По дороге в Белый монастырь, сквозь уже привычные сельские пейзажи, мы заехали в монастырь абуны Эссы. Это современный , еще строящийся монастырь. Здесь мы в основном общались с людьми - нас сразу усадили за трапезу, приехал благочинный округа абуна Фэм (Фома) и конечно, местные жители.
Стандартная монастырская трапеза: бобы и картошка. Всё поливается соком лайма.
Аишь - кукурузный хлеб.
ФУЛЬ - вареные бобы в кислом соусе со специями.После того как основная масса жидкости испариться, добавить сок 1/2 лимона, оливковое масло и специи.(некоторые добавляют чили, кумин и соль.)
Тахина - пюре из протертого кунжута с растительным маслом. В тахину обязательно добавляют белый тмин, специи, орехи. Стены всех египетских кухонь буквально насквозь пропахли тмином - это самый египетский запах.
Десерт - сладкий батат.
В церкви.
Дейр-эль-Абьяд, Дейр-Анба-Шенуда, монастырь Св. Шенуды и Белый монастырь - все это названия одного коптского монастыря.Он расположен на краю Ливийской пустыни, примерно в 10 км к северо-западу от современного города Сохаг. Основан ок. 340 или 350 г святым Шенудой и посвящён его наставнику святому Биголу. О Белом монастыре неоднократно упоминается в «Истории Александрийских Патриархов» (Х в.). Абу-ль-Макарим в трактате (XII в.) сообщает о захоронениях в монастыре апостолов Варфоломея и Симона Кананита, о могиле Шенуды, находившейся на вершине горы, в районе Атрипе (разорена во время вторжения Ширкуха в XII в.). В качестве особой святыни в монастыре хранился деревянный, отделанный слоновой костью ящик с книгами.
Монастырь является свидетельством победы христианства над языческими богами Египта. В строительстве использовался белый известняк от храмов фараонов, поэтому на некоторых фрагментах строений проглядывают изображения древних богов и иероглифы.
Глядя на эти древние потолки почему-то вспомнились слова протоиерея Сергия Булгакова ".. и вообще существует некая подземная связь между египетским благочестием в язычестве и православием в христианстве." Что -то мистическое было в этих стенах....
В монастыре уникальные росписи, которые начали рестварировать немецкие ученые, но денег на реставрацию не хватило... Видно только образцы.
Двор храма - руины базилики с колоннами.
Сидя на крыше , вручаем подарки - красное пасхальное яйцо для Белого монастыря ( а белое мы подарили в Красном)
С крыши хороший обзор
Опять идем сквозь древность.
Когда-то в монастыре находилась одна из самых больших библиотек в Египте, но сегодня манускрипты рассеялись по всему миру. На стенах хранилища были сделаны надписи - своеобразный каталог библиотеки (обнаруженный и списанный в 1903 Олдфилдом). Согласно ему, библиотека располагала произведениями Шенуды, Бесы, коптскими переводами Нового Завета, житиями святых. Упоминаются также апокрифические деяния апостолов и книга «Давид царь» (вероятно, псалмы). Почти все эти сочинения дошли до настоящего времени во фрагментах, происходящих из библиотеки Белого монастря. Уже в XVIII в. большая часть рукописей была распродана и оказалась в библиотеках Западной Европы : в Национальной б-ке в Париже, Национальной б-ке в Неаполе (коллекция Борджиа), в Британской б-ке в Лондоне, в Бодлианской б-ке в Оксфорде, в Лейденском музее, в Б-ке Джона Райлендса в Манчестере, в Берлинской и Венской б-ках, в Б-ке св. Марка в Венеции, во Флорентийской б-ке, в Археологическом музее Мичиганского ун-та в Анн-Арборе, в Луврском музее, во Французском ин-те вост. археологии в Каире и в Патриархате Коптской Церкви в Каире. Ряд листов и фрагментов рукописей этой б-ки находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и ГПБ в С.-Петербурге.
Купель для крещения
народное творчество
За чаепитием рассказываем про наши монастыри: