Режиссёр: Clint Eastwood
В ролях: Clint Eastwood, Christopher Carley, Bee Vang, Ahney Her, Brian Haley, Geraldine Hughes, Dreama Walker, Brian Howe, John Carroll Lynch
Случайно обнаружилось, что Клинт снял лучшее кино прошлого года. То, что Иствуд является редким примером удачного перемещения актера в режиссерское кресло (даже в тех фильмах, что мне не понравились типа "Mystic River" я готов признать определенные достоинства) на страницах моего ЖЖ говорилось уже неоднократно. "Гран Торино" в этом плане меня не разочаровал. Простое, не по-стариковски энергичное зрелище заставит наверняка поморщиться киноэстетов, но простого зрителя оно покорит сразу. Иствуд в отличной актерской форме, ему уже давно удалось совершить переход от харизматичных героев фронтира, вооруженных сил и полиции к не менее крепким по внутреннему стержню старикам, носителям былинной жизненной силы. Я давно ждал, когда в торрентах появится этот ДВД с русскими субами, чтобы никакой старушечий голос не мог заглушить хриплый лай Клинта.
Наверняка многие, посмотрев фильм, скажут, что ударно начав, выплеснув мощный заряд неполиткорректности на тему "понаехавших", Иствуд привел своего героя к финалу изменившим свои взгляды, привычки и пристрастия, отказавшегося от ксенофобии и предрассудков, вернувшимся в лоно церкви и тем самым разрушил весь посыл первой трети ленты. Но это будет явной ошибкой. На мой взгляд, персонаж внутренне не изменился на йоту и остался таким же артефактом старины, как и его "Гранд Торино" образца 1972 года. Года, в котором другой брутальный персонаж Иствуда инспектор Гарри Каллахэн вполне мог разъезжать на подобной машине, утверждая магнумом справедливость по-американски. Да, Уолт Ковальски (кстати, редкий случай в американском кино когда главным героем становится католик, пусть и не самый ревностный) наладил отношения со своими "узкоглазыми" соседями, но это если честно не отказ от ксенофобии, а просто небольшая перестройка все того же кондового мировоззрения. Просто в объекты покровительства кроме его собаки попали и пара соседских семей. Примирение с церковью перед смертью? Не смешите мои тапочки, а послушайте его исповедь перед уходом в смерть. Он признается в трех смертных грехах: двадцать лет назад он поцеловал другую женщину на одной из вечеринок, где присутствовала и его жена; он не заплатил налог при покупке с рук лодочного мотора и он плохо воспитал своих детей. Детей он действительно плохо воспитал, но перечисляя этот проступок в ряду всякой мелочевки, он продемонстрировал простую формальность там, где священник юнец, только что закончивший семинарию увидел кающегося грешника. Ковальски, перед тем как идти на безнадежную стрелку просто аккуратно, как и все что он делал в жизни, приводил свои дела в порядок: он выполнил просьбу священника и пришел на исповедь, он побрился и постригся у своего приятеля парикмахера и составил завещание. Ничего больше. И финал, где получивший по завещанию Уолта "Гран Торино" Тао с трудом ведет полученную машину по шоссе, едва видный за мощной рулевой колонкой явственно утверждает, что никто из новых пришлых народов не сможет заменить в управлении страной ее прежних владельцев.
Я после просмотра спрашивал у френдов, смотрели ли Иствуд "Великое молчание", ибо финальная бессмысленная гибель героя схожа с подобным самоубийством персонажа из того классического спагетти-вестерна. Но мне так никто и не ответил.
Мне очень понравилось, как без всяких оживших мертвецов Иствуд показал закат эпохи белого человека. Некогда вполне респектабельный район среднего класса превратился в загаженный участок износившихся построек, на фоне которых негры режутся с латинос и азиатами. Лучшая сцена фильма - когда персонаж Иствуда смотрит на старуху азиатку из соседнего дома и костерит "понаехавших", а в это время старуха столь же ненавидящим взглядом взирая на соседа, говорит на своем наречии: "и когда же этот белый перестанет мозолить глаза и уберется из нашего уютного квартала вслед за остальными..."