооружены двенадцатью 305-мм пушками с удлинением ствола в 52 калибра и начальной скоростью снаряда 762 м/c. Максимальный угол возвышения ствола 25 градусов. Дальнобойность при массе снаряда 470 кг составляла приблизительно 24000 метров. Для сравнения: у «Дредноута» возвышение составляло 13.5 градусов, длина 45 калибров, начальная скорость снаряда массой 386 кг была 830 м/c и дальность 15040 м. Как видно, баллистика у орудий «Севастополей» была очень приличная, а тяжелые снаряды показали весьма хорошую бронепробиваемость. Ну и 12 пушек - это много, у того же дредноута было 10 в 5 башнях. Так что масса бортового залпа у «Севастополей» была ого-го. Для централизованного управления стрельбой использовались дальномеры с базой 6 м и вполне современные для того времени приборы наведения.
Стоит напомнить, что эпоха дредноутов только начиналась и оптимальное размещение пушек еще не было очевидно. Это вообще во многом было время экспериментов. Флотские артиллеристы посчитали, что для удобства управления огнём все пушки должны располагаться на одной высоте, поэтому линейно-возвышенная схема размещения, впоследствии ставшая классической, даже не рассматривалась. Как видно на фотографии, четыре трёхорудийные башни были равномерно распределены по длине корабля. Дополнительное преимущество такой схемы заключается в низком силуэте, затрудняющем обнаружение корабля и прицеливание по нему. На это тоже обращали внимание, и целенаправленно стремились свести к минимуму надстройки. С той же целью корабли были сделаны достаточно низкобортными.
Но за всё приходится платить. Четыре расположенные по всей длине башни заняли практически всю площадь палубы. Тут ведь еще надо учесть площадь, заметаемую стволами при вращении, а так же оказывающуюся в зоне действия раскалённых пороховых газов при выстреле. В итоге, пушки противоминного калибра (16 штук калибра 120 мм) пришлось ставить в барбетах по бортам. Такое низкое расположение сильно снижало их эффективность.
Зенитные орудия были размещены на крышах башен главного калибра. Больше было попросту негде. Ну, с другой стороны, в 1906-1914 годах авиацию и не воспринимали как серьёзную угрозу. К слову, по проекту корабли должны были иметь 8 47-мм скорострельных пушек Гочкиса, но из-за их нехватки поставили только по три зенитных орудия. Впрочем, у себя на модели я поставил все восемь.
Низкие борта, конечно, снижали заметность, но снижали и мореходность кораблей. Впрочем, и строились они для балтийского моря, где больших штормов, в общем-то, не бывает.
В общем, это были весьма интересные корабли, вполне современные и во многом передовые на момент проектирования и закладки, но не лишенные и серьёзных недостатков. Если бы их построили в сжатые сроки, учли опыт их постройки, и создали новое поколение кораблей на основе полученного опыта, всё было бы прекрасно. Увы, длительность постройки привела к тому, что при вступлении в строй они успели основательно устареть, а новые корабли строить было уже некогда. 1914 нргод... Роль "Севастополей" в Первой мировой войне оказалась довольно скромной, но зато, как ни странно, они очень пригодились во время Второй мировой. Впрочем, об истории их службы можно поговорить как-нибудь в другой раз.
Ну а кто хочет почитать о «Севастополях» более подробно, вот ссылки на довольно подробное и взвешенное обсуждение:
Линкоры типа "Севастополь". Успех или провал? (Часть 1)Линкоры типа "Севастополь". Провал или успех? (Часть 2)