Via
grey_dolphin«Борьба с плагиатом превратилась в “охоту на ведьм”», - такое мнение выразил председатель Российского профсоюза студентов, уполномоченный по правам студенчества в РФ Алексей Казак. По его словам, вскоре пройдет встреча студенчества с руководством Министерства образования, в ходе которой будут представлен целый перечень претензий. Встреча, по его словам, будет носить непубличный характер.«Благое начинание стало использоваться для давления на конкурентов и достижения политических выгод, - пояснил Казак в комментарии «Ридусу». - В данный момент ситуация развивается угрожающими темпами».По словам студенческого омбудсмена, «Антиплагиат» стал орудием давления на студенческих активистов, неугодных руководителям отдельных учебных заведений. «Если раньше “прижать” студентов можно было только в ходе сессии, на зачетах и экзаменах, то теперь это можно сделать в любой момент учебного года, - пояснил Казак. - Забыл поставить кавычки на заимствованной цитате из учебника, и ты уже можешь быть отчислен за плагиат». Глава всероссийского студенческого профсоюза отказался пока приводить конкретные примеры, дабы не навредить фигурантам этих историй. «Мы собрали множество обращений, мы проанализируем их, заручимся согласием самих фигурантов, а потом опубликуем», - пояснил Казак. В качестве примера, почему он сейчас не готов привести конкретные примеры преследования студентов за плагиат, Казак привел давнишнюю историю в бытность руководства Фурсенко. «К нам тогда обратилась учащаяся одного подмосковного художественного училища с историей о том, что руководство их учебного заведения использует рабский труд студентов, заставляя бесплатно отрабатывать на коммерческом производстве, - пояснил студенческий омбудсмен. - И что же вы думали, в министерстве в ответ на наше обращение ответили, что разберутся и положили его под сукно, ну. А у девочки после этого взяли и выкинули все личные вещи из общежития на улицу...» Ситуация с преследованием учащихся за плагиат схожая. Это - удобная дубинка для преследования несогласных. «Таким образом можно контролировать практически любого активиста, ведь за годы учебы каждый студент выполняет множество письменных работ - рефераты, курсовые, дипломная, - говорит Казак. - И у подавляющего большинства учащихся заимствования имеются, ведь в нашей современной системе образования практически не учат, как делать эти письменные работы, их только проверяют и оценивают. Поэтому все же следует бороться с причиной, а не со следствием, обучать студентов умению выполнять письменные работы, мыслить творчески. И тогда ситуация изменится к лучшему». Мои соображения по этому поводу:
1) Можно ли использовать Антиплагиат некорректно и как инструмент репрессий? Можно, если проверяющий не умеет с программой работать и не читает предупреждение, которое выдается в процессе проверки (программа только сличает совпадения текстов и не определяет то, является ли заимствование корректной цитатой. Университетские бюрократы да и преподаватели не всегда умны, поэтому с них станется. Да и блогеры не всегда блещут: показательным примером того, как не надо использовать Антиплагиат при проверке диссертаций (загрузил работу, посмотрел на процент заимствований и, больше ничего не делая, пошел обвинять в плагиате), является блогер
viktorlevanov , деятельность которого, как мне кажется, сильно смахивает на провокаторство с целью дискредитировать антиплагиаторское движение.
Но вообще-то говоря, мне известно только мизерное количество российских вузов, которые прописали в своих нормативных документах возможность отчисления студентов за плагиат. Я отстал от жизни и процесс пошел?
2) Верю ли я студенческим активистам? Извините, но откровенно говоря, не очень. В своей преподавательской карьере я сталкивался со студенческими вожаками, занимавшими "активную гражданскую позицию" и критиковашими устаревшие методы работы преподавателей (критика, правда, поразительно соответствовала позиции руководства университета по этому вопросу). Потом оказалось, что дипломная работа содрана. Тогда тоже были (к счастью относительно мягкие) представить выявивших плагиат преподавателей как злопамятных людей, мстящих за "вольнодумство". И вообще это сейчас очень типично для попавшихся на плагиате студентов упирать на то, что преподаватели им мстят.
Если г-н Казак еще является студентам какого-нибудь вуза, я бы очень советовал руководству этой организации проверить его курсовую или дипломную. Можно это сделать в его присутствии и на ненавистном ему "Антиплагиате" (особо садистский способ сведения счетов), а можно в его отсутствие и всего лишь путем введения фраз в поиск "Гугл" (который, кстати, видит больше "Антиплагиата" без подключенных платных баз). Если по итогам проверки обнаружится, что крупные куски текста даны без цитат (как минимум, цитата на абзац, но не в конце третьей страницы "скопипащенного" текста), то гнать в три шеи. При соблюдении упомянутых условий заранее поддерживаю самые репрессивные меры со стороны самого что ни на есть отвратительно-лоялисткого руководства университетов по отношению к студентам, будь они хоть трижды или четырежды оппозиционерами.
3) Резюмируя вышенаписанное, следует признать, что возможности для произвола в области борьбы со студенческим плагиатом есть. Поэтому недозволенное должно быть определено предельно четко, студентам надо дать право апеллировать, в том числе, возможно, и в высшие по отношению к университету инстанции. Но принимать эти жалобы за чистую монету спешить не надо. Более того, если ты кричишь во всю глотку о несправедливо обнаруженном у тебя или кого-то еще плагиате, будь готов, что эту работу ждет первоочередная и внимательная (хотя и руоводствующаяся очень четкими критериями) проверка. Так что, господин Казак, извольте работы "жертв" на стол.