Режиссёр: Claude Sautet
В ролях: Lino Ventura, Sandra Milo, Jean-Paul Belmondo, Marcel Dalio, Michel Ardan, Simone Franc
Я после "Макса и жестянщики" боялся смотреть Соте. Я всегда боюсь смотреть следующий фильм малоизвестного мне режиссера, если первая из просмотренных мною картин оказалась, на мой взгляд, отличной. Страх обмануться в режиссере у меня достигает почти параноидального уровня. Если я напарываюсь на неудачное кино мною любимого режиссера, то подобная находка вряд ли поколеблет мое отношение к нему. Разве изменилось мое отношение к Хичу после "Топаза"? С малоизвестными (мне) режиссерами все сложнее. Взвесив весь риск, я решил посмотреть фильм, тем более, если честно риск был невелик - сценарист Хосе Джованни, актеры Вентура и Бельмондо в любом случае были прекрасным поводом посмотреть эту работу.
Фильм прекрасно вписался в общую картину французского кино 50-х, встав в один ряд с Du rififi chez les hommes Дассена и Touchez pas au grisbi Беккера и, по-моему, стал предтечей гангстерских фильмов Мельвиля. По сюжету Вентура играет матерого бандита Абеля, загнанного в угол итальянской полицией. Земля горит под его ногами, поэтому он решает перебраться в родную Францию, где остались его старые подельники. Абель не одинок, у него есть жена, двое детей и верный напарник. Все они участвуют в незаконном проникновении на французскую территорию, во время которого в перестрелке с погранцами напарник и жена оказываются застреленными и Абелю приходится спасаться от полиции вместе двумя малолетними сыновьями. Надежда только на друзей, но друзья как раз не спешат на помощь. К этому времени, они все уже стали респектабельными буржуа, а появление Абеля рушит весь их уютным мирок, созданный на деньги приятеля и при его поддержке. В итоге выручать друга из беды они отправляют постороннего человека, независимого гангстера Эрика Старка (Бельмондо), который оказывается для Абеля единственным надежным человеком.
Традиционная для Джованни сентиментальная история о немногословных суровых людях уголовного мира, о дружбе и предательстве, о тех, кто всегда ходит по краю. Соте снимает отстраненно, холодно и скупо как бы соизмеряя художественные средства с персонажами фильма. Закадровый голос добавляет бесстрастности повествованию, но лед обманчиво тонок, и зритель обречен провалиться в сочувствие несимпатичному в принципе персонажу. Абель - убийца и уголовник, но Вентура убедительно создает образ сильного, волевого человека которого невозможно жалеть и прощать (да он бы и не принял подобных чувств от кого-либо), но уважать вполне можно. Молодой Бельмондо в одной из своих первых ролей (он еще только подает надежды, до À bout de souffle два года и шесть фильмов) со своей наивной детской усмешечкой идеально сочетается с традиционной угрюмостью Лино Вентуры.
Отличное кино, которое стоит пересматривать в дождливые вечера...