Two Faces of Dr. Jekyll, The \ Два лица доктора Джекила (Великобритания,1960)

Oct 05, 2011 18:09

Режиссёр: Terence Fisher
В ролях: Paul Massie, Dawn Addams, Christopher Lee, David Kossoff, Norma Marla, Francis De Wolff, Oliver Reed

Между хаммеровскими "Двумя лицами доктора Джекилла" Теренса Фишера и "Доктором Джекиллом и сестрой Хайд" Роя Уарда Бейкера лежат не только десять лет, но и целая эпоха. На примере этих двух хороших фильмов интересно наблюдать, как изменились установки кинематографистов за данный промежуток времени.
У Фишера Джекилл традиционный затворник ученый с ликом князя Мышкина, полностью погруженный в науку и не обращающий внимания на жену Китти давно уже изменяющую с его так называемым "другом" Полом (Кристофер Ли), тянущим из него раз за разом все большие суммы на покрытие своих карточных долгов. Джекилл мечтает расщепить человеческую сущность, выделив из нее чистое зло, разумеется, только из научного интереса. Но что на самом деле движет исследователем, зритель может только догадываться. Полученный в результате эксперимента мистер Хайд совсем не похож на традиционного монстра из экранизаций. Он красив, обаятелен и живет так, как только мог бы желать зритель, имея на это деньги, время и здоровье. Он посещает опиумные притоны Лондона, кутит в ресторанах и снимает проституток в самых известных злачных заведениях британской столицы. То есть он совершенно нормален с точки зрения любого здравомыслящего человека. Единственно, что смущает так это то, что его как магнитом тянет к Китти и Полу. Казалось бы, какое Хайду дело до всех проблем Джекилла, пользуйся вволю временем, отведенным порцией препарата, так нет, он навязывает себя в друзья к персонажу Кристофера Ли, выкупает его векселя и пытается шантажом заставить его отказаться от Китти. Когда это не удается, он заманивает их в ловушку. Во всех немногочисленных убийствах совершаемых Хайдом сразу же по его свершению происходит его трансформация обратно в Джекилла, что дает возможность предположить, что на самом деле Хайд так и не успевший пожить своей жизнью всего лишь оболочка созданная Джекиллом для претворения своей мести в жизнь, возможно даже неосознанно, на подсознательном уровне. Второе даже более вероятно, поскольку в промежутках между трипами Джекилл помнящий все, что случилось с ним в другом обличии, испытывает муки совести и в финале просто отдает себя в руки полиции. Но это лишь, после того как его обидчики будут наказаны.
Фишер дает зрителю свыкнуться с мыслью, что даже внешне благообразный человек скрывает в себе бездны порока удерживаемые в глубине лишь принятыми в обществе моральными нормами. Но всего лишь один укол выводит подлинную сущность на поверхность. Для Уарда Бейкера подобные мысли банальность и вчерашний день. Его Джекилл порочен уже изначально и вызванное к жизни препаратом его женское Альтер-эго должно изрядно попотеть, доказывая зрителю, что оно именно то самое зло, которого нужно опасаться. Не скажу, чтобы оно со своей задачей справилось. Да, десятилетие 60-х было что надо.
Пол Мэсси, о котором я до этого не слышал, в основном работал на телевидении, а в кино прославился работой у Энтони Асквита в "Приказах убивать", сыграл оба лика доктора Джекилла превосходно и на какое-то время заставил меня (традиционно не смотрящего в титры перед просмотром) заподозрить, что Джекилла и Хайда играют разные актеры. Кристофер Ли здесь в несколько непривычной для себя роли распутного прожигателя жизни получил возможность несколько разнообразить свои кинообразы и продемонстрировать широту своего актерского мастерства. У Оливера Рида здесь одна из первых ролей в кино, минут на пять. Он играет сутенера, вступившегося за свою шлюху и получившего по голове от Мэсси. Бывает. Очень добротное кино, рекомендую всем любителям жанра.
Кстати, знаете ли вы, что Кристофер Ли был одним из британских добровольцев участвовавших в Зимней войне на стороне финнов?



hammer, horror, movies

Previous post Next post
Up