Часть ПЕРВУЮ см
http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/541.html ============
Часть ВТОРАЯ:
К.ЛАРИНА: Возвращаемся к Моллеру, который то ли Фёдор, то ли Отто. - Как Вы его называете, уважаемая Людмила?
Л.МАРКИНА: Как говорится, по крещению он Отто Фридрих. А на русский манер его звали Федор Антонович.
К.ЛАРИНА: Его звали, или он сам себе придумал второе русское имя?
Л.МАРКИНА: Вы знаете, вот этот вопрос, я тоже о нем думала. Я не думаю, чтобы он придумывал так, но некоторые - Фридрих, может быть, Фёдор поэтому, как бы адекватное отчасти было. Но, во всяком случае, существовали такого рода, поскольку это был все-таки российский немец.
Вот здесь я бы хотела сказать, что он родился в 1812 году в Кронштадте, в семье министра морского Моллера. И, конечно, он был лютеранином по рождению, и российские немцы, жившие в то время, были, ну как сказать? - Конечно, они от своего языка не отказывались - в семье они говорили по-немецки, у них были свои школы, гимназии, они сохраняли свое вероисповедание. Но, тем не менее, будучи на службе Российского государства, это были одни из самых верноподданных людей, которые, конечно, проявили себя и на государственной службе, и на военной службе, это были замечательные всегда службисты из немцев. Это были прекрасные учителя. Лучше всех были немцы, которые муштру вносили, скажем. Умели заставить учиться учеников, это были прекрасные лекари всю жизнь. Ну, и так далее. - Целый ряд профессий, в которых блестяще реализовались российские немцы.
Но вот Моллер, в этом смысле, человек интересный, потому что, пожалуй, это одно из самых таких значительных имен художников немецкого происхождения из российских немцев, которые я знаю, во всяком случае, в Х1Х веке определенно.
И ведь сначала ему была предпослана военная карьера: он должен был по стопам идти папы. Закончил военный корпус, получил звание мичмана, принимал участие, надо сказать, в войне, в Польской кампании 30 года, храбро сражался во время штурма Варшавы, получил ранение, которое всю жизнь его мучило. И вот интересно, с самого начала это был человек, который, видимо, очень, не только был талантливый, способный к рисованию мальчик, тонко чувствовавший искусство. И его тянуло не к военной муштре, видимо, а вот такой, более тонкий мальчик.
Вы знаете, он в одном из писем пишет, что меня потрясло: он пишет, что я - единственный из большой семьи, у них было много детей, - тот, кого мать грудью вскормила. У них с матерью была особая даже такая связь: он не мог ее обмануть. Там были, - мы об этом будем еще говорить об этой истории. "Но вот меня это сначала даже удивило: как же я, единственный из семьи, кого маменька грудью вскормила, могу её обмануть"? И так далее. Понимаете? И вот это, мне кажется, тоже с молоком матери, может быть, он впитал какое-то особое мировосприятие, которое потом проявилось. Оно всегда должно у художника проявиться.
И вот он, еще, будучи юношей, когда в корпусе военном учился, стал посещать вольноприходящим классы Академии художеств. Класс такого Буяльского, известного анатома. И у него в альбомчике есть зарисовки мускулов, ну, так сказать, пластические, натурные. Лошадей он зарисовывал тоже, - вот это такие атласы анатомические: все эти связки различные, кости, и так далее. Педантичность - это типичная немецкая черта, конечно. Хотя потом, когда с Ивановым встретился, не знаю, у кого еще был более титанический труд - Иванов был подстать, хотя у Иванова тоже немецкие есть крови, там по материнской линии.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Интересно, при этом Иванов разбирался, где русскость в Моллере.
Л.МАРКИНА: Это вероисповедание, это другое немножко, - это вера.
Это очень тонкий вопрос. И вот, между прочим, Йордан, о котором мы еще будем говорить, друг, и тоже немец, и тоже Фёдор, хотя он не Фёдор, на русский манер - Фёдор Йордан, который оставил записки, как писал Моллер портрет Гоголя и прочее. О котором даже писали наши потом: "Много был в Англии", - называли наши "англичанин Йордан". Так он потом женился. Еще очень важно было - кто была жена. Вот Йордан, женившись на русской, православной, был иной, нежели, скажем, Моллер, который женился потом на лютеранке, и продолжил, он от веры не отступил. Не ушел ни в католичество, ни в православие. Так что это проблема веры, прежде всего.
Ну, продолжим рассказ. В 1836 году прибыл в Петербург Брюллов, и это, конечно, было огромным событием для Петербурга. Как триумфатор он появился в столице, и стал профессором Академии художеств. И мы точно не знаем, но где-то в конце, может быть, 36-го, в начале 37 года, во всяком случае, первое упоминание в дневнике Макрицкого, мы встречаем запись о том, что Моллер в мастерской Брюллова. И Макрицкий пишет немножко с завистью такой: "Вот опять Брюллов хвалил Моллера. Да, конечно, это богатый человек, не простой человек, не то, что мы, бедные люди". Я думаю, что это было не всегда справедливо, потому что+
К.БАСИЛАШВИЛИ: Адмиральский статус отца, конечно, вызывал зависть.
Л.МАРКИНА: Да, конечно. Но, тем не менее, Брюллов действительно его отличал, и я думаю, что вполне заслуженно.
И в 1838 году художник закончил обучение и отправился, тоже вот, что характерно: сначала на собственный счет в Италию.
К.ЛАРИНА: Были деньги свои, да? То есть, не получал пенсионерства, как другие.
Л.МАРКИНА: Конечно. Хотя он получил малую золотую медаль, но он не стал бороться за получение пенсиона: имел возможность, и поехал в Италию.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Но он рисовал очень похоже на Брюллова. Так вот, стиль Брюлловский - академический такой, все правильно, все красиво, насыщено теплыми красками.
Л.МАРКИНА: Естественно, поскольку он был под влиянием учителя. Конечно, такой великий маэстро, естественно, подавлял отчасти.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Там такие есть у него строки, у Вас приведены в книге, - восхищенные.
Л.МАРКИНА: Конечно, что это счастье, что мы, не сам Моллер, но это Макрицкий писал, что "Боже мой, как я, - это знаете, такой экстаз, восторг, - "Я учусь у такого маэстро"!
К.ЛАРИНА: Брюллов тоже ведь не наш?
Л.МАРКИНА: Брюллов? - Да. У него так же - французское там, - гугеноты.
К.ЛАРИНА: Но это не помешало ему стать великим русским художником, и быть признанным коллегами, историками.
Л.МАРКИНА: Безусловно! Безусловно! Но, что бы я хотела сказать: все-таки, Моллер, будучи немцем по национальности, все-таки достояние русской культуры. Как та же часть многих российских немцев, как я и говорю, - кто тут работал, трудился, служил, это часть нашей культуры.
К.БАСИЛАШВИЛИ: И вот в 40-м году он пишет ту картину, которая обещала дальнейший расцвет - "Поцелуй". Это сороковой год, да?
Л.МАРКИНА: Да. Там, знаете, какая ситуация? В 38 году он приехал уже в Италию, и в 39 году задумал вот эту замечательную картину "Поцелуй", которую в сороковом отправил в Петербург, получив звание академика. И Николаю подарили этот портрет, был подарен адмиралом, отцом,- очень
Александре Федоровне он понравился, императрице. И тогда Николай хотел заплатить, или как-то вознаградить художника за это. И есть переписка, я ее нашла, министра императорского двора. И отец говорит деликатно: "Это, конечно, наш подарок императору". Но тогда Аверин подсказал, это президент Академии: "Ну, он же на собственный счет в Италии, давайте ему, как положено, на три года выпишем пенсион. Вот это будет ему такой ответный подарок". На этом, собственно, и порешили.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А подарок этот обещал дальнейшие интриги в Италии. Но об этом поговорим после новостей.
К.ЛАРИНА: Да. Давайте, мы сейчас новости послушаем, а потом продолжим программу.
К.ЛАРИНА: Долги отдаем, называем победителей, которые ответили на наш вопрос, который я прошу повторить Ксению. Какой у нас вопрос был, Ксюша?
К.БАСИЛАШВИЛИ: В 1860 году Фёдор Моллер получил официальный заказ - исполнить цикл картин, посвященных Александру Невскому.
Для какого здания он выполнял эту работу?
К.ЛАРИНА: Правильный ответ: Большой кремлевский дворец, Александровский зал. Наши победители: Елена, которая получает книгу Людмилы Маркиной, нашей сегодняшней гостьи и Галина, а Галина у нас получает билеты.
К.БАСИЛАШВИЛИ: К вопросу о признании и непризнании - вот, пожалуйста, император доверил такой заказ. И там сейчас эти работы находятся.
Л.МАРКИНА: Да, да, да. Это уже после того, как он стал и академиком, и профессором, создал знаменитую картину "Иоанн Богослов проповедует на острове Патмос". Выставил ее раньше, чем Иванов, в 1856 году в Петербурге. Я думаю, что потом Иванов и не случайно, может быть, это было одним из поводов, чтобы Иванову привезти уже картину в Петербург, наконец-то.
К.ЛАРИНА: Подождите, мы до этого еще не дошли. Мы дошли только до "Поцелуя", про который бы я хотела чуть-чуть сказать. Да? Или вы не хотите?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Конечно, мы должны сказать.
К.ЛАРИНА: Давайте, сейчас дадим "Путь в галерею", вернемся к Гоголю.
К.БАСИЛАШВИЛИ: "Путь в галерею" - речь идет о портрете Николая Гоголя, который позировал Моллеру.
ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ
С.УСАЧЁВА: В Третьяковской галерее находится несколько произведений Фёдора Антоновича Моллера, а вот портрет Гоголя по праву занимает почетное место в экспозиции - он находится в одном из центральных залов, рядом с работами Карла Павловича Брюллова. Около него постоянно зрители,
поскольку портрет действительно, пожалуй, самое известное изображение Гоголя.
Он был приобретен Третьяковской галереей в 1890 году. Причем, в данном случае, свою роль здесь сыграл не только Павел Михайлович Третьяков, но его брат - Сергей Михайлович. Именно он, будучи в Петербурге в это время, по просьбе Павла Михайловича выясняет возможность приобретения этого портрета.
Первоначально Павел Михайлович узнает о существовании портрета Гоголя, вот этого, который продавался в этот момент, из письма Николая Ге. И, видимо, сразу проявляет к нему интерес. И просит своего брата выяснить подробности возможности этого приобретения.
Сергей Михайлович по просьбе брата, находясь в Петербурге, посетил это место, где портрет предполагалось выставить, через несколько дней пишет Павлу Михайловичу в Москву: "Дорогой брат! Только сегодня нашел время, чтобы исполнить твое поручение. Портрет Гоголя работы Моллера, по-моему, очень хорош, а в особенности - по колориту. И в приложенной при сем публикации, которая появится при декабрьской книжке русской старины, то есть, послезавтра.
Если тебе этот портрет интересен, и ты решил его приобрести, то телеграфируй мне немедленно, ибо Михаил Иванович Теневский (а это владелец портрета тогдашний), говорит, что после публикации его могут купить в первый же день".
Видимо, Павел Михайлович дал добро, и портрет был приобретен.
Надо сказать, что, несмотря на то, что портрет у нас постоянно в экспозиции, он частый гость на выставках, в том числе и зарубежных.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
К.ЛАРИНА: Кому мы говорим спасибо?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Светлане Усачевой, хранителю. Она нам рассказала о портрете Гоголя.
==========
Окончание Части ВТОРОЙ.
=======
Часть ТРЕТЬЮ см
http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/1349.html