Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию. Часть 1

Dec 23, 2011 23:27

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек[. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов - выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард



27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»


В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт - морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре - "Адмирал Макаров", слева - "Олег" и "Богатырь"


Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить ...», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»


3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Русский крейсер "Богатырь" на фоне разрушенной Мессены


17 (4) ноября во второй половине дня отряд В. Литвинова покинул Виго и взял курс на тунисский порт Бизерту, куда прибыл 23 ноября (10 ноября). В Бизерте корабли отряда отрабатывали подготовительные упражнения, предшествующие практическим и боевым стрельбам, которые планировалось выполнить в районе Аугусты. 2 декабря (19 ноября) в Бизерту прибыл крейсер «Адмирал Макаров», совершивший 16-ти дневной форсированный переход из России. Перед выходом из Либавы он был доукомплектован 30-ю человеками, вместо 149, из команды крейсера «Олег», поэтому для пополнения некомплекта команды ему в Бизерте пришлось передать из других судов отряда около 60 нижних чинов, что несколько ослабило эти корабли. На последней неделе стоянки в Бизерте для корабельных гардемарин были проведены вторые проверочные испытания, после чего гардемарины, плававшие ранее на крейсере «Олег» (до выхода отряда в Средиземное море), были переведены на крейсер «Адмирал Макаров». Из Бизерты пришлось отправить в Россию 2-х корабельных гардемарин: Иосса Андрея Александровича и барона Курта Мантейффеля. Первый совершенно не переносил качки, а второй был настолько с расслабленной нервной системой, что к военной службе, а тем более к военно-морской, совершенно не пригоден.
Адмирал Макаров в Мессене


12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения


Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.




Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».
Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη ) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900






Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Старая ратуша, построенная в 1820 году по проекту Джеймса Минутоло


Высота над уровнем моря - 3 метра. Город занимает территорию 211,73 квадратных километра.
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения


Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения








Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани


Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре


Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна


Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.




















В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы










Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.
















Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.











































Италия, Россия, история, фото

Previous post Next post
Up