Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 1. Северная компания. Вып 1 Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 1. Северная компания. Вып 2 Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 1. Северная компания. Вып 3 Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 1. Северная компания. Вып 4 Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 2. Мятеж чехословацких легионеров. Вып 1 Предыстория Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 2. Мятеж чехословацких легионеров. Вып 2 Начало Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 2. Мятеж чехословацких легионеров. Вып 3 События на Волге Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 2. Мятеж чехословацких легионеров. Вып 4 На Урале Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 2. Мятеж чехословацких легионеров. Вып 5 Западная Сибирь Все флаги в гости к нам. Иностранная военная интервенция в России. Часть 2. Мятеж чехословацких легионеров. Вып 6 Восточная Сибирь-1В Култуке были собраны силы Красной гвардии, их численность была около 11 тыс. человек. Решением Центросибири под Култуком стали готовить позиции для сражения. Рабочие железнодорожники Слюдянки создали свой отряд и под командованием Миронова и Арцибашева влились в ряды Красной гвардии на Култукских позициях. Готовилась линия окопных и блиндажных сооружений от пади Ангасольской до Синего Камня, у берега реки Култучной. Этими работами руководил сапёр Бевз. Были сняты для земляных работ 600 рабочих китайцев с Утуликского баластного карьера. На Шаманском мысу установили два артиллерийских орудия. Выемки сделанные для установления орудий на мысу Шаманском видны в настоящее время. Из порта Байкал пришли к Култуку катер «Волна», пароход «Кругобайкалец» и ледокол-паром «Ангара».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Антракт № 1 «Убийство заложников на ледоколе "Ангара"»
В конце декабря 1919 года в Иркутске началось антиколчаковское восстание. Руководил этим восстанием эсеровский Политический центр. На стороне повстанцев выступил 53-й Сибирский стрелковый полк. Выступление 53-го полка было поддержано 38-й пехотной забайкальской дружиной и двумя батальонами Иркутской территориальной бригады. В течение ночи повстанцы заняли все Глазковское предместье, включая вокзал. Оставшиеся верными Колчаку части от мятежников отделяла Ангара. Колчаковское правительство объявило Иркутск на осадном положении. Воинские части под руководством начальника гарнизона генерала Е. Г. Сычева заняли оборону в центре города, ожидая подхода семеновских и японских войск. Сразу после начала восстания колчаковская контрразведка приступила к массовым арестам подозреваемых в участии по подготовке восстания. В течение дня, по разным источникам, было арестовано от 60 до 150 человек. Арестованные стали поступать в гостиницу "Модерн".
Между тем власть в городе уже всецело перешла в руки военных. 4 января 1920 г. начальник контрразведывательного отделения штаба Иркутского военного округа штабс-капитан Д. П. Черепанов получил приказ генерал-майора Е. Г. Сычева покинуть Иркутск и переехать в Листвяничное, где поступить в распоряжение генерала Л. Н. Скипетрова. Туда же следовало доставить политических арестованных, в количестве 31 человека, для передачи их Л. Н. Скипетрову. До Листвяничного арестованных везли на подводах под конвоем, назначенным контрразведкой. В Листвяничном их погрузили на пароход "Кругобайкалец" и перевезли на ст. Байкал, где разместили на пароходе "Ангара".
Видимо, здесь произошла замена конвоя: заключенные попали под охрану прибывших сюда семеновцев. Вечером 6 января ледокол отошел от пристани Байкал в направлении Листвяничного. По распоряжению командовавших на пароходе подполковника А. И. Сипайло и начальника гарнизона ст. Байкал штабс-капитана К. Ф. Годлевского, арестованных, раздетых до нижнего белья, по одному выводили на палубу, казак Лукин сзади ударял жертву по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. После чего жертву сбрасывали за борт. Это массовое убийство продолжалось около часа. По свидетельству одного из палачей штабс-капитана Черепанова, шум и крик были редко слышны, так как пароход шел, переламывая лед толщиной 3 - 4 вершка.
В числе зверски убитых оказались такие видные эсеровские деятели, как Б. Д. Марков, П. Я. Михайлов, Н. П. Петров, Я. Ф. Терещенко, М. П. Храбров и Я. Я. Аунен. Среди погибших оказался отец выдающегося историка Сибири академика А. П. Окладникова учитель П. С. Окладников, служивший в Иркутске прапорщиком 56-го Сибирского стрелкового полка.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Белые части, продвигаясь пешим порядком по тракту от Иркутска на Култук, опередили красных, двигавшихся в эшелонах по железной дороге. 4-й Томский полк и ударный батальон чехов во главе с штабс-капитаном Дворжаком неожиданно появились в горах над Култуком еще 14 июля и, разогнав 600 строивших укрепления китайцев, почти без сопротивления захватили оборудовавшиеся красными позиции.
В ночь на 15 июля красные, численность которых здесь достигала 3 тыс. бойцов, предприняли до восьми безуспешных атак, пытаясь сбить 700 белых с захваченных рубежей. Днем15 июля к белым прибыли три роты 7-го Татранского чешского полка во главе с подполковником Б. Ф. Ушаковым, а 17 июля подошел 1-й Барнаульский полк. Белые войска двигались в обход по линии Култук - Тункинская долина и фронтально вдоль железной дороги. Ими были задействованы пароходы, отбитые в Лиственичном, а также аэроплан, захваченный у красных. Белое командование отмечало, что осмотр захваченных укреплений показал присутствие опытных военных специалистов у красных. Под угрозой обхода 19 июля 1918 г. красные оставили Култук.
Под Култуком
Туалет ударника
Артиллеристы в деле
Медицинский осмотр
Перевязочный пункт
Подробную картину сражения на Култукских позициях даёт в своих воспоминаниях А. Д. Кулехов, который был избран начальником штаба, отряда красногвардейцев Слюдянки. А. Кулехов говорит, что штаб Центросибири во главе с Голиковым и в составе Трилиссера, Гетоева, Манторова-Малькова, Дезидера, Фрида, Шейнина и Лыткина в Слюдянку прибыл 17 июля. Из воспоминаний участников событий под Култуком можно сделать вывод, что в штабе относительно сражения на Култукских позициях единого мнения не было. Часть штаба считали, что эта позиция - ловушка и требовали отступления. Особенно горячо против боя под Култуком выступал командир конного отряда Каландарашвили.
Позиции ещё не были до конца подготовлены и армия не получила приказа занять их, как подошли к Култуку белочехи и белогвардейцы. Они подошли по трём направлениями: по линии железной дороги, по купеческому тракту от Иркутска и по купеческому тракту от Тунки. Бой начался 19 июля во второй половине дня. А. Кулехов сообщает: «Раздались артиллерийские выстрелы. Через полчаса вижу на тракте к Слюдянке клубиться пыль. Бегут толпы полуголых китайцев, тех, что работали по рытью окопов. По Иркутскому тракту подошли белые и обстреляли из пулемётов работающих китайцев. Частей ещё в окопах не было, поэтому белые заняли наши окопы, все труды по рытью их пропали напрасно». Ещё до начала сражения жителям Култука было предложено выехать на время ожидающегося сражения в села Быстрое и Тибельти, что большинство култучан и сделало.
Бой начался в ночь с 19 на 20 июля и шёл до 23 июля не затихая круглые сутки. 21 июля от ст. Байкал к Култуку подошёл белочешский бронепоезд. Кулехов утверждает, что артиллеристы с мыса Шаманского по нему выпустили более 70 снарядов, но попасть не смогли. 22 июля без приказа отступили отряды Лаврова и Перегожина с позиций у Синего Камня и оголённые позиции со стороны Тункинской долины заняли белогвардейцы. Стоять на позициях под Култуком, когда белогвардейцы, с левого фланга от Тункинской долины, заходили в тыл, Красной гвардии стало бессмысленным. А. Кулехов вспоминает: «Штаб принял решение выйти из обстрела, отодвинувшись на восток от Слюдянки». И далее: «В 2 часа дня 23 июля станция Слюдянка опустела». Отступая, Красная гвардия взорвала железнодорожный мост через реку Слюдянку и тоннель № 39 за Слюдянкой. Фронт отступил к Танхою, затем до станции Мысовая, и вскоре было принято решение перейти к партизанской войне. Потери Красной гвардии под Култуком 24 человека убито и более 60 ранено. Убитых по приказу офицера-чеха жители Култука снесли к левому берегу реки Медвянки и ниже по её течению, около 500 метров от слияния с ключом, который течет со стороны Острой сопки, и похоронили. Белочехи и белогвардейцы своих погибших похоронили на церковном кладбище. На могиле был поставлен гипсовый солдат с гранатой.
Модели памятника павшим чехословакам у Култука. 1918
У Байкала
На озере Байкал
К 15 час. 20 июля 1-й Барнаульский, 4-й Томский полки и подразделения 7-го Татранского чешского полка с боем заняли станцию Слюдянка, захватив 15 паровозов. При отступлении красные взорвали мосты через реку Слюдянку и небольшой тоннель Киркидайский (№39), последний на Кругобайкальской железной дороге, затруднив тем самым продвижение белых. Последние могли наступать только небольшими силами (1200 бойцов при двух орудиях), а движение по железной дороге восстановили только 10 августа. По сообщениям белых газет, при взрыве тоннеля красные использовали два заряда по 2 т.
Разрушенный туннель №39
Охрана тоннелей на Кругобайкальской железной дороге
Муринское сражение 24 июля авангард белых в 200 штыков захватил станцию Утулик (196-й км) и мост через речку Бабху. На рассвете 26 июля после часового боя белые заняли станцию Мурино (223-йкм). Передовые подразделения 2-го Томского полка встретил пулеметный и ружейный огонь, но после короткой перестрелки они бросились в атаку и выбили красных. Первыми в Мурино ворвались прапорщик Стрижалковский и штабс-капитан Корсак. По версии белых, у них потерь не было, а «красные, как показали пленные, потеряли только убитыми 40 человек». Р. И. Гайдэ 30 июля распорядился казнить на месте бывших военнопленных Первой мировой войны, воюющих за красных и захваченных с оружием. Ирония истории в том, что русские офицеры, приложив усилия, уже один раз пленили их, а вернувшись с Первой мировой, встретили тех же вооруженных и оплаченных большевиками противников. Отсюда - частые расстрелы интернационалистов. Среди красных в Восточной Сибири иностранцев было больше, чем в других регионах России.
29 июля в районе Мурино развернулись упорные бои. Красные при поддержке бронепоезда оттеснили белых за речку Паньковку. 30 июля атаки красных при поддержке огня ледокола «Ангара» продолжились, они ввели в бой более 2 тыс. бойцов при четырех орудиях. Белые сообщали: «противник пытается исправить разобранный нами железнодорожный путь перед мостом через Паньковку и переправиться на левый берег, по которому расположены наши части, но каждый раз был отражаем огнем».
31 июля красные отбили разъезд Паньковка и станцию Мурино и при поддержке двух бронепоездов продолжили наступление. Участник боев на стороне белых капитан А. А. Кириллов указывал, что, «не имея укрепленных позиций, при отсутствии провианта и патронов (не исправлен тоннель NQ 39), при невозможности ввести в действие артиллерию - сибирские войска (до 1200 бойцов) вынуждены были после жесткого боя под станцией Паньковка, где с нашей стороны выбыло не менее 20 % убитыми и ранеными - поспешно отойти на 20 верст назад в район станции Солзан... План заключался в том, чтобы ввести в заблуждение неприятеля, симулируя отступление, в то время, как главные силы должны были уйти в горы в переходе от Солзана и образовать засаду для флангового удара». В засадные силы вошли 2-й и 3-й Томские, 2-й Ново-Николаевский полки, офицерская рота и команда конных разведчиков, две роты чехословаков во главе с поручиком Янычеком, всего до тысячи бойцов. К рассвету 5 августа засада была создана, а остальные части белых отступили от Мурино. Красные, послав для преследования бронепоезда, спешно начали переброску войск в эшелонах на запад, не подозревая о засаде под началом А. Н. Пепеляева. По плану белых она должна была выступить 7 августа. В этот же день от станции Утулик предстояло нанести лобовой удар группе Р. И. Гайды, в которую входили Енисейский и 1-й Томский полки, чехословаки, конница, всего до 2 тыс. человек. Однако разведка красных обнаружила засаду, вынудив белых к действию утром 6 августа.Начавшееся сражение было упорным и кровопролитным, только к вечеру б августа группы белых соединились. По версии Р. И. Гайды, красные потеряли 700 человек убитыми, 2500 пленными, два бронепоезда, четырe орудия, семь паровозов и 12 эшелонов. О количестве раненых, эвакуированных красными на восток, Р. И. Гайдз данных, очевидно, не имел, а среди взятых в плен таковых не выделял. С учетом численности окруженной ударной группы красных эти цифры можно считать близкими к реальности. Только 07.08.1918 станция Мурино перешла в руки Белой армии.
Бронепоезд, отбитый у большевиков на станции Мурино
"Впереди было самое трудное: озеро Байкал с Кругобайкальской железной дорогой, с тридцатью девятью тоннелями по ней и совершенным отсутствием обходных дорог; с одной стороны - суровые воды Байкала, с другой - скалистые горные утесы.
Озеро Байкал с красной стороны (база ст. Мысовая) охранялась ледоколом „Байкал" с 6-ти дюймовым вооруженем и посыльным судном „Ангарой" с 3-х дюймовыми орудиями. С белой стороны не было ни одного судна, которое могло бы выступить против „Байкала" и „Ангары". Командному составу предстояла трудная задача придумать и превратить в жизнь, как форсировать Байкал и прорваться сквозь 39 тоннелей с таким расчетом, чтобы не дать возможности взорвать-завалить „тридцать девятую" - тоннель (длиной более версты) близ ст. Слюдянка. Во главе операции был полковник Ушаков - лично руководивший отрядами идущими захватить первую станцию Култук.
Взятие ст. Култук - Суворовская страничка белого движения на Востоке. С величайшим упорством и героизмом преодолевая скалистые утесы, пробирался отряд к намеченной цели, под личным начальством полковника Ушакова. Ст. Култук была взята и с взятием ее начинается отчаянная борьба за овладение Кругобайкальской железной дорогой.
Без десанта нечего было и расчитывать на быстрое завершенее этой oneрации. Полковник Ушаков решился сделать отчаянную высадку десанта в село Посольском с выходом на ст. Посольскую в тылу красной армии. В совершенном секрете было приступлено к оборудованию двух барж, загруженных песком, тяжелой 6-ти дюймовой артиллерией, между этими двумя баржами установлен крошечный пароходик, который и должен был ночью перетащить через Байкал эти две баржи, на которых был погружен Барнаульский полк. Вместе с полком, двинулся в поход и сам полк.
Чехи на захваченном параходе
Первые задачи были таковы: пользуясь ночной темнотой и утренним туманом высадить десант в село Посольском, а „крейсеру" столь странно сконструированному, выйти на ст. Мысовую, вступить в бой с „Байкалом" и расстрелять его. Обе эти и первоначальные задачи были удачно выполнены: десант высадился совершенно незамеченным, а с наступлением рассвета, как только начал разреживаться туман на озере Байкал, подошедший наш примитивный „крейсер" открыл огонь по ледоколу „Байкал". Команда „Байкала" растерялась, совершенно не допуская возможности появления опасности на воде, они знали, что по ту сторону Байкала не было ни одного судна, на котором можно было бы рискнуть выйти в открытое озеро.Со второго снаряда „Байкал" начал гореть, успев сделать два выстрела без попадания.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Антракт № 2 «История ледокола «Байкал»
«Байка́л» - паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899-1918 годах.
В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное. После трех лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года.
Спуск ледокола "Байкал" 17.07.1899.Село Листвиничное
24 апреля 1900 года паром-ледокол «Байкал» совершил свой первый рабочий рейс, имея на борту 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза.
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.
С началом гражданской войны паром находился в распоряжении красных и был ими вооружен пушками и пулеметами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовую, где, после отступления из Иркутска, располагался штаб и тыловые учреждения красных.
В августе 1918 года, ледокол был расстрелян полевой артиллерией и сгорел у пристани Мысовая
В 1920 году после откачки воды выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял как минимум до 1926 года, после этого был порезан на метал, есть вероятность, что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в устье реки Ангара. Но точно сохранились передние винты и часть силовой установки.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Озеро Байкал, снятое с крыши вагона