"Да ты просто сладкоречивый дьявол!"
Думаю, когда дело доходит до нового проекта Тарантино, одним простым любопытством не обойтись, нужно тщательное и пристальное внимание, иначе не заметишь, как останешься в стороне от очередного потрясения великого и ужасного Квентина, хотя вообще возможно ли это, чтобы какой-нибудь фильм самого эксцентричного режиссера был обделен вниманием? В случае с «Джанго освобожденным», вряд ли кто-то предположит отсутствие должного внимания, ибо самая ожидаемая картина 2012 года превзошла все ожидания, возложенные и не предсказанные. Тарантино снова оказался в седле, на этот раз почти в буквально смысле, обратившись к трепетно любимой им теме спагетти-вестернов, которая в сочетании с особым режиссерским подчерком и неординарным подходом, выглядела потрясающе
Особенность всех картин Тарантино, и «Джанго» без исключения, - это поистине выдающийся оригинальный сценарий, который безапелляционно окунает вас в абсолютно сумасшедшую атмосферу, которой пропитываешься за считанные секунды, зная, что до появления самих титров будешь сидеть в аффективном состоянии от творящегося на экране безумия. Каждый написанный им сюжет становится культовой историей, диалоги мгновенно разрывают на крылатые фразы и никто даже не посмеет задаться пресловутыми вопросами, вроде «А почему здесь так?», «А тут так?» или «Да это же нереально!», потому что сценарии Тарантино - это произведения отельного жанра, не поддающиеся традиционному толкованию и редко отвечающие вопросам здравого смысла. «Джанго освобожденный» чинно дополняет стройный ряд творений Тарантино, своим сюжетом доказывая действенность его рецепта по созданию столь уникальных фильмов
Один из элементов данного рецепта - это эклектичность. Ни для кого не секрет, что Тарантино - это универсальная энциклопедия кинематографа, поэтому ему удается так утонченно и изыскано переплетать столько стилей и жанров, взбалтывать и смешивать их, а потом в удивительной манере преподносить получившийся коктейль. В случае с «Джанго» мы имеем дело с сильным жанровым фильмом, рассуждающим на самую болезненную тему в истории Америки, но при этом снятом с элементами комедии, которые явно контрастируют с драматической подоплекой, удерживающей весь эмоциональный климат картины. Любовная история главного героя с рабыней Брумхильдой Фон Шафт кажется романтичной и трогательной, пронизанной каким-то духом безнадежности, она проста, но непоколебима. Эта трепетная история любви находится в точности посередине между противостоянием добра и зла (как бы тривиально это не звучало) в лице охотника за головами доктора Кинга Шульца и бессердечного и жестокого плантатора Кэлвина Кэнди
Говоря о персонажах, стоит отметить второй элемент выигрышного тарантиновского рецепта: особое внимание к деталям, тем маленьким болтикам в огромном двигателе гудящей машины, которыми режиссер так умело оперирует, что они не только не тускнеют на фоне динамичности действия, а скорее придают ему своеобразное отражение в глазах зрителя. Тарантино так четко и ясно прописывает своих персонажей, делая их яркими и выделяющимися, в обязательном порядке располагающими каким-нибудь характерным для их персонажа атрибутом или местом действия. В этом же фильме Тарантино представляет основных героев с несколько обманчивой внешностью. Доктор Шульц, как сперва может показаться, хладнокровный убийца, не думающий дважды, перед тем, как всадить человеку пулю в сердце, на самом деле оказывается сочувствующим и в некоторый степени добрым малым, которому противно всякое насилие над рабами. Кэлвин Кэнди, своим видом явно не похожий на неуравновешенного плантатора, к тому же с такой «сладкой фамилией», оказывается аморальным и бессердечным человеком, смакующим ужасы рукопашных боев между рабами и при случае орудующим ржавым молотком. Личный помощник Кэнди Стивен, черный расист, не упускает возможности лишний раз надавить на своего хозяина, чтобы удовлетворить свое презрительное отношение к рабам. Все эти второстепенные персонажи сродни отметкам на карте духовного развития Джанго, что особо важно, учитывая кольцевую структуру, которую режиссер выбирает для главного героя: пройдя череду суровых испытаний и повстречав столько жестоких людей, он не пытается стать охотником за головами, которым он даже однажды притворяется, он решительно (и весьма символично) снимает гладкое сверкающе седло и верхом на дикой лошади мчится спасать жену, оставаясь тем самым верным себе и своему предназначению
Как уже описывалось ранее, Тарантино - мастер иного уровня, работающий по собственной схеме. Думаю, главная его особенность - это использование так называемых «низких» стилей и приемов режиссуры и представление их в особом виде, гарантирующим эксцентричную и цепляющую визуализацию. Руководя проверенной годами и фильмами командой, в особенности оператором Робертом Ричардсоном, он отдает дань излюбленным жанрам, вставляя собственные вариации знаменитых сцен старых картин, вроде «Джанго» или «The Great Silence», не чурается заимствованием проверенных приемов, которыми всячески экспериментирует, устраивает фонтаны крови, не стесняясь показывать жестокость, а наоборот добавляя правдоподобности и задорного духа трэша, и просто-напросто делает съемку наполненной жизнью. Поражает целостность, которой отличается повествование: каждый кадр гладко вытекает из предыдущего, показывая историю с нового интересного глазу ракурса, что при динамичном и качественном монтаже выглядит поистине завораживающе. А концентрация специфичного юмора и подборка самых разных музыкальных композиций, оригинальных и давно прославленных, отличающихся самыми разными направлениями (от задушевных песен Эннио Марриконе до рэпа своего закадычного друга RZA), как последний штрих, эдакая характерная метка, идеально завершает фильм
Что касается актерской составляющей, то можно встать и долго рукоплескать мужскому ансамблю картины. Исполнитель главной роли Джейми Фокс отлично вписался в амплуа жаждущего мести раба, думаю, главная опасность была представить образ перегруженным, сложным к восприятию, но Джанго получился сырым и импульсивным, - как настоящая сила природы - постепенно развивающимся в такт разворачивающимся событиям. Доктор Кинг Шульц в исполнении Кристофа Вальца выглядел бесподобно, харизма, задорный немецкий акцент, забавные манеры - все показывало, как актер растворяется в своей роли, воплощая поистине уникальный образ, очередную гордость Тарантино. Леонардо ДиКаприо превзошел самого себя в роли психа Кэнди: от маниакального блеска в его глазах и ощущения наступающего срыва бросало в дрожь, сам образ вобрал в себя квинтэссенцию сумасшествия и получился ярким, можно сказать выдающимся. Сэмюел Л. Джексон, незаслуженно обделенный вниманием критиков, представляет очередной (5!) потрясающий во всех смыслах результат сотрудничества с Тарантино, правдоподобность его перевоплощения неописуема, при появлении Стивена на экране даже и мысли не возникало, что за его фасадом находится всеми любимый актер Джексон. К сожалению, Керри Вашингтон отыграла из рук вон плохо, в не самом положительном плане разбавив мужской состав ансамбля, ее игра оказалась откровенно слабой, словно высосанной из пальца
В заключении стоит сказать, что «Джанго Освобожденный» оправдал все ожидания и стал одним из лучших фильмов уходящего 2012 года. Что же до Тарантино, то, думаю, ему стоит лишь довольно почивать на лаврах, ибо его очередная картина, мало того, что будет завалена кучей наград и премий, без сомнения надолго останется в памяти кинематографа 10 из 10