Как заставить себя «убраться в квартире» и получить удовольствие
Источник:
Houzz Сложное чувство накатывает, когда видишь поисковые запросы вроде «убираться в квартире». Конечно, правильно говорить «убирать» или «делать уборку». Но если подумать, этот народный поиск - предельно честный: страдательный залог предполагает, что кто-то сделал эту работу без твоего участия. Неслучайно один из самых популярных запросов в поиске: «как убираться дома с удовольствием». Никто не хочет убирать - все мечтают, чтобы посуда мылась, белье гладилось, а убираться в квартире приходила домработница.
По моему глубокому убеждению, убираться с удовольствием можно только из квартиры - в то время, пока кто-то другой наводит чистоту. Но есть на свете люди, которые утверждают: делать уборку можно с улыбкой. Кто же они, эти супергерои?
1. Метод Лео Бабауты: убирай то, что можешь обнять
Создатель блога о минимализме и продуктивности
zenhabits.net. Лео Бабаута живет в Сан-Франциско, увлекается самопознанием и бегом, пишет книги и растит шестерых детей. Большая часть размышлений блогера касается наведения порядка. В частности Лео рекомендует прибираться на ходу: поел - помыл тарелку, увидел грязь - подмел и т.д. В такой системе уборка становится делом, которое не замечаешь. Кроме того, Бабаута считает, что нужно делать меньше, чтобы не делать ненужной работы. Например, навести порядок не во всей комнате, а на территории, которую можно обнять, обхватить руками. И так двигаться - от точки к точке, тратя на каждую по 10 минут.
При разборе хлама Лео предлагает все вещи сортировать в три кучи: «оставить», «выкинуть» и «может быть». Думать долго запрещено. Вещи в стопке «может быть» убираются в закрытый ящик на полгода. Если вы ими не воспользовались, ящик выбрасывается. На разбор каждого шкафа блогер выделяет один вечер.
Желательно, чтобы половина шкафа осталась незанятой, тогда его легче содержать в чистоте. Блогер советует также оставлять между вещами промежутки и группировать их по цвету - так пространство кажется менее захламленным. Лео рекомендует относиться к уборке как к освобождению, улыбаться и ровно дышать - тогда процесс будет в радость. Главное, не заснуть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Секреты отельных горничных: Как навести идеальный порядок за полчаса 2. Flylady: убирайте слона по частям
Одними из первых, кто попытался получить от уборки удовольствие, были «Реактивные хозяйки». Систему Flylady придумала американская домохозяйка Марла Силли в 1999 году. Сегодня в реактивном сообществе состоит около миллиона человек. Главное предложение Марлы заключалось в том, чтобы забыть про кошмар, пожирающий субботу - еженедельную уборку. Вместо этого американка предложила уделять чистоте дома всего 15 минут в каждый будний день, а выходные оставить для себя. Чтобы все успевать, действовать нужно как можно быстрее. Для этого заводится таймер: зазвенел - останавливаем работу.
В течение недели уборка делается только в одной из пяти зон в четкой последовательности: прихожая и столовая, кухня / прачечная / кладовка, ванная / детская / мастерская, спальня / ванная / туалет, гостиная. Кроме того, есть обязательные «рутины» и пятиминутки на разбор «хот-спотов» - горячих точек, где заводится бардак в конкретном помещении (полки, ящики и пр). В один из дней намечается час еженедельной уборки - Час благословения дома. В это время, например, пылесосят все полы. Есть и другие приемы - ознакомиться с ними можно на
сайте движения.
Особо трепетное чувство Flylady испытывают к мойке - она должна быть всегда идеально чистая. Среди прочих принципов есть и такие, которые неплохо взять на заметку любому человеку. Например, не давать себе засиживаться у компьютера, не делать два дела одновременно и не забывать смеяться.
Совет: Механический таймер благодаря ритмичному тиканью стимулирует работать лучше электронного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Мир дизайна: Почему постоянная уборка и беспорядок одинаково раздражают 3. Метод горящего дома: Что ты вынесешь?
Минималистских принципов придерживается и Элисон Ходжсон, автор серии материалов о «расхламлении» сознания, вышедшей на американском Houzz. В 2010 году у ее семьи сгорел дом. Супруги успели вытолкать детей на улицу, а из вещей спасли только фотоаппарат и ноутбук. Сгорели одежда, дневники, книги, детские рисунки, памятные безделушки и многочисленные ящики игрушек - в общем, все то, что занимало углы, но считалось бесценным. Эта история подвигла Элисон пересмотреть свои взгляды на организацию пространства. «Спроси себя, что ты схватишь в огне», - так звучит одно из упражнений, которое Элисон предлагает проделывать всем, кто занят разбором хлама. Оставляйте то, что вы любите, но что не мешает вам поддерживать чистоту и порядок. Эта практика особенно хорошо работает сразу после отпуска. Во-первых, меняется картинка перед глазами, и сразу видно горячие точки. Во-вторых, отрываясь от привычного быта, мы теряем привязанность ко многим вещам. Есть пара дней, пока она не вернулась.
4. Курс на расхламление
Деклаттеринг - повальное увлечение американских домохозяек. Термин можно перевести как «расхламление». Это не только наука избавляться от ненужных вещей, но и свод принципов, не дающих пространству зарасти новым хламом. Якобы без него уборка - в удовольствие.
Суть метода в том, чтобы разгрузить пространство до состояния, не требующего больших усилий при уборке. Чем меньше вещей - тем меньше пыли и больше воздуха. Одни заводят специальную коробку для предметов, которыми не пользуются - и раз в месяц раздают или выбрасывают содержимое. Другие каждые 10 дней избавляются от одной вещи. Третьи выделяют на расхламление квартиры 10-15 минут в день.
Главное правило деклаттеринга - не раздумывать и не давать вещам второго шанса. Не носишь пиджак, не помещаешься в платье - отдай. То, что требует ремонта и не было отремонтировано в течение месяца - выбрось. То, что «вдруг когда-нибудь понадобится» - никогда не понадобится.
Факт: Размусоривание - важный элемент всех популярных систем ведения быта. С него начинается каждая уборка в зоне по методу Flylady. Там же используется прием «27 бросков»: за 15 минут нужно собрать в коробку 27 любых вещей, чтобы выбросить. В системе «Кайдзен» на вещи сначала клеятся цветные стикеры по категориям от «нужно» до «выбросить».
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ НА HOUZZ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Ответственная уборка: Как разобрать шкафы и куда отдать ненужные вещи