Manoir du diable, Le \ Замок дьявола (1886)
Режиссёр: Georges Melies
В ролях: Jeanne d'Alcy, Georges Melies
Первый фильм ужасов в истории кино и не беда, что местный Мефистофель больше напоминает полоумного иллюзиониста, чем представителя нечистой силы. Мильес за три минуты выдает тогдашнему зрителю полный набор кинематографических трюков: из летучей мыши возникает Мефистофель, на пустой скамье появляется скелет, а по узкому коридору за случайными посетителями замка бегают привидения. Ну и появившийся из ниоткуда чертенок ткнет зазевавшегося путника вилам в пятую точку. В принципе здесь присутствует все то, что можно встретить в любом хорроре.
Alice in Wonderland \ Алиса в Стране Чудес (1903)
Режиссёр: Cecil M. Hepworth, Percy Stow
В ролях: May Clark, Cecil M. Hepworth, Geoffrey Faithfull, Stanley Faithfull, Mrs. Hepworth, Norman Whitten
Первая британская экранизация сказки Льюиса Кэрролла. За десять минут режиссер вкратце дает зрителю представление о сюжете книги в виде отдельных забавных сценок. В ролях сам режиссер, члены его семьи и приятели.
Alice in Wonderland \ Алиса в Стране Чудес (1915)
Режиссёр: W.W. Young
В ролях: Viola Savoy, Herbert Rice
Уже американская экранизация сказки. Поскольку лента идет час, режиссер смог спокойно пересказать историю, оставив в кадре даже Псевдо Черепаху, которая изображается с телячьей головой. Режиссер в первых кадрах объясняет, что все увиденное это лишь сон девочки, навеянный ее последними впечатлениями, поэтому Виола Савой играющая Алису должна будет повозиться с кроликом и котом, погладить свинку и все остальное в таком духе, и лишь после этого ей будет дозволено уснуть и увидеть Белого Кролика.
Dr. Jekyll and Mr. Hyde \ Доктор Джекил и Мистер Хайд (1913)
Режиссёр: Herbert Brenon
В ролях: King Baggot, Jane Gail, Matt Snyder, Howard Crampton, William Sorelle, Herbert Brenon
Возможно самая первая экранизация данного произведения Стивенсона. Как и положено главный аттракцион этого представления - метаморфоза доктора Джекила. Здесь Кинг Бэггот един в двух лицах, он и благообразный доктор и выглядящий возбужденной обезьяной Хайд. Хайд ходит вприсядку, опираясь на кисти рук, подражает обезьяньим гримасам, и если был бы звук, то Бэггот наверняка еще и издавал бы обезьяньи звуки.
Странно, но, по-моему, ни в одной из многочисленных экранизаций не было попытки изобразить абсолютное зло, выделенное в человеке при помощи препарата доктора без обращения к балаганным номерам. Интересно, есть хоть одна постановка, в которой сам персонаж внешне оставаясь неизменным, меняет свою внутреннюю сущность?