Что определяет развитие государства и его граждан в целом? Что заставляет экономику работать? Ответ прост: бюджет. Существует два вида бюджета в стране: федеральный и консолидированный (сумма региональных бюджетов).
Ранее мы уже познакомились со структурой и динамикой Валового Внутреннего Продукта (для тех кто не читал, настоятельно рекомендую пройти по ссылке). А сегодня я бы с вами хотел поговорить о федеральном бюджете. Что он себя представляет? ФБ, фактически, является кровеносной системой всего государства. Если бюджет и не главное в жизнеспособности страны, то входит в первую тройку по части важности как минимум. По этой причине всё что связано с казной необходимо предельно аккуратно рассматривать и всегда проверять способен ли бюджет выдержать те или иные заявления или нет. Ведь мы все прекрасно знаем, что если где-то пришло, то где-то обязательно ушло. И это правило в отношении федерального бюджета работает на все злополучные 147% ;)
Начнём с злободневного, с доходов.
Есть расхожее мнение, что зависимость ФБ от выручки продаж за рубеж нефти и газа приближается к критической. В большинстве случаев, как и с ВВП, множество людей даже не представляют о каких цифрах аппелируют называя или "много" или "очень много". Некоторые называют более уточненные цифры: "40-60% доходов в бюджет составляют нефтегазовые поступления" или около того. И так, давайте разберёмся где правда, а где ложь.
Хочу сделать некоторое отступление: точные данные по исполнению федерального бюджета за прошедший 2011 год на данный момент написания этой статьи не опубликованы. Министерство Финансов пока лишь опубликовало предварительные данные по расходам/доходам, которые вызывают определённый оптимизм. С чего бы? Дело в том, что в начале финансового года принимают проект бюджета, но его
исполнение в итоге может отличаться от
плана (предупреждаю, по ссылкам огромный массив данных с сайта Мин.Фина). И в 2011 году отличается в положительную сторону. Давайте быстренько пробежимся по федеральному бюджету на финансовый 2011 год по тем цифрам, которые мы имеем:
По цифрам видно, что 2011 год закрыли без дефицита и сверх-плана. Но давайте обратимся к динамике исполнения доходов/расходов федерального бюджета за период 1999 по 2011 год, чтобы понять, что в этом было хорошего (бюджеты можно найти на
сайте Министерства Финансов и
Казначейства РФ):
Маленькая ремарка: я взял исполнение федеральных бюджетов, а не планы, как это часто делают по ошибке, потому что последнее легче найти.
Для наглядности приведу цены на нефть:
Охвата ранее 2000 года нет, извиняюсь, но приведу отдельно средние цены на баррель нефти:
1997: 14$
1998: 13,3$
1999: 16,9$
Для бОльшей наглядности, давайте переведём федеральные бюджеты в доллары США по текущим курсам и сравним со средними ценами на баррель нефть:
ну, или так:
В целом можно провести параллель рост доходов федерального бюджета с конъектурной цен на нефть, но не везде и не всегда. Обращаю ваше внимания на период с 1997 по 1998 годы, с резким обвалом бюджета страны, хотя нефть прохудела всего на 5%. Даже не смотря на повышение цен на нефть бюджет к 2000 году продолжал падение. В конце 1999 года Министерство Финансов проделало титаническую работу, чтобы исправить положение дел и в 2000 году наконец-то обозначился подъём не без помощи цен на нефть, естественно. На следующие два года (2001 и 2002) цены даже упали, но поступления денег в казну от этого не уменьшилось, а наоборот - увеличилось. Это объясняется проведенной налоговой реформой, которая в итоге позволила увеличить собираемость налогов, а также дало стимул для дальнейшего развития экономики страны и, к концу 2003 года, обозначился серьёзный профицит.
Высвобожденные деньги были направлены в Стабилизационный Фонд, который позволил нам сбалансировать федеральный бюджет в 2009 и 2010 годах покрыв серьёзный дефицит, а также спасти банковскую систему и промышленников в 2008 году. Но о нём [Стабилизационном Фонде] более подробно поговорим чуть позже.
Но вернёмся к вопросу о сильной зависимости федерального бюджета от цен на нефть. Чтобы лишний раз не наводить множество букв и цифр, я лучше приведу такой график на основе вышеприведённого:
Мощный подъём в 2005 году обуславливается в первую очередь тем, что в 2004 году 74% активов Юганскнефтегаза (дочка ЮКОСа) были, фактически, переданы Роснефти, а также введена на нефтегазовую отрасль совокупная рента примерно в 84% . Про то, что крупный бизнес наконец-то соизволил полностью выплачивать налоги в казну, я немного умолчу.
Как мы видим прямая зависимость от цен на нефть проявилась лишь в 2009 году, когда сильный спад цен на нефть в совокупности с падением пром.производства и кризиса в банковской системы (произошедшие в 2008 году, но отразившиеся в 2009 и 2010 годах), уронили доходы к предыдущему году аж на 48,3%.
А что же насчёт структуры доходов, которая нас в особенности интересует? На данный момент есть только предварительные данные за январь-ноябрь 2011 года, по которым какую-либо чёткую картину выстроить пока невозможно. Но "краем" глаза взглянуть всегда можно (
по текущим данным Министерства Финансов на 24 февраля 2012 года):
Как мы видим, что доходы от внешнеэкономической деятельности и вправду в структуре бюджета составила 41%. Очень многие по незнанию считают, что вся эта позиция состоит из нефтегазовых доходов. Но это немного преувеличение. К сожалению подробный разбор налоговых сборов от Казначейства за 2011 год пока ещё не опубликован и придёться обратиться
к структуре экспорта страны в 2011 году. Но хочу сразу предупредить, что структура экспорта и структура внешнеэкономической деятельности в бюджете может кардинально отличаться по объективным причинам. Однако давайте всё равно взглянем на неё:
Итого нефтегазовая доля в экспорте страны в 2011 году составила 45% от 516 млрд.$. или 232 млрд.$ в абсолютных цифрах. Но как мы знаем не все эти деньги идут напрямую в федеральный бюджет страны и для того, чтобы узнать конкретные цифры за 2011 год нам необходимо подождать публикации отчётов Казначейства РФ об исполнении федерального бюджета, дабы сейчас тут не пытаться "рисовать" ничем не подкрепленные цифры.
Однако мы можем пойти другим путём: все отчёты Казначейства за 2008 год присутствуют и мы можем смело разобрать его, а далее сопоставить с цифрами 2011 года, верно? Почему именно 2008 год, а не 2010 год? Для начала давайте вспомним, что 2009 и 2010 годы для федерального бюджета были кризисные и закрыли их с дефицитом. А ещё средняя цена на нефть в 2008 году была примерно такая-же, как и в 2011 году. Что означает некую справедливость. При этом вы и сами должны уже были вспомнить, что ВВП страны в 2008 году и 2011 схожи в ценах всё того-же 8го года. Разобрались? Ну что-ж, поехали.
И так, давайте сначала взглянем на
основные данные федерального бюджета за 2008 финансовый год:
А теперь давайте взглянем на структуру доходов
Федерального бюджета 2008 года:
В данном случае нас интересуют "доходы от внешнеэкономической деятельности (39% или 3.6 трлн. рублей)" и "налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами (18% или 1.6 трлн. рублей)". Если с последним всё ясно, ибо в этой графе львиная доля составляют налоги на добычу непосредственно углеводородных ресурсов (нефти и газа, в итоге составляя 1590 млрд.рублей), то вот с первым немного сложнее. Давайте разберёмся поподробнее.
"Доходы от внешнеэкономической деятельности" состоят из ввозных и вывозных пошлин:
Как вы понимаете, нас конкретно сейчас интересуют вывозные таможенные пошлины, которые составили в 2008 году 2860 млрд.рублей в абсолютном значении. Давайте разбирать ещё более подробнее:
ну или так:
Да, вы не ошиблись. Судя по Казначейству РФ ощутимые пошлины при вывозе товаров из страны накладываются только на углеводороды и продукцию из углеводородов.
А теперь сложив пошлины на углеводороды (2178,5 млрд. рублей) вместе с налогами за пользование природных ресурсов (1580 млрд. рублей), то мы получим в итоге следующий график:
Почему графу "товары, выработанные из нефти" включил в прочие доходы, а не причислил к "углеводородам"? Лично с моей точки зрения топлива (бензин, дизель, авиационное топливо и прочее) и различные нефтепродукты всё-таки являются готовой продукцией и относятся скорее к промышленному производству, чем к продаже сырой нефти.
Для некоторой наглядности, хотя весьма спорной, можно посмотреть н
а динамику подобной структуры доходов федеральных бюджетов за 1999-2010 годы:
А вот так выглядит динамика доходов от углеводородов в федеральный бюджет в абсолютных цифрах:
По этим двум графикам прекрасно видно резкое увеличение, в особенности с 2005 года, доли нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета. В первую очередь это объясняется ранее упомянутыми налоговыми реформами вместе с увеличением пошлин на экспорт сырой нефти. Перенастройка механизма экспортных пошлин и введение НДПИ позволили увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой госбюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.
Самый пик пришёлся на 2006 год, когда доходы от углеводородов составили не малые почти 42%. В среднем, после реформ в начале нулевых, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете колеблется в районе ~35-37%. Много это или мало? Определённо меньше, чем принято считать. Но в то же время достаточно много, чтобы негативно влиять на федеральный бюджет в случае падения цен на нефть, как подобное произошло в 2009 и 2010 годах.
Но если мы вспомним
анализ структуры ВВП, где чётко видно, что доля нефтегазовой промышленности сокращается в экономике страны, то назревает закономерный вопрос: почему подобное не происходит с федеральным бюджетом? Во первых это объясняется тем, что у нас в стране относительно низкие налоги, такие как на доходы физических лиц (13% ставка) и на прибыль организаций (20%), которые в основном уходят мимо федерального бюджета в региональные (то-есть в консолидированный бюджет страны). Тогда как нагрузка на промышленность занимающуюся углеводородным сырьём не сравнима больше и подавляющая их часть уходит именно в ФБ, а не в КБ. Во вторых, из-за высоких цен на нефть рентабельность добычи и продажи углеводородного сырья по прежнему остаётся очень высокой.
Маленькое отступление: давайте быстренько пробежимся
по доходам консолидированного бюджета в 2008 году, который составил в общей сложности 6198,8 млрд. рублей:
Если всё это "безобразие" сложим вместе с федеральным бюджетом, то мы получим общий бюджет в 15474,7 млрд.рублей с вот такой диаграммой:
Можно также построить динамику изменения подобной структуры за 2005-2010 годы:
Итого доходы от углеводородов варьируются в пределах 21-24% от всех совокупных доходов во всех бюджетах страны за последние 5-6 лет. Много это или мало? Решать вам.
В общей сложности мы имеем то, что Россия в некотором роде зависима на данный момент от углеводородов. Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не сможем восстановить потенциал промышленного производства. Хочу сразу предупредить:
1) От зависимости от углеводородов мы никогда не уйдём, потому что в любом случае страна имеет своё внутреннее потребление, которое со временем будет только нарастать. Из примерна 500 млн.тонн нефти добытых в 2008 году, лишь половина ушла на экспорт. Внутреннее потребление страны составляет около 220-240 млн.тонн нефти в год и как я уже выше сказал, оно [потребление] будет только увеличиваться с восстановлением пром.производства.
2) Восстановление производства - это долгий и кропотливый труд, на которое придёться затратить не одно десятилетие, какая бы ни была власть в стране. Если судить
по структуре ВВП, которую мы разбирали ранее, в последние несколько лет пром.производство идёт именно в этом направлении, развиваясь медленнее лишь оптовой и розничной торговли.
Но об этом всём поговорим чуть позже. А следующую статью я постараюсь посвятить расходам как Федерального, так и Консолидированного бюджетов.
Надеюсь вам было интересно читать ;)