Спасибо, что оживили этот пост )) А в дополнение ( может, и в подкрепление) к сказанному, родилась еще пара соображений . Китайский философ Чжуан-цзы в своем трактате о живописи приводит такую притчу. Как-то у правителя собрались художники показать свои картины , и лишь одного из всех он признал подлинным мастером, поскольку увидел, что тот сидит, поджав под себя ноги и сосредоточившись. Этот принцип внутренней сосредоточенности и бесстрастности художника становится главным в китайской эстетике . Такая отключеность от земного позволяла мастеру приблизиться к пониманию Единой Пустоты у которой нет ни имени, ни формы, ни цвета. Передать ее в живописи можно было только намеком - штрихом , размытым пятном . Похожая идея - свести все предметные формы к "нулю", а потом "шагнуть за нуль" ( в беспредметность ) - принадлежала и Малевичу. В чем различия? В эстетике дзэн - главное субъект творчества , т.е. художник, умеющий починять свои страсти. Зритель - дело второе; постигнет не постигнет - это его проблемы. У Малевича -
( ... )
И дзен и его эстетика - это все пришло в Японию из Китая еще в 8 веке ( Вы в курсе ) И их классическая живопись в общих чертах похожа. А вот Хокусаи и Хиросиге - это уже 19 век, когда в Японии уже знали европейское искусство, и когда в искусстве начался процесс сюжетности и декоративности. Их гравюры - пример массового искусства, хотя и высочайшего уровня. Ведь их можно было печатать большими тиражами, успешно продавать и на дзэнскую отрешенность уже времени не хватало )
У японцев сюжетность довольно условна: ветка сосны, вишня в цвету, зимородок, лодки в заливе... Тут же сбоку надпись иероглифами. Они не отображали, а изображали, и довольно условно.
Comments 30
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment