Режиссёр: Robert Altman
В ролях: James Caan, Joanna Moore, Robert Duvall, Barbara Baxley, Charles Aidman, Steve Ihnat, Michael Murphy
Кто бы мог подумать, но Олтман, оказывается, засветился во всех жанрах. Вот в конце шестидесятых он снял предельно реалистическую (по меркам кинематографа, а не жизни, разумеется) научно-фантастическую ленту о бессмысленности космического соперничества.
До "Аполлона-11" оставался еще год, но режиссер был уверен, что Советский Союз опередит Штаты и в этом космическом проекте. Наверное, еще не один фильм не был настолько жесток в декларации бессмысленности современной космонавтики. Персонажи фильма живут космосом, бредят им, готовы жертвовать собой и другими ради достижения цели, но что характерно цели то, как раз и нет. Нельзя же считать целью опережения соперника в космической гонке? Миссия "Пилигрима" состоит как раз в этом - опередить и перегнать русских уже к этому времени отправивших первую экспедицию, совершившую облет спутника Земли. Планы рушатся, планы перетасовываются: русские отправили на Луну гражданских космонавтов, значит, Америка должна сделать тоже самое. Исключают из проекта опытного военного пилота прошедшего многомесячную подготовку к полету и назначают на роль первого прилунившегося астронавта того, кто, обладая гражданской специальностью, не имеет никакого практического опыта, но готов рискнуть полететь на чистом энтузиазме и силе духа. Понятно, что никто и не думает о каких-либо научных результатах и экспериментах. Цель одна - добраться первым, найти отправленную заранее капсулу жизнеобеспечения и продержаться до появления спасательной экспедиции. Сроки для подготовки малы, но и они сокращаются, когда американцы узнают о том, что Союз отправил новую экспедицию на Луну, члены которой станут первыми землянами, вступившими на поверхность серебристой планеты. Вся подготовка и проверка техники ужимаются до минимума и вот уже Джеймс Каан в роли того самого гражданского энтузиаста уже втиснут в маленькую кабинку капсулы приделанной к огромной ракете-носителю. Клаустрофобия при виде капсулы охватит любого зрителя, но персонаж готов страдать ради невнятной цели. С этого момента и до самого финала зритель оказывается скованным напряжением как смертник на электрическом стуле. Техника барахлит, система отказывает, есть малый шанс вернуться, но русские уже высадились на Луну и астронавт принимает решение садить свой аппарат, невзирая на то, что капсула жизнеобеспечения им так и не была запеленгована в нужном месте. Финальные пятнадцать минут наполнены таким непроходимым мраком и отчаянием (сцена с американским и советским флагами реально берет за душу), что хэппи-энд на последней минуте фильма кажется прилепленным по указке боссов с киностудии.
Разумеется, фильм не идеален и в нем имеются (в первой половине) длинноты и сцены, которые по традиции обязаны присутствовать в фильмах подобного рода, начиная с ленты "Отсюда и в вечность". Но вторая часть искупает все. Дювалл и Каан чудо как хороши, а Олтман мастерски режиссирует всю эту космодраму.
Наверное, все это кино уже давно посмотрели и я выгляжу тем самым Рабиновичем, приехавшим в Брайтон и считающим, что именно он открыл Америку.:)