Режиссёр: John Parker
В ролях: Adrienne Barrett, Bruno VeSota, Ben Roseman, Richard Barron, Ed Hinkle, Lucille Rowland, Jebbie VeSota, Faith Parker
Ночной город, в окне одного из зданий которого горит неяркий свет. Дешевая мебелерашка с не менее дешевой обстановкой. На кровати мечется во сне одетая женщина. Камера приближается, и внезапно мы видим эту женщину идущей по песку на морском побережье. Огромная волна накатывает на берег и поглощает ее с головой. Женщина просыпается в своей комнате. Еще один кошмар. Она подходит к трюмо, смотрится в зеркало. Мы видим усталое немолодое лицо героини. В глазах явственно читается безумие. Она берет из ящика большой выкидной нож и выходит на ночную улицу.
Таково начало одного из самых необычных фильмов из тех, что я смотрел за последнее время. Снятая в стилистике немого кино, лента оставляет для ушей зрителя лишь звуки хохота самых зловещих персонажей и инфернальное музыкальное сопровождение. Вся основная тяжесть восприятия перешла в чистый визуал. Мы погружаемся с головой во внутренний мир параноика, смотрим на окружающее его глазами. Фильм кажется иллюстрацией к одной из глав романа Филипа Дика «Око небесное», в котором так же дается описание мира глазами психически больного человека. Операторская работа подчеркивает зловещую сущность пространства лежащего за стенами квартиры. Большую часть времени оператор применяет нижний ракурс оттого ночные улицы и их обитатели приобретают дополнительную злобную ауру, в которой постоянно вязнет главная героиня фильма. Удивительно, но в данном случае частое употребление этого приема не вызывает раздражения, а сама операторская работа вызывает уважение и сильное удивление, поскольку Уильям Томпсон известен в основном по бессмертным шедеврам Эда Вуда.
Невозможно определить грань между реальностью и бредовыми галлюцинациями героини. Тем более в финале сюжет, проделав эллипс, возвращается к тому, с чего мы начали этот маниакальный забег - к просыпающейся от кошмара женщине в убогой комнате на верхнем этаже обшарпанного здания. Было ли хотя бы одно убийство совершенно по-настоящему мы так и не узнаем. Мы можем догадываться о подоплеке видений героини: мы видим фантомы ее матери и отца, который потом преследует героиню в образе неумолимого полицейского, можем наблюдать какие-то частицы прошлого в постоянном круговороте иллюзорных кошмаров, но понять подоплеку до конца так и не сможем. Возможно, что и эти островки реальности суть бредовая иллюзия больного ума.
Фильм снят совершенно неизвестным режиссером, для которого данное кино стало единственным опытом в кинематографии. Главная героиня, столь пугающе реально изобразившая больного человека тоже нигде больше не засветилась. Фильм был запрещен цензурой и пролежал на полке три года, пока неожиданно не приобрел популярность после того, как кадры из «Помешательства» были вставлены в нашумевший дешевый хоррор 50-х «Капля». Посмотрите это необычное кино. Не знаю понравится он вам или нет, но равнодушным не оставит точно.