Ага, пальчики устают. А ещё дыхание сбивается. А ещё нервы на пределе. И закорючки зеркальными выходят, или вообще не выходят. Несколько трюков в копилку. Troubleshooting - стрельба по трудностям :-)
1. Трудность: ребёнок не может скопировать закорючку. Буква Ю или там курсив или скрипичный ключ - бывают сложности. Для начала рисуем этот знак огромным. Раззудись, плечо. Ага, чтоб КРУПНАЯ моторика работала, от локтя хотя бы. Не меньше, чем на лист А4, а то и на всю асфальтовую дорожку мелком. Нежно и ласково берём руку ребёнка в свою, и обводим символ несколько раз. Не вокруг, а ровно так, как его надо писать. Потом постепенно уменьшаем размер, на полстранички, на четверть, совсем маленький. Дети обычно очень любят все стадии этого дела в том числе уменьшающиеся буквы, получается красиво, кроме всего прочего, можно на стенку вешать.
ЮЮЮЮЮ
Основан этот метод на том, что рукой должен управлять мозг, который учится этому управлению от руки же. Парадокс, замкнутый круг. "Нормальные герои всегда идут в обход" - через крупную моторику. Сначала помогаем мозгу выучиться писать символ через крупную моторику, потом применяем это умение в мелкой.
2. Трудность: сбивается дыхание. Это просто бич начинающих писателей и читателей, и тех, кто им помогает. Дыхание интуитивно синхронизируется с действиями ближних; а когда ближний читает "к-к-к... О! Ко, коооо. Т. т. кот. КОТ!" - ох, как дыхание сбивается :-) И помощник озверевает минут через пять, потому что подвергается этой незаметной пытке. Помогая ребёнку заниматься письмом и чтением, следите за своим дыханием. Дышите спокойно, глубоко, время от времени делайте более глубокие "вентилирующие" вдохи. И ребёнку помогите привыкнуть следить за дыханием. Опять же, "как будто надувать шарик" нравится очень многим детям.
3. Трудность: устают мышцы руки. Непривычное движение. Надо это просто осознавать, в открытую и подробно объяснять ребёнку физиологию, и помогать ребёнку приучаться достаточно часто делать крошечные перерывы, расслабляя руку. Может, каждую строчку, а может, и каждое слово. Тут же в перерыве хорошо и подышать глубже, подрегулировать дыхание. Перерыв может занимать буквально несколько секунд.
4. Трудность: накапливается нервное напряжение. Чем младше ребёнок, тем менее естественно для психики буквенное письмо и чтение. Будет напряг. Выход прост: писать достаточно короткими отрывками.
5. Особые упражнения в перерывах. Между кусками работы по письму или чтению очень хорошо идёт стояние на руках или на голове. Как-то это связано с последовательным, монотонным, по буквам накапливающимся процессом. И ещё очень хорошо идут ритмические прыжки, на батуте или на диване или на скакалке. Заодно и дыхание нормализуется, ребёнок может "продышаться" на таких "аэробических" упражнениях.
из комментариев
nadijka
2004-09-21 11:47 am UTC (ссылка)
анин опыт: в увеличенном размере не получаются кружочки, то есть буква О. Чем мельче, тем легче нарисовать аккуратный кружок.
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-09-21 12:02 pm UTC (ссылка)
Очень интересно! Ещё один такой пример вспомнился: штриховка. Штриховать просто мелкие объекты, и очень сложно аккуратно штриховать длинными штрихами. Пожалуй, это трюк (с крупной моторикой) НЕ на аккуратность, а на понимание фигуры. Вот бывает, ребёнок просто не может такую-то фигуру изобразить. Кстати, бывает такое далеко не у всех детей, и у мальчиков, пожалуй, почаще.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]nadijka
2004-09-21 12:09 pm UTC (ссылка)
мы собираемся букву о отработать пальцами: на сковородке с крупой, как Вы советовали, и ещё я хочу попробовать гуашью пальцами. Мне кажется, будет какой-то толк.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-09-21 01:25 pm UTC (ссылка)
Попробуйте по-разному. И ещё походить на полу по овалам и кругам, прямо всем телом. Если ребёнок "зациклится" на хождении по нарисованному кругу, будет ходить опять и опять - это означает, что что-то в этом занятии необходимо ему...
[info]bibabo13
2004-09-21 01:06 pm UTC (ссылка)
Еще добавлю: артикулировать.
Т. е. обращать внимание на то, как двигаются губы во время произнесения той или иной буквы. С буквой О, например, - сложить пальцы в колечко, приложить ко рту, и, округлив губы, медленно отодвигать сложенные пальцы в направлении от рта. Буква О как бы вываливается из рта при этом. Мда, сложноватое описание получилось, но, надеюсь, все понятно.
Есть, думаю, соответствующие жесты-помошники и для других букв, может быть лучше что-то самим придумать, индивидуальное. :-)