"Тысячу лет назад, в 1001 году, князь Владимир отправил первых послов в Египет «оглядати земель их и обычаев их». Об этом княжеском распоряжении, данном всего-то через 13 лет после крещения Руси, рассказывает Никоновская летопись. Посольство было отправлено в первую очередь по делам религиозным. В дальнейшем русские люди стали ездить к святыням Синая, а к XIV веку связи между Россией и Синайской православной церковью носили устойчивый характер. В те далекие времена интерес был именно к православным святыням, а не к наследию фараонов...."
Продолжаем рассказ о святых местах Синая.
Перед подъемом на гору Моисея мы отправились в пещеру, ставшую уединенной келией преподобному Иоанну, игумену монастыря св. вмц. Екатерины в ущелье Вади-Фола.После завтрака мы выехали из монастыря св. вмц. Екатерины в бедуинскую деревню Санта Катарина. От нее и начинается тропа в горное ущелье.
Деревня:
Дорога в ущелье идет вверх-вниз по горам, спуски и подъемы довольно сложные. В начале пути местные жители настойчиво советуют взять верблюда.
Мы же, следуя традиции паломников, пойдем по этому пути пешком.
Поэтичное описание пути из заметок паломников, побывавших здесь:"Паломническая тропа от деревни Санта Катарина уходит на запад в сторону материкового Египта, в противоположно направлении от Красного моря. Тропа четко обозначена следами бесчисленных паломников и плавно набирает высоту, играя перепадами вверх и вниз, и петляя вдоль русла пересохшего потока Фола. Солнце нещадно палит в любое время года. Вода встретится только раз у заброшенного монастыря Косьмы и Дамиана, и пригодность ее для питья вызывает сомнение. Два с половиной часа, а то и три пути к пещере. Иисусова молитва помогает не замечать усталости, жажды и других превратностей путешествия. Невероятной красоты живописные пейзажи окружающих гор служат вознаграждением за труды. Такие природные картины горного Синая невозможно сравнить ни с чем. Общий красно-коричнеый фон склонов и вершин с множественными блесками отражений кварцевых граней, вкрапление минеральных слоев красного, зеленого, черного цветов, резкие контуры хребтов в контрасте с ярко синим небом. В конце тропы крутой траверс вверх и влево и мы у цели. Гигантские нависшие валуны венцом нависают над входом в келию."
На полпути к Пещере расположена Темница. О ней пишет Иоанн Лествичник в Пятой ступени "Лествицы". Это место скорби о грехах, особых подвигов покаяния. Делаем здесь привал и читаем отрывки из "Лествицы", посвященные покаянию.
В начале прошлого века насельники монастыря св. вмц. Екатерины вблизи пещеры Иоанна Лествичника отстроили небольшой храм во имя св. пророка Иоанна Крестителя- небесного покровителя св. Иоанна Лествичника.
поем молитвы
И наконец цель нашего пути -келья преподобного:
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонтаи Марии. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".
В монастыре можно получить ключ от кельи святого и пройти внутрь. В келье находится каменное ложе святого и небольшой каменный алтарь с иконами.
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Вокруг кельи стоит сильный запах нагретых на солнце трав - особенно ярко благоухает синайская полынь.
Неподалеку находится небольшой скит, в котором раньше жила французская монахиня Мария, скончавшаяся несколько лет назад. Сейчас в скиту обитает отшельник, иеромонах монастыря св. Екатерины. Мы неожиданно нарушили его покой, зайдя всей группой в гости, и были встречены очень радушно. Прервав свои занятия, отец Симеон напоил нас водой и угостил лукумом. Быт отшельника:
Плоды рожкового дерева (на вкус как картон) :
Подкрепив свои силы мы спускаемся обратно к бедуинской деревне.В деревне нас тоже ждут в гости - сестры-вышивальщицы,вышедшие замуж в одну семью (их мужья являются родными братьями), угощают нас чаем и предлагают свои изделия.