Эхо_21.06.2008 СОВЕТСКИЕ НЕМЦЫ КАК НАКАЗАННЫЙ НАРОД (НЕ ТАК!) - Часть ПЕРВАЯ

Jun 21, 2008 14:08



ЛОРА ЕРЁМИНА

Данный текст набираю буквами - 02.10.2010

Дополнения, шлифовка - 02.10.2010

Сегодня - 02.10.2010 - на любимом Эхе Москвы  повтор передачи от 21.06.2008

НАКАЗАННЫЙ НАРОД в исторической программе НЕ ТАК!

Я хорошо помню первый эфир передачи, огромное впечатление, которое
передача на меня произвела. 
В тот же день я сделала запись в моём тогдашнем блоге-навигаторе larniker.

См пост Немцы Поволжья, наказанный народ. - Эхо Москвы, "НЕ ТАК"
http://larniker.livejournal.com/277488.html

См там же тематически связанный текст:

1942год, Москва. Слава Богу, что Вера Рудольфовна не подверглась репрессиям... http://larniker.livejournal.com/277606.html 
========
Сохраняю здесь себе на память текстовую расшифровку передачи
с
http://www.echo.msk.ru/programs/netak/521975-echo.phtml Дата :21.06.2008 13:07Тема :Наказанный народПередача :Не такВедущие :Сергей БунтманГости :Ирина Щербакова

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ ЕЛЕНЫ СЪЯНОВОЙ

СОРНЯК «СВЕТЛАНА»

Кто-то из классиков «теории бесчеловечности» сравнил род людской с растительностью, в которой очень много сорняков и сделал заключение: если эти сорняки не выпалывать, то культурным растениям не набрать сил для роста и плодоношения.
«Наверное, я просто сорняк на огороде жизни», так написала о себе Светлана, рецидивистка, отбывающая срок в колонии строгого режима.., написала просто по ощущению, а не по согласию с этим «классиком», которого не читала.
Едва ли это ощущение впервые посетило её, когда великое потрясение 90х выпололо в их городке единственную фабрику, прервав вековой путь многих и многих семей, в том числе, и семьи Светланы: из дома в цех; из цеха домой… Напротив, вместо одного, от веку заведенного, сразу открылось множество путей. И поманило.
Светлана отправилась в Москву. Поступать в театральный. Ещё не зная, что ступает на такой же, в сущности, заведенный от века путь хорошеньких провинциалок.
Свой первый срок, условный, Светлана получила всего через неделю после приезда за покушение на кражу, точней - на кражонку три плавленых сырка, которые прямо в универсаме запихала себе в рот. Администратор попался запоздало сердобольный: узнав, что девчонка из полумертвой провинции, обворованная на вокзале, голодная, без пристанища, но с мечтами о театре, написал заявление о прекращении дела за примирением сторон. Но закон остался неумолим: а ты не воруй!
«Меня с детства учили - не брать чужого, писала Светлана о том первом своем «эпизоде», но тогда у меня от голода в глазах было темно, я, как зверь, шла на запах… »
Допустим, сырный прилавок затуманил ей сознание, но во второй краже - бутылке коньяка за три тысячи уже был расчет: Светлана собиралась расплатиться этим коньяком с некоей помятой личностью, шатавшейся возле театрального училища. Личность выдавала себя за бывшую советскую кинозвезду и обещала показать такой прием, которым можно поразить комиссию.
В результате 158-ая, пункт первый - до двух лет. Дали год, но при сложении с первым условным, всё равно вышло два.

«Когда меня вывели из зала суда, я не осознавала даже, не понимала, куда ведут… Попросилась в туалет, осталась одна и только тут стукнуло: за решетку! Увидела приоткрытое окно, небо, дождик и рванулась туда, на свободу…»
Конвой наказали лишением премии; Светлане же - за попытку побега - ещё два года. Итого четыре.

«Я думала, буду сидеть смирно, писать в стенгазету, играть в театральном кружке: я такое в кино видела, как заключенные на сцене играют. Выйду в 22-а. Молодая ещё буду, но с опытом, может книгу о себе напишу или поступлю в театральный… Тогда я ещё думала, что вернусь нормальная, смогу работать, мечтать…»

Благие намерения выстлали для Светланы дорогу к новому сроку. На скромную старательную новенькую положила глаз козырная коблиха. Начался ад. Светлана продержалась в нем два месяца и сделала заточку. Этой заточкой, защищаясь, попала тетке в сонную артерию. Получила ещё двенадцать лет.
Как она прожила их - отдельная история…
И вот, наконец, совсем скоро, уже в этом сентябре на свободу.

« Теперь, когда я выйду, пишет Светлана, я буду знать свое место. Если уж ты сорняк, то нечего лезть на грядки, где одни культурные - всё равно тебя выполют. А хочешь выжить, так расчисти для себя место среди сорняков послабее».

С.БУНТМАН - Теперь, после этой жуткой истории, у нас еще не менее жуткая история в основной части, в большой, нашей программы, совместной с журналом «Знание - сила». Мы говорим о наказанных народах, о депортациях мы говорим уже в которой из наших передач… вот тут пришел Алексею Венедиктову, вот здесь в его конференции или в «Без посредников» пришел вопрос: «А что у вас за буковки, не умещаются? Анонс передачи «Не так» «Наказанный народ» - какой?» И спрашивают: корейцы? Китайцы и дунгане? Немцы Поволжья? Калмыки? Крымские татары? Греки и армяне Крыма? Чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, евреи, поляки, русские, все вместе? Все отдельно. И все вместе тоже. Потому что мы говорим здесь о депортациях именно народов, и сегодня наказанный народ у нас как раз немцев Поволжья. Северный Кавказ у нас был, и еще вернемся. Западная Украина, Западная Белоруссия с 1939 по 1941 год был у нас рассказ - послевоенное время еще нас ждет. Были у нас крымские татары и трагедия этого народа. Будут еще передачи. Сегодня немцы. Ирина Щербакова. Ирина, добрый вечер! Добрый день!

И.ЩЕРБАКОВА - Добрый день! Добрый день!

С.БУНТМАН - Добрый день! И мы будем говорить об этой истории. Ну, во-первых, где у нас жили немцы, компактно жили - ведь не только в Поволжье, да?

И.ЩЕРБАКОВА - Нет, конечно, не только в Поволжье, но вообще и немцы-то в России появились… немцев всегда было очень много, и они, многие из них были, так сказать, не вне российского общества, а внутри. И, наверное, хорошо люди помнят замечательное описание Алексея Толстого, как Петр I попадает в немецкую слободу, и как ему кажется, куда он попал - из вот этой вот такой, ужасной Москвы в такой чудесный рай вот этой вот немецкой слободы. Немецкие купцы, разного рода люди, которые поступали на военную службу, они в России находились еще, так сказать, с допетровского времени. Но, вот, те люди, о которых мы сегодня будем говорить, они в массе своей попали… ну, надо еще сказать, что через Прибалтику попадали немцы, что дворянские немецкие семьи были связаны с русским… с русским дворянством очень такими сильными семейными…

С.БУНТМАН - Ну, это то, что называется Ost See, Балтийское море, балтийские немцы, да.

И.ЩЕРБАКОВА - Да, да. …ну, семейными узами. Нет ни одной такой патрицианской немецкой семьи, где не было бы каких-то людей, которые были бы какое-то время в России или породнились бы с русскими дворянскими семьями - это очень часто бывает. Но сегодня мы будем говорить о людях, которые в массе своей появились в России, на наших пространствах, вот, во второй половине XVIII века.

С.БУНТМАН - Колонистах, да?

И.ЩЕРБАКОВА - Да. Значит, немецкие колонисты. И появились они после указа Екатерины, и он был такой, вообще-то, чрезвычайно прогрессивный. В 1762 году Екатерина издала манифест о позволении иностранцам селиться в России и, кстати, свободной возвращении русских людей, бежавших за границу. Такой, в общем, чрезвычайно прогрессивный указ. Этим указом тем немцам, тем переселенцам, которые захотят переехать в Россию, были даны, - и потом последовало еще некоторое количество других указов в 60-е годы - были даны определенные льготами. И этими льготами немцы пользовались более ста лет - до 1874 года. Ну, они наделялись землей, они были освобождены от службы в армии, и у них были определенные налоговые льготы. Это… значит, очень большая, основная часть их поселилась на, вот… в районах Поволжья. Но потом началось продвижение немцев в другие места - в Крым, понятно даже почему: там, значит, освобождали…

С.БУНТМАН - И Новороссия.

И.ЩЕРБАКОВА - Да. Новороссия.

С.БУНТМАН - И Новороссия вся. Вот, под Херсоном, Николевым…

И.ЩЕРБАКОВА - Новороссия, да. Чуть позже… те, кто, между прочим, отдыхали в Крыму - сейчас этого становится все меньше и меньше, хотя и сейчас это можно встретить - вот есть вот эти, так называемые «немецкие мызы» - крепко построенные, из таких, в общем, хороших, солидных кирпичей, которые пережили очень многие-многие годы. Потом, позже, позже этого немцы появились на Кавказе. И во время столыпинской реформы немцы переселялись… немцы переселялись, был довольно большой контингент немцев, который переселился в Сибирь. Ну, на, конечно, совсем других основаниях, чем то, что произошло потом уже, позже, в 1941… осенью 1941 года. Вот. И конечно, вот этот вот такой созданный такой анклав большой, он, конечно, в каком-то смысле немцы, конечно, получили, вот, и возможность эту работать на земле, и очень многие ею воспользовались, и получили землю - то, чего у них не было, поэтому они и переселялись, то, чего… немцы из Швабии, немцы из Баварии переселялись туда - то, чего не было у них на родине. Но конечно, они все-таки существовали в очень искусственных условиях - это правда. И в смысле языка, который оставался таким - они не смешивались, очень плохо смешивались - вот этот вот контингент, они оставались вот таким крестьянским… многие превратились - вот, приехали, кстати, совсем не все крестьяне, но в силу вот этих вот исторических обстоятельств они стали там в основном крестьянами. Интеллигенция их и даже учителя, которые переселялись, в общем, они все-таки превращались скорее все вот в такое крестьянское население. Интеллигенции там было мало, она была представлена в основном священниками, очень сильное было влияние этих священников, очень сильные… понятно, это то, что держит людей вместе.

С.БУНТМАН - В основном протестанты?

И.ЩЕРБАКОВА - Были протестанты, это было в основном, но были и католики, были среди них и баптисты. Были меннониты - это вот такая разновидность лютеранства. Кстати, все они потом очень сильно преследовались в советское время, как вообще преследовались священники, и немецкие священники также в точности пострадали, как и российские. Вот, и они… язык оставался очень таким, довольно бедным и далеким от того языка, которым жила Германия, из которой они приехали.

С.БУНТМАН - Я еще помню… я еще помню, когда к нам поступали в ин. яз. девочки из Казахстана, немки, вот, поступали, то приезжавшие немцы говорили: «Ради Бога, не переучивайте их, это, вообще, это предмет изучения истории…»

И.ЩЕРБАКОВА - Да.

С.БУНТМАН - И лингвистических изысканий.

И.ЩЕРБАКОВА - Конечно.

С.БУНТМАН - «Не позволяйте им забывать то, как они говорили в семьях в детстве».

И.ЩЕРБАКОВА - Да, но, конечно, их уже было… это мы еще с Вами помним, но вообще-то их уже почти не оставалось - к концу 80-х годов язык в сильной степени в силу тех событий, которые произошли с российскими немцами, язык был утерян, и люди прятали этот язык, они его вытесняли, они его не передавали или очень слабо его передавали следующим поколениям. Вот. Но в любом… как бы то ни было, вот, к войне 1914 года, или, вот, у нас есть данные 1913-го года… до войны 1914 года в России было чуть менее 2,5 миллиона немцев, вот этих вот российских немцев.

С.БУНТМАН - Ну, это значительно. Это много.

И.ЩЕРБАКОВА - И это, конечно, значительная часть, безусловно, значительная часть населения.

С.БУНТМАН - Конечно. Война 1914 года. Война 1914 года принесла значительные ограничения. Ограничения на занятия, на профессии, на деловую активность для немцев. Были… и в Петрограде, и в других городах были и немецкие погромы вначале…

И.ЩЕРБАКОВА - В Москве был чрезвычайно сильный…

С.БУНТМАН - В Москве был. Да.

И.ЩЕРБАКОВА - Вот все люди… москвичи, когда они ходят по Кузнецкому мосту или, там, проходят мимо магазинов или, например, такого замечательного магазина, кстати, музыкальных товаров, которым многим на углу Кузнецкого моста, который был напротив… напротив ЦУМа. Да? Такой всегда… мы его всегда хорошо знали…

С.БУНТМАН - Там сейчас их несколько, но один из них старый, один из них новый, да.

И.ЩЕРБАКОВА - Один из них старый. Вот этот вот старый магазин - есть такие свидетельства: когда его громили, вот, во время погромов 1914 года, то сбрасывали музыкальные инструменты со второго этажа, они, там, летели на улицу, разбивались рояли, скрипки и т.д. Несколько немецких фабрик были разгромлены…

С.БУНТМАН - Даже скорее на углу Пушечной это все…

И.ЩЕРБАКОВА - Да, на углу Пушечной. Несколько немецких фабрик было разгромлено. Ну, а кроме того, были приняты законы, которые чрезвычайно… ну, немецкие граждане вообще… главы семейств, мужчины вообще, если они сохраняли немецкое гражданство - тут мы вообще говорим обо всех немцах - подлежали интернированию, были интернированы.

С.БУНТМАН - Те, которые сохранили немецкое подданство.

И.ЩЕРБАКОВА - Да, те, которые сохраняли немецкое подданство, да. Они были интернированы. Вот, они были… у них отнималось имущество. Между прочим, это нереализованный проект, но очень многие пишут и говорят о том, что был проект, уже такой проект о депортации немцев Поволжья, готовился уже, или о переселении немцев Поволжья.

С.БУНТМАН - В 1914 году, да?

И.ЩЕРБАКОВА - Да. Готовился уже тогда, чуть позже. Ну, по мере того, как мы терпели поражение в этой войне. Так что… ну, и, конечно, переименование, как мы знаем с Вами, переименование и изгнание немецкого языка, который очень сильно присутствовал, ну… значит, стал Петроградом Петербург, немецкие булочки превратились в городские, и т.д., и т.д., и т.д. Вот, и это были… это было, что называется, такое вот начало дискриминации немцев, к которому потом, спустя несколько лет или даже так, спустя 20 лет вернулись.

С.БУНТМАН - Вот тут Светлана Ивановна задает вопрос: «Когда немцам давали землю, им давали только землю, они не имели права, там, нанимать или владеть крестьянами?»

И.ЩЕРБАКОВА - Нет.

С.БУНТМАН - Нет? Только колонисты могли работать, вот, сами?

И.ЩЕРБАКОВА - Да, да, только земля.

С.БУНТМАН - Работников нанимать они могли?

И.ЩЕРБАКОВА - Кстати говоря, вот, по столыпинской реформе они имели право эту землю выкупить - она же не была у них в частном пользовании. Они имели право эту землю выкупить, и те, кто смогли выкупить, и поднялись потом, как крупные крестьяне, они ее выкупили. А те, кто оказались не в состоянии, тем пришлось, в общем, переселяться. И вот это были… вообще-то это были десятки тысяч немцев, которые после… во время Столыпинской реформы переселялись в Сибирь туда, куда у них была возможность, потому что, вот, уже в Поволжье у менее имущих, или, там, в Крыму такой возможности не было.

С.БУНТМАН - Понятно. Так, ну теперь революция. Теперь война, революция, Гражданская война. И дальше социальные процессы.

И.ЩЕРБАКОВА - Ну, надо сказать, что, конечно, не такая была большая социальная база у коммунистов вот в этих районах немецких, но тем не менее, она была. Потому что, конечно, особенно молодежь вот такая вот, немецкая, конечно, она была тоже не… ну, не лишены таких вот, левых идей. Хотя они были, надо сказать, может быть, меньше чем хотелось бы этого тогда коммунистам и большевикам, поэтому Сталин, который у нас отвечал за национальную политику… их пытались привлечь всякими возможностями, которые бы им сулила некая национальная автономия. Тогда еще, правда, речь об автономии не шла, но в каком-то условном таком варианте им эту автономию обещали. И это означало преподавание на немецком языке, развитие культуры… вообще, некоторую в этом смысле… некоторую свободу. Ну, ведь многие республики оказались таким образом обмануты большевиками. Это дало возможность привлечь на свою… ну, во время Гражданской войны был такой Бальцеровский полк даже, который, вроде как, воевал на стороне красных. Но если говорить честно, воевал довольно кисло.

С.БУНТМАН - Ну, это не принципиально было.

И.ЩЕРБАКОВА - Да, это все было совершенно не принципиально.

С.БУНТМАН - Мы сейчас прервемся, и через пять минут мы продолжим наш разговор с Ириной Щербаковой. Мы говорим о судьбе немцев в России и в Советском Союзе, и дойдем и до департации немцев Поволжья скоро.

НОВОСТИ
"
==
ОКОНЧАНИЕ Части ПЕРВОЙ.
ВТОРУЮ Часть
см http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/3125.html

НАКАЗАННЫЙ СОВЕТСКИЙ НАРОД

Next post
Up