Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет. Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Я тут пишу "мама", но то же работает, конечно, с любым близким взрослым.
Сначала что НЕ надо делать. Разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких "иди пожалею" или "ой-ёй-ёй" или "маленький мой". Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. ТИХО. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.
Также не надо тут мазать ребёнка или дуть на рану (исключения, вроде артериального кровотечения, понятны), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребёнка, дать ему справиться с бедой, обработать всё.
Что помогает:
1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется :-)
2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.
3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию.
4. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут - повернуться "к лесу задом, к сцене передом". Посмотреть, где случилась беда.
5. И рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря) - только факты, только то, как было.
~*~*~*~*~*
Дальше про более старших детей; всё до этого пригодно с ноля, а дальше для в какой-то мере вербальных детей.
~*~*~*~*~*
Дети и сами часто рассказывают по нескольку раз всем членам семьи и знакомым, обрабатывая. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.
6. Когда ребёнок помирился с местом и историей происшествия, и ТОЛЬКО тогда, не раньше, можно устроить "разбор полёта". Хорошо его начать с вопроса вроде "Как ты думаешь, что стоило сделать?" То есть уже изменить "сказку аварии", придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить "не делай того" или "куда ты смотрел!" - пока ребёнок плачет. Закройте рот и держите закрытым, а дышите глубоко и плавно - через нос :-) А когда ребёнок успокоится, он и сам всё расскажет, где ошибки были, и как их исправить :-)
Такой процесс занимает от часа до секунд; более старшие дети проделывают его внутри и самостоятельно. Говорить "под руку" плачущему ребёнку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии - чревато психологическими проблемами.
из комментариев
[info]bormor
2004-11-13 11:01 pm UTC (ссылка)
Я не мать :)
Наверное, это неправильно, но если кто-то из детей вдруг начинает плакать, то первая реакция - выждать несколько секунд и спросить спокойным голосом: "что-то случилось?"
Довольно часто ребенок замолкает, задумывается и говорит "нет, ничего особенного"
Если же "Даа!", то спрашиваю, а что именно?
Оба ребенка начинают подробно описывать ситуацию. Например, "я у нее отобрала игрушку, она меня стукнула, а я ее, а она заплакала"
К этому моменту они уже обе успокаиваются и даже если я ничего не говорю (это и не всегда нужно), убегают играть дальше. Иногда приходится вмешаться и навести справедливость, если игрушка одна и ее никак не поделишь (устанавливается очередность). Иногда приходится и отругать ребенка (например, чтобы девочка знала, что нехорошо раскручивать живую крысу за хвост и лупить ею по лицу свою сестру).
Если же ребенок расстроен, а не злится - то рефлекторно беру на руки и успокаиваю.
Дети часто впадают в истерики, если они устали. А отдохнув пару минут у папы на руках, успокаиваются :)
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-11-14 02:07 am UTC (ссылка)
Есть как бы разные градации плача. Такой "взахлёб" истерический, когда ребёнок не справляется совсем - я выжидаю; иногда и не несколько секунд, бывает дольше. Если плач сменяется всхлипываниями, заунывным, можно спросить как раз, что случилось :-) Некоторые люди пытаются любыми силами "сорвать" ребёнку плач, остановить его. Именно об этом я пытаюсь сказать: через стадии не стоит перескакивать.
Подробное описание ситуации обоими детьми очень успокаивает детей. Если в группе - они по-очереди рассказывают, сначала тоже дыхание сбито бывает, волнуется, а потом со вкусом так, а потом, ага, убегают посередине рассказа :-) Когда успокоились.
-------------
[info]lefthandedmoth
2004-11-13 11:39 pm UTC (ссылка)
"Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен. "
Я согласно про слова, но как на счёт просто звука? Когда ребёнок (маленький) плачет, я иногда ему "подпеваю". Мне кажется, это ему помогает переключиться.
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-11-14 02:14 am UTC (ссылка)
Помогает! Мычание, песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]aniramsla
2004-11-14 02:07 pm UTC (ссылка)
Это еще маме хорошо помогает :-) Когда у мамы сердце еще из пяток не вернулось, а надо быть спокойной ради ребенка, здорво помогает полушепотом мурлыкать всяких "малышек", "заинек", "кисонек". У мамы дыхание здорово выравнивается и ребенок слышит привычные слова, в смысл которых можно не вникать.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-11-14 02:27 pm UTC (ссылка)
Да, для пения нужно ровное дыхание :-) Механизм такой.
-------------------------
[info]mina_
2004-11-14 12:01 am UTC (ссылка)
Вот как? А как же мамин спокойный, ласковый голос? Мне всегда казалось, что говорить - это совершенно естественная реакция. Малыш слышит, что мама не испугалась, и понимает, что ничего страшного не произошло. Когда мой был маленьким и плакал от падения, например, я вообще не трогала его, если ситуация несерьезная, но как раз подбадривала его словами "Вставай, вставай, ничего страшного" и потом, когда вставал: "Вот молодец!" Если видно было, что ударился сильно, помогала встать, приговаривая спокойным, без истерики голосом. Когда просил поцеловать или подуть, всегда откликалась - это ритуалы, которые ему нужны. И объятия, конечно, - по поводу и просто так. Про "сказку аварии" здорово.
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-11-14 02:37 am UTC (ссылка)
"Малыш слышит, что мама не испугалась, и понимает, что ничего страшного не произошло" - самоопределение. Хочется научить малыша ОЦЕНИВАТЬ ситуацию на "страшность" и САМОМУ учиться понимать её серьёзность. Заявления "это не страшно, это не сильная ранка" от непострадавшего меня довольно крепко напрягают. Почему такие вещи надо СООБЩАТЬ? Сам ребёнок должен, на мой взгляд, иметь шанс вынести это СУЖДЕНИЕ о серьёзности ситуации. Иногда ситуация субъективно кажется серьёзной, и это суждение стоит просто УВАЖАТЬ.
Приведу пример. Скажем, стёрся кусочек файла, и очень обидно, долго писала этот абзац, думала вот сейчас отослать ожидающим, попить чаю после законченной работы. Сильно, в общем, расстроило это. Если мне кто-то начнёт говорить "ничего страшного" - прибью за нечувствительность :-)) Конечно, в большой картине мира ничего страшного, но субъективно - ЭТО МНЕ РЕШАТЬ.
То есть надо быть осторожным, найти свой баланс. Чтоб, во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребёнком, а оставить ребёнку возможность управлять собой. Во-вторых, чтоб не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребёнку возможность вынести свои суждения. Но, в-третьих, поддержать :-)
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]nadijka
2004-11-14 12:18 pm UTC (ссылка)
Маша, а там ниже есть про истерику. И есть вариант ответа. А что Вы думаете, как реагировать на истерики?
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-11-14 02:15 pm UTC (ссылка)
Если ребёнок физиологически не справляется (например, начинает задыхаться от плача, синеет) - надо выводить как-то. Не всем хватает дыхательной гимнастики.
(Ответить)(Уровень выше)
OFF
[info]silina
2004-11-14 04:07 pm UTC (ссылка)
Маша, а можно в сторону взрослых отойти? Мне кажется там похожие механизмы должны работать. У меня есть человек (близкий), который, когда ему звонишь рассказывает как всё ужасно. Т.е. он ждет моего звонка, чтобы пожаловаться. Я чувствую выбираю не ту политику, я пытаюсь приободрить, найти что-то хорошее, иногда даже отметить, что "у других хуже". Теперь понимаю, почему меня воспринимают как лютого врага и предателя. Он воспринимает мое сообщение как: "Я не хочу слушать. Замолчи." Я и вправду хочу, что бы он "замолчал" и сказал что-то хорошее, у меня сердце разрывается эти жалобы слышать.
Дети наверное тоже так "обижаются", кагда говоришь "ничего сирашного" :о) Мне вот часто просто невыносимо слышать плачь своего ребенка, на уровне инстинкта хочется чтобы успокоила поскорее.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: OFF
[info]maria_d
2004-11-14 04:23 pm UTC (ссылка)
Почитай книгу "Parent Effectiveness Training" by Gordon. Она издавалась большими тиражами, найти несложно. Там про технику "активного слушания" - как слушать "всё ужасно". Вкратце: перефразировать факты, говоря: "я услышала, что ты считаешь то, то и то ужасным. я вижу, наколько тяжело это тебе".
Пока человек не удостоверится, что его ПОНЯЛИ, он не пойдёт дальше. А часто выходит "я про Фому, а ты про Ерёму" - я про проблему, про то, что плохо - а в ответ "проблемы нет, не плохо". Стоп машина, разговор застревает.
-----------------
[info]nitsa
2004-11-14 06:19 am UTC (ссылка)
А я вот так реагировала с самого начала . Не потому что продумывала ситуацию , а потому что так реагировала и все. Бабушка обвиняла в фашизме и бесчувствии , а я мучилась , но при этом не могла выдавить из себя какие - то слова . И это работало .
А вот что делать в ситуации , когда ребенок легко раскручивает себя на истерический плачь ? Пример . Магазин , в котором нужно купить ребенку сухарики . Напиток , который ему ну никак нельзя , потому что он еще не вполне отправился от проблем с желудком . Просьба . Отказ . Вой взахлеб . Куча сочувствующих ребенку и тихоненавидящих маму .
Вот что делать ? Дать то , что нельзя , только бы не кричал , закончить побыстрее дела и уйти , не реагируя на истерику ? Возраст в районе трех лет .
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]unit51
2004-11-14 07:23 am UTC (ссылка)
Истерика - это крайний способ протеста, который дети используют против нас.
Я действовала так, буквально охлаждала ситуацию: быстро мыла ребенку лицо холодной водой, если она случалась дома .
Если в общественном месте, просто улыбалась и шепотом говорила, чтобы погромче кричал, еще не все услышали на другом конце города. Мгновенно все прекращалось.
Однажды, в автобусе, дочь трех лет закатила истерику, я улыбнулась и отвернулась.
Она легла-завалилась в небесно-голубом комбинезоне в грязный проход на пол автобуса и смотрела на меня выжидающе, собираясь ее продолжать. Мы так и ехали молча: я смотрела и улыбалась, а ей пришлось встать и подойти ко мне. Люди все обалдели и пытались ее поднять. Я попросила этого не делать. Через пять минут она стирала в мыльной пене (волозила) дома комбинезончик в тазике дома сама. Больше она на пол никогда не падала.
В школе также. Если ученик неадекватно себя ведет, просила сходить в туалетную комнату и помыть лицо холодной водой без лишних осуждений и комментарий.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-11-14 01:05 pm UTC (ссылка)
Дочка падала, обычно от усталости и перегруза. Я садилась рядом с ней на пол, и делала ей массаж и пела. Иногда гладила её кроличьим мехом - у меня одно время всё время была с собой шкурка :-) Места занимает мало, а сенсорной интеграции много. Потом она стала ПРЕДЛАГАТЬ полежать и расслабиться; тогда можно было устроиться поудобней, в неслучайном месте.
----------------
anna_z
2004-11-14 08:41 am UTC (ссылка)
А если ребёнок не даёт себя обнимать, когда плачет? Машет руками на тебя и не даёт себя трогать вообще? Или на пол уходит рыдать?
maria_d
2004-11-14 01:08 pm UTC (ссылка)
Тихо сидеть рядом, если не хочет, чтоб трогали.
С истерикой усиливающейся - это, мне кажется, стоит останавливать таки, а вот как... У каждого своё.
---------------------
А у меня так не работает
[info]natal_k
2004-11-15 07:12 am UTC (ссылка)
Ничего из этого ни разу еще не сработало : ( если истерика вызвана моими действиями, просьбами или ограничениями. Если что-то другое - то да. А если именно со мной воюет, то ни на руки не идет, "мычу" - кричит "замолчи", воду отталкивает.... в общем так и будет лежать и орать, и ни о чем не договоришься, пока не переключишься на строгий тон : (
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
Re: А у меня так не работает
[info]maria_d
2004-11-15 02:20 pm UTC (ссылка)
Сколько будет лежать и орать? По времени?
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: А у меня так не работает
[info]natal_k
2004-11-15 02:42 pm UTC (ссылка)
Если я ухожу, то несколько минут, потом придет, но истерика как-бы продолжается - мир не наступил, каждая мелочь вызывает очередное падение и крики, попытки договориться вызывают повторные конфликты. Если я не ухожу и пытаюсь наладить ситуацию, то плачет долго по моим представлениям, еще ни разу я не дождалась конца - минут через 5 он входит в цикличность всхлипов и глотков воздуха, которые уже меня пугают. Вообще, может я не права. Сколько безопасно для ребенкиной нервной системы рыдать навзрыд?
И еще. Меня удивляют такие реакции на вещи, которые изменить невозможно (либо объективно, либо по нашим правилам). Т.е. если палмтоп брать нельзя, то это незыблемый закон, казалось бы - прими это как факт; ну невожможно развернуть велосипед, находять в дверном проеме - это тоже факт. Нет, он опять попробует и опять орет, и мой совет сначала проехать в комнату и там развернуться не слышит. Такого рода.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: А у меня так не работает
[info]maria_d
2004-11-15 02:48 pm UTC (ссылка)
Вариант: "не ухожу и НЕ пытаюсь наладить" - был? Тихо присутствовать, но быть пассивной?
Про факты. Думаю, он запутался между палмтопом (который ФИЗИЧЕСКИ брать можно, но не разрешают) и велосипедом (который нельзя пропихнуть физически) - и в обеих ситуациях видит длинные руки родителей. И протестует. А советы могут восприниматься как дополнительное доказательство того, что да, мама тут ПРИ ЧЁМ :-)
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: А у меня так не работает
[info]natal_k
2004-11-15 03:07 pm UTC (ссылка)
Вариант: "не ухожу и НЕ пытаюсь наладить" - был. Сидела на кресле и ждала, он валялся на полу. Сколько могли мы с мужем терпели, потом уже стали переживать и делать.
Про факты интересно. При этом в случае с велоcипедом он первый меня зовет... хотя нет, он орет, что не получается, но так, что я воспринимаю это как "помоги".
А про запреты установленные родителями что делать? Особенно у нас их минимум. Вот у других детей вроде множество нельзя, и они спокойно в этих рамках живут. Почему, не знаете? Вообще большое спасибо за помошь.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: А у меня так не работает
[info]maria_d
2004-11-15 03:37 pm UTC (ссылка)
Детей пугает игнорирование иногда. Может, он интерпретировал "сидела на кресле и ждала" как игнорирование? Тут сложный баланс между тем, чтоб показать ребёнку своё ВНИМАНИЕ к нему (отсюда все эти прикосновения, синхронизация дыхания, песенки-мычание), и чтоб НЕ быть активным в ситуации. То есть ты внимаешь, но не решаешь.
Про велосипед и рамки. Насколько спокойно ребёнок живёт - во многом просто темпераментом определяется. Но каждого ребёнка может "раздёргивать" путаница в запретах. Её много разной:
-ЧЕЙ запрет (папе неприятны ругательства, а маме ничего)
- Физический или общественный запрет (луну с неба достать нельзя/воровать нельзя)
- Условный или безусловный запрет (никогда нельзя падать с крыши/иногда можно совать железки в розетку, когда дом обесточен). Кстати, полностью безусловных запретов просто не бывает!
- Часто и редко - этот вообще сложный, скажем, с детёнышами нельзя "слишком много" играть, а что это значит???
В общем, распутываться интересно обычно и детям и родителям :-)
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: А у меня так не работает
[info]sunny_soul
2004-11-16 08:11 am UTC (ссылка)
К вопросу о первом пункте: а как в этой ситуации быть? Конкретный пример: папа не разрешает ребенку подходить к компьютеру вообще и злобно рычит, если он трогает клавиатуру или мышь, а мама некоторые вещи разрешает (загружает специальную программу, чтобы можно было тыкать по клавишам и смотреть как бабочки летают). Оба родителя не разрешают стучать по монитору и выдвигать CD-rom.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: А у меня так не работает
[info]maria_d
2004-11-16 01:55 pm UTC (ссылка)
Выделить час (не пять и не десять минут) на разговор на эту тему. Между мамой и папой. ПОДРОБНО обсудить все возникающие ситуации. Скажем, что делать, если ребёнок:
- подходит к компьютеру
- стучит по монитору
- суёт котлету в сд-ром
- ест провод
- стучит по клавишам
Договориться. Повторюсь, если маме с папой дать достаточное время, они друг с другом договорятся и придумают, что делать. Скажем, СД-ром под пароль заблокируют.
-----
Хочу увековечить :-)
[info]marik_
2004-12-13 11:17 am UTC (ссылка)
Маша, я хочу на свой сайт этот пост, можно?
Там немного добавлено из дискуссии, получилось так:
http://omama.ru/docs/tpl/doc.asp?id=137&&preview&clwinЭто пока спрятано, жду твоего одобрения, тогда раскрою для всех.
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
Re: Хочу увековечить :-)
[info]maria_d
2004-12-13 12:38 pm UTC (ссылка)
Давай :-) Ах, мечта сбывается - редактор :-) Единственное, что бы я изменила - звёздочки и одновременно нумерация пунктов смотрится непривычно. Может, просто рыжие толстые цифры?
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: Хочу увековечить :-)
[info]marik_
2004-12-13 06:55 pm UTC (ссылка)
Ага, и у меня тоже мечта :-) Бесплатные авторы хорошие :-)
Хочу крутой сайт сделать.
Цифры поправила.
Постоянный адрес статьи:
http://omama.ru/docs/tpl/doc.asp?id=137&