Прочитала уже не раз, что через сколько-то лет видео вытеснит большинство других форматов передачи информации.
В общем-то, согласна, особенно после довольно длительного опыта работы в интерактивном музее, и обнаружения, что даже среди продвинутой публики процентов 50% совершенно не воспринимают текстовую информацию. Сначала они ее даже не видят как источник, к которому можно обратиться, а если все же обратить их внимание, то не могут понять предложений со сложными грамматическими конструкциями, не могут читать, точнее теряют мысль, если в абзаце более 2-3 предложений.
Однако, если покопаться в интернете, то можно найти очень много дневников, которые вели крестьяне, рабочие и служащие прошлых веков, и речь там довольно сложно оформленная. То есть, большее количество людей воспринимали текст намного лучше, чем сейчас. А любителей чтения среди авторов было ненамного больше. Лично я пришла к выводу, что как ни крути, а надо признать развивающую функцию религии. Систематическое, на протяжении десятилетий, обращение к небольшому набору текстов - Библии, Евангелий, молитвенников (в исламе и иудаизме - других источников) - давало людям необходимые навыки для восприятия текста как такового.
Но этот пост я собиралась писать не о других людях и особенностях их восприятия, а о себе. Лично я с большим трудом воспринимаю видео и кино тоже. Потому что в видеороликах информация представлена линейно. Например, читаю я нелинейно. Уж как-то так сложилось. Сначала одномоментно вижу всю страницу, а после возможны варианты: скольжу взглядом по строчкам от начала страницы до конца, либо, если это не чтение-чтение, а чтение ради поиска какой-то определенной информации, мой взгляд сразу эти строки и читает.
Я не училась скорочтению, точнее, когда-то попыталась освоить первый урок, в котором надо нарисовать зеленую точку в середине страницы и охватывать вглядом страницу целиком, глядя на эту зеленую точку. Не знаю, мог ли навык усвоиться за те несколько попыток. Может быть, например, как идея. Из-за этого или просто потому, что я читала огромное количество текстов, все-таки умение постраничного чтения у меня есть. Кроме того, если это книга, то я предпочитаю спойлеры: читаю аннотацию, проглядываю оглавление, а также предисловие. Раньше, когда текстов, интересующих "прямо сейчас" было меньше, а времени больше, а краткое содержание вообще негде было прочесть, обходилась без него. Сейчас могу прочесть рецензии до чтения. Казалось бы, "подготовительный этап" занимает время, и должен был бы увеличивать общее время, затраченное на весь текст. Но на самом деле общее время либо остается тем же, либо сокращается. Потому что для меня "прочитать", значит что-то понять, увидеть взаимосвязи в тексте и вне. И без подготовительных действий и без предварительного представления о структуре текста я воспринимала бы его менее эффективно, усваивала бы информацию медленнее.
А если говорить о поисковом чтении, то есть, когда весь текст не нужен, нужны отрывки на определенные темы, то тут такая картина: в онлайне поисковики часто меня блокируют из-за частоты запросов. Не знаю, какие там критерии, но даже для поиска самого текста я могу в течение нескольких секунд, глядя на результаты поисковика, поправить синтаксис, изменить ключевые слова. Естественно, чтобы все это сделать, я прочитываю "постранично" результаты первых 1-2 страниц, и если вижу, что выдает не то, вношу изменения. Если же по отрывкам-анонсам неясно, то быстро открываю несколько вкладок с полными текстами, снова читаю постранично, оцениваю результаты по релевантности, ненужное закрываю, и если надо, корректирую запрос. Гугл по-свински время от времени блокирует меня и просит заполнить картиночную капчу два раза.
Вот из-за этих привычек видео и аудио все менее удобно для меня. Меня раздражает, что информация поступает медленно и линейно. Мне-то надо, чтобы было "щёлк!" целиком, а далее - уплотнять подробностями. Поэтому бесит страшно... Заведомо созерцательное видео я могу намного более спокойно смотреть, оставаясь в текущем моменте. А вот то, что для информации - нет. На youtube, если надо что-то посмотреть, я перекидываю бегунок или веду вдоль линейки, чтобы быстро посмотреть кадры, найти ключевые и избавить себя от скучного ожидания.
И мне кажется, таких, как я, немало. Поэтому
предполагаю, что для нас будет изобретен новый формат: возможность ускоренной перемотки всего ролика, и текстовая расшифровка или субтитры. Реклама в таких роликах может быть статичной, вроде постеров, в углу экрана или в виде встроенных кадров на 1 секунду.