Золотой эшелон

Apr 04, 2017 13:03

Как известно, часть золотого запаса Российской Империи была захвачена белогвардейцами в Казани, вывезена затем в Самару, а с наступлением красных на КОМУЧ - эвакуирована на восток .

«Золотой эшелон» - часть золотого запаса Российской империи, изъятая в Казанском государственном банке белогвардейцами после захвата власти в Поволжье комитетом членов Учредительного собрания (Комуч).

Всё началось со взятия Казани отрядом Владимира Оскаровича Каппеля:

В ночь на 7 августа 1918 года сводный русско-чешско-сербский отряд полковника В.О. Каппеля захватил Казань и выгреб из подвалов местного банка весь золотой запас царской России, накануне свезенный большевиками из разных городов страны (Москвы, Петрограда, Тамбова, Самары и др.), где началась гражданская война. Помимо этого там было захвачено немало серебра, платины, драгоценностей и ценных бумаг.

Собственно, поначалу это был даже не "Золотой эшелон", а "Золотой пароход", вернее - даже несколько пароходов - об этом можно прочесть у казанского краеведа Равиля Ибрагимова, долгие годы изучавшего историю "казанского золота":

Военным комендантом города Казани был полковник Владимир Лебедев. В эмиграции он выпустил книгу (это библиографическая редкость), которая называлась «От Петрограда до Казани», где он об этом пишет. Еще он утверждает, что золото из Казани в Самару перевозили на пяти пароходах и трех баркасах. В своих публикациях я называл эти цифры. Не берусь утверждать, что золото было на всех судах. Мы должны понимать - Казань была на осадном положении, отсюда вывозили не только золото, но и имущество, военное обмундирование.

Есть данные, что поначалу перевозить золото из Казани в Самару не хотели - казанские чиновники противились:

Брушвит прислал из Самары 300 человек "надежных людей" и два автомобиля. Среди них было сто человек из боевой студенческой организации, сто из саперного батальона и сто из организации эсеров. Перевозочных средств не было.
К вечеру 12 августа Каппель приказал подать к банку трамвайные вагоны, на которых перевозить золото на пристань и перегружать на баржу "Марс".

Капитан В. Вырыпаев вспоминал, как каппелевцы вывозили золото из банка на пароходы: "Добровольцы, как муравьи, поодиночке и группами переносили ящики из кладовых банка, где на полу было рассыпано много золотых монет: были поврежденные ящики и гнилые сумки. Добровольцы подбирали с пола монеты и передавали их В. Каппелю, кладя на стол, за которым он сидел.
Тогда никому в голову не приходило взять закатившуюся золотую монету себе на память..."

Вторым ушел пароход "Латник", 16 августа "Александр Невский", 18 августа четвертый корабль "Посланник". Последний золотой груз ушел на пароходе "Фельдмаршал Суворов". В источниках нет упоминания об участии в этом чехословацких военных.

Управляющий Казанским отделением Госбанка РСФСР Петр Марьин, которого Комуч отстранил от должности как назначенного большевиками, вспоминал: "…Казань уже обстреливалась из-за Волги красными, а днем шла бомбардировка с аэропланов… Поэтому трамваи подавались с вечера, с потушенными огнями. … Опасным местом было открытое место между окраиной города и пристанями. ...У служащих не было желания сопровождать ценности в трамваях. Но в то время рассуждать, …не повиноваться нельзя было. Пытавшихся не являться на службу, разыскивали в городе и приводили силой. Эвакуацией ценностей … в Самару руководил сам начальник эсеровского отряда В. Каппель… Подачей барж и пароходов распоряжался командующий флотилией Ковалевский. На каждый пароход я назначал по 3-4 человека от банка, чтобы контролировать ценности в пути, доставить и сдать их на место в сохранности. Старший из них снабжался особой бумагой с обозначением подробно суммы, номеров ящиков и прочих отличительных признаков". Участия чехов в этом П. Марьиным не отмечено.

Ревизия содержимого ящиков, мешков и сумок не производилась.

...

Перемещением пароходов по Волге руководил В.О. Каппель. В Самаре ящики и сумки с золотом перевозили в хранилища банка те же люди, что и в Казани. Были разысканы и мобилизованы служащие Самарского отделения банка, которые вели учет.

В Самару "золотые пароходы" прибыли, по некоторым данным, 23 августа 1918 года, и по свидетельству В. Ерофеева

...«золотые» пароходы один за другим ошвартовались у самарской пристани, где с их грузом… повторилась казанская история. Около суток ящики и мешки с драгоценностями валялись буквально на берегу, охраняемые лишь несколькими (!) солдатами, которые просто физически не могли уследить за всеми, кто оказался охоч до брошенного золотишка. В итоге только на другой день ценности перевезли в подвалы Самарского отделения Волжско-Камского банка на улице Дворянской.

Однако в Самаре золото пробыло недолго - красные наседали, и Самара была оставлена - об обстоятельствах этого события я уже писал ранее в посте Оставление Самары и Кинеля Народной армией Комуча и чехословацкими легионерами в октябре 1918 года

Цитирую книгу кинельских краеведов В.И. Кривобокова и О.Н. Кудрявцевой "История Междуречья" по блогу И.Контратьева (gregorko):

2 октября [1918] через ст. «Кинель» прошел «Золотой эшелон». Белочехи увозили золотой запас России - 40 тысяч пуд. золота, 21,5 тыс. пуд. серебра и 40 пуд. платины.

Еще окончательно не была решена судьба Самары,  не был еще взорван Александровский мост под Сызранью (это произошло 4 октября) - а золото уже поехало на восток.
Самара была взята 7-го октября, ст. Кинель Вольский полк Комуча покинул на исходе 10-го октября.

Из Самары через Кинель золото уехало в Уфу и затем в Омск, где в результате переворота и прихода к власти адмирала Колчака попало в руки Сибирского правительства.

Дальнейшая судьба "золотого поезда" известна только крупными штрихами:

В конце декабря 1919 в Нижнеудинске «золотой эшелон» был взят под охрану чехословацкими войсками. В Иркутске в январе 1920 поезд был передан Политцентру, а затем - Иркутскому ревкому.

«Золотой эшелон» состоял из 18 вагонов с 5143 ящиками и 1678 мешками с золотом и 7 вагонов серебряной монеты номинальной стоимостью 409 625 870 р. 86 копеек золотом.

В мае 1920 «золотой эшелон» в глубокой тайне был перевезен под усиленной охраной в Казань.

Впрочем, среди публикаций на тему "золотого эшелона" нет единства как по поводу количества самих "золотых эшелонов", так и по вопросу сроков их прохождения:

Золото начали эвакуировать в Уфу по железной дороге. В Самаре была мобилизована группа служащих Госбанка, которым приказали сопровождать "золотые поезда" в Сибири.

В нее входили: старший контролер Н.С. Казановский, старший кассир Н. Кулябко, бывший управляющий П. Вещин, служащие М. Гайский, В. Самоделкин и Б Челноков. Они ехали с семьями в вагонах для персонала.

Все ящики и сумки со слитками и изделиями были опечатаны, пронумерованы и зарегистрированы. В 80 "золотых вагонов" было погружено 8399 ящиков, 2468 мешков и 18 сумок золота.

Вагоны были также опечатаны и включены в пять эшелонов. Печати постоянно контролировались служащими. Эшелоны ушли в Уфу в конце сентября 1918 г.

Вся интрига вокруг "золотого эшелона" (или пяти?) базируется на нескольких фактах.

Первый из них - достоверных данных об объёме захваченного в Казани отрядом Каппеля золота нет:

В связи с отсутствием учетной документации, истинный объем и стоимость вывезенного из Казани неизвестен.

Однако есть данные о том, как золото попало в Казань и как было оттуда вывезено в Самару:

Цитирую текст военного коменданта Казани Владимира Лебедева после отправки золота в Самару. Она была послана 28 августа 1918 года:
«Казань. Всем! Всем! Всем! Всем радиостанциям. Доношу, что в настоящий момент отправка золотого запаса, принадлежащего России закончилась. Мною из Казани отправлено:
1) Весь золотой запас в нарицательной стоимости 675 миллионов рублей.
2) Сто миллионов рублей кредитными знаками.
3) На огромную сумму всяких иных ценностей.
4) Запасы золота, платины, серебра».

Второй факт - первую ревизию захваченного произвели только в Омске:

...поскольку хищения начались еще во время следования эшелона в Омск, «Верховный правитель России» А.В. Колчак распорядился сделать ревизию доставленных ценностей. Его финансисты только золота насчитали 30 563 пуда на общую сумму 65 1532 117 рублей 86 копеек (на май 1919 года).

До этого, как свидетельствуют документально подтвержденные источники, часть золота была увезена из Казани еще красными (около 4.5-5 тонн),  неизвестная его часть - спрятана самими белогвардейцами в лесах  под Казанью.
При таком раскладе роскошь не позариться на "свою долю" в Золотом запасе мог себе позволить далеко не каждый...

Третий неоспоримый факт - золото пытался прибрать к рукам всякий, кто только мог до него дотянуться.
Вновь процитирую Равиля Ибрагимова:

- Хищения продолжались по всему пути следования «золотых» эшелонов. По моим данным, на пути следования золота из Самары до Иркутска произошло четыре хищения. 6 ноября 1919 года из вагона №344036 пропал мешок с золотом на 60 тысяч рублей. Вроде сумма небольшая, но в то время на 8-10 рублей можно было купить лошадь или корову. Еще одно хищение из колчаковского эшелона, следующего в Сибирь, случилось на перегоне между станциями Зима и Тыреть. 11 января 1920 года из вагона №566027 было похищено 13 ящиков с ценностями на сумму 780 тысяч золотых рублей. Кража произошла в зоне ответственности Чехословацкой караульной смены. Чешский офицер Эмр, возглавлявший охрану эшелона, отказался подписать акт о краже. Ответ на вопрос, где сейчас находится это золото, наверняка можно найти в архиве министерства обороны Чешской республики. Пока этот архив русскими историками не изучен.
К четвертому хищению причастен атаман Забайкальского казачества Семенов. Там речь идет о сумме в 44 миллиона рублей. Семенов перехватил два вагона с золотом у Колчака.

Факты пяти краж признают практически все источники, включая те, которые придерживаются мнения, что банковские работники сработали чётко:

Зафиксировано пять случаев хищения. Только два из них были крупными: упомянутая кража 13 ящиков у станции Тыреть и захват казаками атамана Семенова 18 октября 1919 года "золотого поезда", везшего во Владивосток для продажи около 2000 пудов золота на сумму 43 577 774 руб. Судьба его известна. Часть золота была израсходована на обеспечение собственной финансовой системы, другая часть передана барону Р.Ф. Унгерну, двигавшемуся в Монголию.

Четвёртый факт - в ящиках, по всей видимости, перевозились золотые слитки, вес стандартного золотого слитка - в среднем около 12.5 килограммов, что делает его хищение для сугубо личных нужд не очень удобным:

Масса чистого золота в слитке составляет от 350 до 450 тройских унций (от 10 886 г до 13 754 г).

Да и сбывать слитки (а они все - номерные) не столь удобно.

Зато каждый из 1678 мешков наверняка хранил в себе золотую монету - в 5, 10 или 15-рублевом номинале, если говорить о чеканке Николая II.



Согласитесь, что монеты в плане хищений и последующей перепродажи гораздо удобней - они обезличены, кратны, состояние в монетах легко делится на части и вполне удобно в переноске - в 5-рублевике 4.3 грамма чистого золота, в "червонце" - 8.6 грамма.

Рискну предположить, что именно в монетах и шла основная убыль, усушка и утруска "золотого запаса" по мере его полного приключений следования из Казани в Самару, а затем из Самары в Уфу, Омск и дальше.

Учитывая состояние некоторых ящиков, мешков и сумок, на которое указывают процитированные выше воспоминания капитана Вырыпаева - на полу было рассыпано много золотых монет: были поврежденные ящики и гнилые сумки - всё же рискну предположить, что именно монеты могли легко "уйти на сторону" даже при полной сохранности пломб и печатей.

Ряд косвенных свидетельств подтверждает мою гипотезу:

...во время погрузки 31 октября на Омском вокзале из вагона № 3440336 пропал мешок с 60 тысячами золотых рублей.

Про атмосферу повального бегства, неразберихи и беспорядка, царившую в Самаре в начале октября 1918 года, я уже писал ранее.

С учетом всех описанных обстоятельств, вероятность того, что какая-то часть золотого запаса так и не покинула самарскую землю и до сих пор покоится в Самаре или где-нибудь по пути следования одного из пяти "золотых эшелонов", далеко не нулевая - даже на перегоне от Смышляевки до Кинеля вдоль железной дороги полно мест, где невозбранно можно было бы припрятать мешок-другой золотишка...




В пользу подобного сценария развития событий говорит и один из фактов, приведенных В.Ерофеевым:

В сентябре 1981 года жительница Зубчаниновки пенсионерка Осокина, копая картошку в своем огороде, неожиданно обнаружила в земле горшок, в котором лежало свыше 40 золотых монет царской чеканки достоинством 5 и 10 рублей.

Впрочем, 40 монет мог себе позволить накопить и припрятать обычный Зубчаниновский купчина, не имевший к "золотому эшелону" никакого отношения - но всё же близость Зубчаниновки к железной дороги как бы намекает...

Пойду-ка и я в огороде покопаюсь - мало ли... ;))

Самара, забытая история, Кинель, загадки истории, 1918, легенды, гражданская война, Народная Армия, история

Previous post Next post
Up