Молокане

Feb 17, 2020 10:47

Мой сегодняшний пост посвящен довольно редко освещаемой сегодня теме.

По современным представлениям, Молока́не - это последователи одной из разновидностей религиозного течения, называемого "духовным христианством".

В силу достаточной древности происхождения и специфики молоканских верований, подразумевающих изолированность и обособленность молокан от других этнических и религиозных групп, этнографы склонны выделять молокан также в особую этнографическую группу русских.

С молоканами как этнографической группой я столкнулся еще в детстве - в Армении (и в Закавказье в целом) проживало множество молокан, жили они общинами, включавшими целые деревни, и от любых других жителей Закавказья сильно отличались внешностью, словно некая машина времени забросила их из XIX века во вторую половину века XX - молоканские мужчины обыкновенно были бородаты и носили прическу с пробором.
Особенно отличались молоканские женщины - широколицые, румяные - кровь с молоком, в платках и традиционных ситцевых юбках и блузах - примерно как на этой фотографии начала XX века:



Типично русская, словно сошедшая с картинки из дореволюционной книжки, внешность, являлась визитной карточкой молокан, которые в те времена торговали на колхозных рынках продукцией с собственных подворий - в Закавказье пользовались уверенным спросом типично молоканские продукты, такие как молоканский творог, молоканская сметана, молоканская лапша или даже квашеная капуста «по-молокански».



В 1975-м мы переехали в Ереван, и здесь мне довелось познакомиться с молоканами вплотную - в нашем классе учился молоканин Ваня - вы, думается, без труда узнаете его среди моих одноклассников по типичной внешности, отсутствию комсомольского значка на груди (впрочем, как молоканин Ваня не носил и креста) и большим, по-крестьянски натруженным рукам:



Отличительной особенностью Вани была скромность, незаметность и равнодушие к детским забавам и шалостям - в нем чувствовался какой-то внутренний стержень и совершенно взрослое отношение к жизни.

Происхождение названия "молокане" спорно - есть мнение, что так стали называть молокан за приверженность к молочной пище невзирая на посты, сами же молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: ":как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко" (1 Пет.2.2).

Особенностью молокан как религиозного течения является его неоднородность - среди молокан не существует единого религиозного учения, и разные их группы и направления имеют при некоторой общности и определенные различия, поют разные песни, справляют разные праздники и т.п.

Последователи этого учения, считавшегося в Российской Империи сектой, появились, видимо, еще в XVII веке - точная история молоканства как религиозного течения неизвестна, тем более что православная церковь долгое время была склонна считать всех сторонников "духовного христианства" одной сектой, а изолированность и обособленность молокан, долгое время жестоко преследуемых церковью и государством, затрудняла в том числе и их самоидентификацию.

В разные периоды российской  истории молокан преследовали - то жестоко, а то и с некоторыми послаблениями.

Вот, например, некоторые выдержки из Полного собрания законов Российской империи за 1842 год, квалифицирующие вредность молоканства в сравнении с другими сектами ("Собрание постановлений по части раскола". СПб.: Тип. МВД, 1875 г.):





Помимо орфографии (Малаканы), сей документ интересен еще и тем, что описывает причины, по которым молокане считаются Святейшим Синодом одной из вреднейших сект - не признают никаких таинств, никакой иерархии, не принимают присяги, не уважают верности [государству, разумеется], никакой власти не признают, повинуются поколику нельзя противиться.

Разумеется, такие подданные Империи были не нужны - а потому молокан ссылали по окраинам Империи, в частности - в Закавказье.

Так молокане попали в Самарскую губернию, в XVIII веке бывшую окраиной Империи, но и там им не было покоя.

В 1850-1851 годах в Закавказье по императорскому указу переселили молокан Самарской губернии:





Самарские молокане оставили о себе заметный след в самарской топонимике - более ста пятидесяти лет самарцам были хорошо известны так называемые Молоканские сады - фруктовые сады, посаженные в конце 20-х годов XIX века купцом Акинфием Прохоровичем Грачевым, молоканом по вероисповеданию:



Впрочем, история возникновения и исчезновения Молоканских садов требует отдельного рассмотрения - и о них мы поговорим в одном из следующих постов.

Как я уже говорил, отношение государства к молоканам с течением времени менялось - к началу 1870-х годов наступило очередное "потепление", молоканам разрешили вместо рекрутов только из своей среды даже нанимать на службу за себя православных - но, тем не менее, всё было не так уж и радужно.

Например, самарскому механику-самоучке, молоканину Василию Михеевичу Фролову, для поездки в Москву на Политехническую выставку даже пришлось испрашивать Высочайшего дозволения у самого Императорского Величества Александа II:





Думаю, теперь самое время рассказать, в чем же конкретно расходились религиозные воззрения молокан с мировоззрением Русской Православной Церкви.

Основы вероучения молокан вкратце могут быть описаны следующими тезисами:
  • признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),
  • не признавая видимых икон,
  • не признают святых,
  • не имеют церковной иерархии, клира,
  • не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
  • не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.
Поскольку молокане не поклоняются кресту, то отличительной особенностью молоканских кладбищ является отсутствие на могилах крестов.

Молокане, «каждый поступок которых определяется Библией», часто прибегают к иносказательному толкованию для понимания священных текстов.
Математик и философ XX в. В. В. Налимов писал: «Я разговаривал с Василием Тикуновым, молоканином из Цахкадзора: он знал Библию вдоль и поперёк, она для него пронизана тысячами связующих нитей, взаимопроникающих смыслов, звучит для него, как симфония. К каждому слову, к каждому человеческому поступку он готов подобрать целый свод библейских толкований: они для него закон, правда, истина и жизнь. В семантическом поле Библии этот человек, плотник, чувствовал себя, как дома»

Молокане никогда не принадлежали к многочисленным сектам:
Так на 1 января 1912 года, по сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, составляло 399.565 человек.

В настоящее время распределение молокан по странам и их численность следующая:
США - 10 000;
Мексика - 2 000;
Россия - 50 000 - 100 000;
Украина - 10 000 - 20 000;
Грузия - 5 000 - 15 000.

Сохранились немногочисленные молоканские общины и в Самарской области, наиболее крупное молоканское село в наши дни - Богдановка, хотя в начале XX века Самара была одним из крупнейших центров молоканства, не зря в Самаре в 1924 году проходил Всесоюзный съезд молокан:



Конечно, молокане и их потомки сегодня по большей части представляют собой более этническую группу, чем религиозную секту, а уж хорошо это или плохо - не мне судить ;).

Источник фотографий - сайт Молокане

Самара, забытая история, давайте разберемся, история

Previous post Next post
Up