В
рулетке у
dart_maus, посвященной пеплумам, мне достался фильм режиссера Ричарда Флейшера Разбойник Варавва/ Barabbas (1961).
1961 год все еще был расцветом пеплумов - фильмов, предназначенных привести в кинотеатры зрителей, оторвав их от телевизоров. На какое-то время этот удалось сделать. Но пеплумы в итоге надоели. Следующий их расцвет, благодаря компьютерным технологиям, случился в начале 21го века.
Варавву, как и многие пеплумы, снимали на итальянской студии Чинечитта (Cinecitta), которая, можно сказать, специализировалась на пеплумах, начиная с 1937 года - ее основания, хотя первые фильмы этого жанра были сняты еще раньше.
Флейшер, как мне кажется, ровный режиссер, без взлетов и падений, наверное, самый известный его фильм Тора! Тора! Тора!, продюсер - Дино Де Лаурентис, актеры - американцы и итальянцы.
В роли разбойника Вараввы Энтони Куинн, уже получивший двух Оскаров за роли второго плана к тому времени, но невероятная популярность у него еще была впереди - Грек Зорба, Лоуренс Аравийский и даже Блеф. И, вообще, он был весьма интересный мужчина. Пишут, что на съемках он познакомился со своей будущей второй, но не последней, женой.
Наверное, для роли Вараввы Куинн был комплиментарен ( на афише выше так и вовсе какой-то неизвестный красавец) - у Пера Лагерквиста есть описание: "Ему было лет тридцать, он был крепок, но желт лицом, борода рыжая, волосы черные. Брови тоже были черные, а глаза запали, словно для того, чтобы лучше упрятать взгляд. Под одним глазом начинался глубокий шрам, шел вниз и терялся в бороде."
Но это же пеплум, и Заячью губу, некрасивую, влюбленную в Варавву женщину, заменили на Сильвану Мангано, и толстуху, с которой развлекался отпущенный разбойник, на весьма красивую актрису. И соратник по несчастьям - Саак (Витторио Гассман) - достался ему очень красивый.
Фильм снят по одноименному роману уже выше упоминавшегося шведского писателя Пера Лагерквиста, это небольшое произведение, я его прочитала быстро, было написано в 1950 году, на следующий год Лагерквист получил Нобелевскую премию по литературе, в том числе и за Варавву.
Это, разумеется, абсолютно вымышленная история человека, который избежал казни, его помилование выбрала толпа, и всю дальнейшую жизнь он пытался понять, почему, и кто был тот, кого распяли. Роман писался конечно без прицела на экранизацию, и чтобы история Вараввы превратилась в пеплум, сценаристам пришлось ее украсить объемным и весьма волнительным гладиаторским эпизодом римской жизни Вараввы.
Огромная арена, и враг, которого надо победить одним копьем, а у него колесница и сеть. Этот враг убил друга-христианина за то, что тот не захотел отречься от своего Бога, поэтому выход только один.
Но до этого были ужасы схождения в ад серных рудников на Сицилии, тут фантазировать особо, полагаю, не пришлось, т.к. все эти ужасы все еще происходили буквально лет 60 назад при добыче серы.
И чудесное (божественное?) спасение двух товарищей и их прибытие в Рим, чтобы стать гладиаторами.
Но все равно, жанр пеплум тут, как какой-то побочный эффект, хотя я с превеликим удовольствием еще раз посмотрела бы фильм на большом экране, это камерная история про очень озадаченного человека, которому все время даруются чудесные спасения, а он пытается оттолкнуть от себя мысль о божественном вмешательстве в его судьбу, но все время ищет тому доказательства.
В финале, когда Варавва все-таки оказывается на кресте за поджог Рима вместе с первыми христианами, все равно нет ответа, обрел ли он веру, но смерть принял достойно.
Сцены распятия очень впечатляющие. Распятие Христа снималось в вовремя подвернувшееся полное солнечное затмение.
И просто так.
Кэтрин Тейт снялась в массовке этого фильма и после этого решила стать актрисой.
Почему Карабаса-Барабаса зовут именно так?
Спасибо
dart_maus за рулетку.