Мама!
Петь не могу.
У церковки сердца занимается клирос!
В. Маяковский
Долго-долго я уходила от высказывания какого бы то ни было мнения по поводу ситуации вокруг девушек из Pussy Riot и их выступления в храме Христа Спасителя. А сегодня перечитала (спасибо Даше)
"Облако в штанах" ВМ , а потом еще и
это (спасибо Саше).
У меня, как и у многих, отношения с церковью довольно сложные. Лет в 16 в моей жизни случился серьезный кризис, после которого я очень долго туда вообще не ходила, да еще и с Богом (страшно сказать) отношения выяснять пыталась, по маловерию да гордыне невероятной юношеской. Уже после стало понятно, что в Бога я верю (иначе, по многим причинам, для меня и невозможно), а вот к церкви как к институту (т.е. к РПЦ) отношусь с опаской. Ситуация стала меняться этой зимой, во время беременности. С февраля меня потянуло в церковь. Мы стали каждые выходные ездить на службу, потом начали читать дома молитвы (утренние и иногда вечерние), потом впервые лет за 10 я исповедовалась и причастилась, причем случилось это в "чистый" четверг перед Пасхой. В день Георгия Победоносца, 6 мая, мы обвенчались - сколько в этом событии было чистоты и благодати! - не сравнить с процедурой в ЗАГСе. Прямо накануне родов я снова причастилась и слава Богу. Но я не об этом...
Во время каждого богослужения Церковь вспоминает святых и мучеников, чью память чтят в это день. Во время воскресных богослужений в храме, куда мы ездили, читают жития святых и, в особенности, мучеников, пострадавших за веру. Последние мученики - времен эпохи большевизма (речь, понятное дело, идет о царской семье и множестве убиенных в то время священнослужителей).
Прежде мученики были на совести и на счету, допустим, правителей-язычников, т.е. на счету власти. Что же, неужели теперь появятся мученики и на счету церкви? И ведь мученики за веру, просто за веру не в церковные догматы, а в силу прямого действия и честность личного высказывания. Мне не понятна позиция РПЦ в этой ситуации. Господь всемилостивый, всеблагой и всепрощающий. ПРОЩАЮЩИЙ. Бог есть Любовь. Ведь не отрекаются любящие родители от своих нерадивых чад, если те, к примеру, убегают из дома или приходят домой пьяными, или сквернословят, или еще что. Да, наказывают, но наказывают соизмеримо проступку. Наказывают, но любят и прощают. Где же, как не у верующих людей и не в Церкви брать нам пример и учиться опыту принятия и прощения?! А пока получаются какие-то новые мученики, только мучающей стороной теперь становится не только государство, но и Церковь...
Лично я не разделяю и не одобряю выступление девушек из Pussy Riot - по-моему, это перебор. Однако я не считаю, что за свои действия они должны нести уголовную ответственность - это абсурд! Разве не говорил Христос в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41)? Но мы, похоже, возвращаемся к ветхозаветному "око за око". Или даже так: за око голову с плеч долой...
Для меня история с Pussy Riot неожиданно обнаружила себя вот в этих строчках Маяковского:
Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен,-
а самое страшное
видели -
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?
Не разделяя выступления и самой концепции Pussy Riot, я не могу не уважать их спокойствия. Оно достойно и вызывает восхищение. К сожалению...