Христос Воскресе!
У меня замкнулось в голове несколько разрозненных мыслей, и я хочу написать длинный пост.
Прочитала у Достоевского:
«Народ - это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества. Против факта идти нельзя. Евреи жили лишь для того, чтобы дождаться бога истинного, и оставили миру бога истинного. Греки боготворили природу и завещали мирусвою религию, то-есть философию и искусство. Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство…
Если великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою».
Утром после службы алтарники выдавали вот такие листовки с призывом прийти в Храм Христа Спасителя на «стояние в защиту поруганных святынь и доброго имени Церкви».
Из
текста на обратной стороне следует, что силы зла в лице агрессивных либералов и прочих антихристианских сил пугаются возрождения национального самосознания и делают все возможное для дискредитации церкви и иерархов церкви. В качестве примеров вандализма - выступление на амвоне ХХС, крушение икон топором в Невинномысске, а также «клеветническая информационная атака на Предстоятеля». «Все это - слагаемые одной кампании против Православия и Русской Православной Церкви».
Церковь призывает отстоять (в прямом и переносном) русскую веру и почувствовать свое величие.
Кругом невероятная подмена понятий, переворачивание смыслов. «Поругание и возрождение», «оскорбления и слава» - ни одно из слов больше не имеет своего истинного значения. Возрождением называется не духовный рост, а усиление влияния на дремучий народ и материальное обогащение. Гонением - скручивание в бараний рог всех, кто посмеет себе хоть слово критики вслух. Тот, кто рассматривает отражение часов на сайте патриархии, приравнивается к тому, кто рубит иконы топором.
Я верю в Царствие Небесное, не верю в царствие земное. Я не вижу в действиях моей церкви ничего, что вписывалось бы в евангельские нормы. Я не вижу возрождения, а только кризис фарисейской власти и ощущаю острую актуальность Евангелия, как будто все действие происходит в наши дни. Если бы Христос пришел сегодня, история бы повторилась. И его так же распяли бы….
Впрочем, Евангелие актуально всегда, было и будет. Мы распинаем Христа ежедневно, но в этом и есть удивительное свойство Пасхи: она бывает каждый год, Христос каждый год воскресает заново.
Все эти истории с мерседесами и часами, а более разговоры о возрождении, мешающие мне горячо любить церковную власть, не могут омрачить мне Праздник. Хотя я, каюсь, предпочла бы видеть Церковь гонимую, страдающую, смирением высокую, нищетою богатую, церковь, которая не будет защищать саму себя, милосердную и утешающую. Мне нужна церковь милосердная, с пастырями, наставниками, помогающими жить. Такая церковь, которая бы объединяла людей не на свою защиту, а для добрых дел. Церковь нужна, а не имидж церкви.
Возвращаясь к отрывку из «Бесов», хочется задать вопрос: если всякий народ имеет своего бога особого, то, что такое «русский Бог»? В чем наша исключительность, наша первостепенная роль в истории? Я отвечаю себе так: наш Бог - милосердие, сострадание, любовь. Бог есть любовь, и ни один другой народ в мире не способен так к состраданию, как мы. Бескорыстная помощь ближнему, милосердие, прощение и любовь - вот то, что мы могли бы завещать миру.
Быть может соотношение добра и зла - величина постоянная. И катастрофическая нехватка милосердия в церкви - одна из причин (если не главная) возникновения большого количества благотворительных движений. Праведность, спасение сейчас именно в волонтерском труде. Вот, о чем я думаю.
Спасибо тому, кто прочитал.