Музей ГДР, расположенный на набережной Шпрее аккурат напротив кафедрального собора и Музейного острова, - это пример того, что если хотеть и проявить креативность можно сделать интереснейший музей при явном недостатке места. На пространстве в 1,5 трехкомнатных квартирах умещена сороколетняя история довольно яркой страны и эпохи во всех ее аспектах. Причем сделано это не скучно и без завываний о тоталитарном прошлом - конечно там есть и макет Берлинской стены, и возможность посидеть лицом к лицу со следователем Штази, но основное внимание уделено гдровскому быту. Причем он подается как набор безумно интересных артефактов давней эпохи, к которой отношение уже чисто историческое. И это при том, что еще люди, которым сейчас 30, прекрасно помнят ГДР и ее быт так сказать на ощупь. Но, видимо гдр-ностальгия, начавшаяся с фильма "Гудбай Ленин" так сильна, чо желающих прикоснуться к прошлому не непосредственно, а через призму романтической музеефикации, все равно очень много. Музей переполнен, поэтому ни посмотреть, ни отфотографировать его весь нормально не получается. Представленная картина - крайне фрагментарна. Правда создатели сделали все, чтобы максимально увеличить пространство, а именно основная часть стендов - это открывающиеся ящички с артефактами, которые можно изучить и задвинуть назад - это очень практично.
Итак, дальше только небольшие обрывки экспозиции этого интереснейшего музея.
Пародийная машина для голосования. По нажатии рычага все 4 "демократических партии" голосуют так же, как и СЕПГ.
Зигмунд Йен - первый немецкий космонавт и культовый персонаж GBL
Шпревальдские огурчики - центральный артефакт GBL
Форма пионера-тельмановца.
гдровские комиксы
уголок юноши...
Интереснейшая тема - нудизм в ГДР, представлена очень подробно. Несмотря на официальное осуждение, в 70-е годы каждые 4 из 5 немцев хотя бы раз отдыхали голыми на нудистских пляжах. Вполне вероятно, что это была тайная операция Штази - нагота, легкомыслие, эротическое возбуждение, чувство свободы тела хотя бы частично снимали стресс, связанный с несвободой, стеной, колючей проволокой и т.д., иначе бывший бы невыносимым...
Модель нудистского пляжа
Фотоаппараты против фотоаппарата.
Одежда. "Расцветка платьев для беременных слишком яркая" (С. GBL)
Наверху легендарный песочный человечек. Я себе прикупил такого. Моя, конечно, уже для него слишком взрослая, но мало ли, вдруг еще когда-нибудь пригодится.
Планировка стандартной трешки...
Интерьер
В России таких туалетов еще полно. В германии, думаю, тоже.
А уж таких кухонь - вообще по прежнему завались. Удивляться нечему.
Любовь немецких товарищей к поляку, который расстреливал русских, просто изумляет.
переставляя артефакты по начальственному столу можно получить исчерпывающую информацию по политсистеме ГДР.
Не совсем понял смысл эттой витрины. Возможно связи с СССР. У нас была такая же кофейная посуда и такой же рог для вина. Собственно часть посуды еще жива. да и рог наверное где-то валяется.
Символы трех классов ГДР - крестьян, рабочих и интеллигенции-инженеров.
А вот таких солдатиков в Лейпциге не помню. Видимо их серая форма могла навести советских детей на ненужные ассоциации. А может просто я забывчив.
Любопытно, кстати, то, что эффект бытовой ностальгии и влюбленности в быт вызывается не изобилием вещей, а их недостатоком. Хотите, чтобы люди с умилением и слезой вспоминали быт определенной эпохи - отнимите почти все вещи, а пото дайте процентов 20 от отнятого. И эпоха навсегда войдет в их сознание как золотой век, а простые предметы выбивать слезу.
Когда предметов настоящее изобилие, как было у тех же западных немцев, они воспринимаются как элементы личного или субкультурного стиля. Никому не придет в голову делать символ эпохи из мерседеса, бмв, опеля, и даже фольксваген-жук - это интересное социальное, но не ностальгическое явление. А в той мере, в которой он ностальгичен, это вызвано тем, что это была _единственная_ машина. доступная людям с определенным уровнем доходов. А вот Трабант - да, предмет культовый. В Берлине он повсюду, он в каждой сувенирной лавке. Именно потому, что это был единственный автомобиль, доступный массам восточных немцев. Предмет вожделений и страсти.