Святая вмч. Екатерина родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой .
Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь, поражённый её красотой, пригласил её после праздника к себе и попытался убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.
С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить следующее орудие для пытки:
"Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, - то пусть примет мучительную смерть."- Димитрий Ростовский. Жития святых.
Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом, супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.
После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.
В иконографии и живописи Святая Екатерина изображается с атрибутами (символы её мучений). Обычно она изображается с мечом и колесом, целым или разбитым, иногда присутствуют корона, меч и колесо , меч и колесо или даже одно колесо.
Гора святой Екатерины, где были обретены ее мощи:
Долгое время святые мощи Великомученицы Екатерины пребывали в неизвестности и были открыты лишь через двести с лишком лет после ее кончины. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30-40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной византийским императором Юстинианом за 800 верст от Александрии, были чудесно извещены свыше, что мощи Святой Великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря.
Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, им указанной. Гора, о которой идет речь находится рядом с горой Святого Пророка Моисея и ныне так и называется - Джебель Катарина (гора Екатерины). Это самая высокая гора Синая; высотой 2 642м над уровнем моря. Приблизительно с XI в., с ростом почитания вмц. Екатерины, Синайский монастырь, посвященный Пресв. Богородице и Неопалимой Купине, с собором в честь Преображения Господня стал называться также Екатерининским монастырем. В XIII-XIV вв. новое название вытеснило предыдущие.
VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана для защиты Синайского монастыря были посланы двести семей рабов родом из Румынии и Египта. Их поселили вблизи Монастыря. В VII веке среди этих рабов, многие из которых были христианами, стал распространяться ислам. Около 648 года произошли кровопролитные столкновения между рабами мусульманами и христианами. Победу одержали мусульмане, и рабы-христиане были вынуждены либо бежать, либо принять ислам. В течение веков монастырские рабы переняли язык и обычаи местных бедуинов, однако полной ассимиляции не произошло. Потомки этих рабов и поныне выполняет работы для Монастыря. Численность «рабов» наблюдатели сер. XIX в. оценивали в 1,5 тыс. «Стражи» монастыря (в XVI-XIX вв. это были кланы Аулад Саид и Аварим племени Савахиля и племя Алейкат, ориентировочно 1,5-2 тыс. чел.) кочевали к западу и северо-западу от горы Синай в радиусе нескольких десятков км. По договору с монастырем они обязаны были защищать его от других племен, а также имели монопольное право на провод караванов паломников и доставку припасов из Каира в монастырь.Ежедневно до сотни бедуинов из «стражей» и «рабов» появлялись под стенами монастыря, требуя выдачи положенного им продовольствия. Монахи снабжали их хлебом, маслом, сахаром, а иногда одеждой и предметами быта. Сейчас потомки этих племен продолжают работать в монастырском саду, принимают и водят паломнические группы, продают сувениры.
Монастырская гостиница. Условия вполне комфортные, кормят неплохо, все вежливы и доброжелательны. Жить в монастыре и заскочить туда на час с экскурсией - насколько всё-таки это разные вещи. Каждое утро с рассветом идешь не спеша на Литургию, по тихому безлюдному саду, везде покой и безмятежность. Никто не подгоняет, на службе можно быть сколько угодно долго. А потом побродить по монастырю, помолиться у Неопалимой Купины, мужская часть группы уходила пить чай и беседовать с монашествующими в архондарике - каждый проводил время с пользой для себя.
Почти возле каждого номера растет огромный пахучий куст жасмина. И везде - кошки. Коты, котята, кошки всех мастей и размеров - их тут сотни. Они клубятся вокруг, лезут на колени, в тарелки, кричат под окнами - роятся как комары.
Вид из окошка над кроватью на монастырский сад.
Дорога к храму
Вечерние совещания и составление плана на завтра. С участием котов, конечно же.
Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов. Монастырь обладает уникальной коллекцией энкаустических икон VI-IX вв., в музее хранятся предметы прикладного церковного искусства, облачения. Икона Спаса Синайского потрясает своим живым взглядом, от нее не хочется отходить.
Вход в музей:
С западной стороны, близ монастырских стен, на кладбище построена часовня мч. Трифона (сер. XIX в.), на нижнем этаже которой находится костница. Земля на Синае гористая и твердая, в монастыре всего 7 могил на братском кладбище, которые используются неоднакратно.
По греческой традиции умершего монаха хоронят в одной из могил, вырытых в саду. Через несколько лет кости вынимают из земли, обмывают в вине и елее и перекладывают в находящийся рядом склеп. У северной стены склепа отдельно сложены сотни черепов монахов, кости их лежат в центральной части храма.
Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте.
В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.
Надеемся, что всё проблемы с полетами в Египет скоро разрешатся и в следующем году мы сможем повторить наше паломничество на Синай. По-прежнему приглашаем всех наших прихожан в это путешествие.