Дирижабль "Красная звезда" (1921)
Осенью 1920 года в дер. Сализи (близ Петербурга) Воздухоплавательный отряд приступил к сборке дирижабля "Астра", купленного царским правительством у Франции и хранящегося на складе Воздухоплавательной школы с 1915 года. Дирижабль "Астра" переименовали в "Красную звезду".
Оболочка дирижабля "Красная звезда" (1921)
Очередной полет дирижабля "Красная звезда" (бывш. "Астра") закончился аварией, основными причинами которой стали сильный ветер и недостатки дирижабля. При ударе о землю гондола оторвалась от оболочки. Взлетевшая оболочка упала неподалеку
Вывод дирижабля "VI Октябрь" из эллинга (1923)
Первый советский дирижабль "VI Октябрь" был построен силами слушателей Высшей Воздухоплавательной школы в Петрограде.
Дирижабль строился из подручных материалов: оболочка была сшита из старых привязных аэростатов.
Дирижабль "VI Октябрь" перед полетом (1923)
Объем 1.700 куб.м, длина 39 м, диаметр 8 м. Первый опытный дирижабль "VI Октябрь" после постройки совершил всего несколько полетов
Дирижабль "Московский Химик-резинщик" (1924)
Продувка оболочки дирижабля "Московский Химик-резинщик" на заводе "Каучук" в Москве. Дирижабль был построен на добровольные взносы рабочих и служащих резиновой и химической промышленности в 1924 году. Объем оболочки 2500 куб.м, длина 45 м, диаметр 10 м, скорость 62 км/ч, грузоподъемность 900 кг. При перелете из Ленинграда в Москву дирижабль потерпел аварию в районе г.Тверь (по недоразумению обстрелян караулом военного завода). В 1928 году дирижабль передали для восстановления в Школу воздухоплавания Мосавиахима
Дирижабль "Московский Химик-резинщик" (1928)
Дирижабль "Московский Химик-резинщик" выводят из эллинга в Гатчине.
После восстановления дирижабль "Московский Химик-резинщик" при очередном полете снова потерпел аварию и был окончательно разобран. Его некоторые агрегаты использовались для постройки дирижабля "Комсомольская Правда", в частности гондола.
Дирижабль "Комсомольская правда" (1930)
Первый пробный полет дирижабля "Комсомольская правда" 29 августа 1930 года. Дирижабль в 1932 году был передан "Дирижаблестрою", где после модернизации (заменена оболочка, гондола сделана закрытой) получил индекс «СССР-В4». Сгорел 10 августа 1934 года от удара молнии в деревянный эллинг, где он хранился в разобранном виде в ящиках. При этом пожаре также сгорел готовый к испытаниям «СССР-В7» и хранящийся в разобранном виде СССР-В5.
Дирижабль "Комсомольская правда" (1930)
Первый пробный полет дирижабля "Комсомольская правда" 29 августа 1930 года.
Дирижабль СССР-В2 "Смольный"(ок.1932)
Сборка дирижабля СССР-В2 происходила в эллинге на Волковом поле г.Ленинград. Позднее дирижабль передали в Дирижаблестрой.
Старший бортмеханик Новиков К.П. в гондоле дирижабля СССР-В2 перед полетом.
6 сентября 1935 года на аэродроме в Сталино (Донбасс) налетевшим шквалом дирижабль был сорван со своей бивачной стоянки. При этом 60 штопорных якорей, удерживающих его, были вырваны из земли.
Ухватившемуся за тросы командиру дирижабля Н.С. Гудованцеву удалось на высоте 120 м добраться до гондолы, в которой находились еще 4 члена экипажа и 11 экскурсантов - пионеров. На высоте 800 м были запущены двигатели. Переждав неблагоприятные метеоусловия в воздухе, дирижабль через 5 часов 45 минут после срыва благополучно вернулся на базу. За этот поступок Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.
Авария дирижабля СССР-В2 (1933)
Вынужденная посадка дирижабля СССР-В2 из-за отказа моторов "Титан" близ Мышкино, Новгородский район. Дирижабль был разобран в 1939 году при консервации дирижаблестроения в СССР.
Дирижабль СССР-В3 Красная звезда (ок.1932)
Дирижабль СССР-В3 "Красная звезда" был собран в Ленинграде (гондола была изготовлена на "Дирижаблестрое", оболочка - на заводе "Каучук"). На СССР-В3 летал радистом Эрнст Кренкель (был радистом в составе Папанинской экспедиции, при попытке спасения которой погиб СССР-В6).
Дирижабль СССР-В3 Красная звезда (1933)
В конце 1936 года дирижабль СССР-В3 был снят с эксплуатации.
Вывод из эллинга дирижабля СССР-В4 "Комсомольская правда" (1933)
Дирижабль "Комсомольская правда" в 1932 году был модернизирован "Дирижаблестроем" (заменена оболочка, гондолу сделали закрытой) и получил индекс СССР-В4.
Дирижабль СССР-В4 "Комсомольская правда" (1933)
Дирижабль СССР-В4 "Комсомольская правда" на аэродроме "Дирижаблестроя".
Учебный дирижабль СССР-В4 "Комсомольская правда" на аэродроме "Дирижаблестроя".
Гондола дирижабля СССР-В4 "Комсомольская правда" (ок.1933)
Дирижабль сгорел 10 августа 1934 года от удара молнии в деревянный эллинг, где он хранился в разобранном виде в ящиках. При этом пожаре также сгорел готовый к испытаниям СССР-В7 и хранящийся в разобранном виде СССР-В5. По другим данным, эллинг сгорел из-за нарушения техники пожарной безопасности, а списали все на молнию (гроза в это самое время действительно была).
Дирижабль СССР-В5 (1933)
Сборка первого дирижабля полужесткой конструкции СССР-В5 производилась по проекту и под руководством Умберто Нобиле. Первый полет дирижабль совершил 27 апреля 1933 года.
Дирижабль СССР-В5 (1934)
Оболочка была плохого качества, терялось много водорода, поэтому дирижабль был в скором времени разобран. Пока собирались изготовить новую оболочку, части дирижабля были положены на хранение в деревянный эллинг.
Дирижабль СССР-В5 (1934)
Дирижабль сгорел 10 августа 1934 года от удара молнии в деревянный эллинг, где он хранился в разобранном виде в ящиках. При этом пожаре также сгорел готовый к испытаниям СССР-В7 и хранившийся в разобранном виде СССР-В4.
Дирижабль СССР-В6 "Осоавиахим" (1935)
Дирижабль СССР-В6 "Осоавиахим" - сокращение расшифровывается как "Общество Содействия Авиационной и Химической промышленности". Первый полет дирижабль совершил 5 ноября 1934 года под командованием Умберто Нобиле.
Дирижабль СССР-В6 "Осоавиахим" в полете.Объем дирижабля 18500 куб.м., длина 105 м, грузоподъемность 8500 кг, скорость до 115 км/ч.
Дирижабль СССР-В6 "Осоавиахим" (08.09.1937)
Дирижабль СССР-В6 "Осоавиахим" на старте. Предполагалось открыть первую коммерческую дирижабельную линию Москва-Свердловск.
Дирижабль СССР-В6 "Осоавиахим" (104.10.1937)
Встреча дирижабля СССР-В6 после рекордного полета. Дирижабль стартовал 29 сентября 1937 года из Долгопрудной и приземлился здесь же через 130 час. 27 мин. 4 октября 1937 года, установив мировой рекорд длительности беспосадочного перелета.
Небло-гора, в которую врезался и сгорел дирижабль СССР-В6 5 февраля 1938
5 февраля 1938 года в 16ч. 45мин. в пробный полет из Москвы в Мурманск под командованием Н.С. Гудованцева вылетел дирижабль СССР-В6 для проверки материальной части в условиях заполярного рейса. В случае положительных результатов предполагалось направить этот дирижабль из Мурманска в Гренландское море для снятия с дрейфующей льдины советской экспедиции И.Д. Папанина. Метеоусловия полета были крайне неблагоприятны (низкая облачность, снегопад, порывистый ветер).
6 февраля в 18ч. 40мин, выполняя полет на высоте 450 метров в сплошной облачности, дирижабль в районе станции Белое море у города Кандалакша (Карелия) врезался в гору и потерпел катастрофу, при которой из 19 человек экипажа 13 погибли, 3 ранены и 3 невредимы.
Дирижабль СССР-В7бис "Челюскинец" (1935)
Оболочка дирижабля СССР-В7бис "Челюскинец" в эллинге "Дирижаблестроя". В углублении "брюха" дирижабля устанавливается металлический киль для укрепления конструкции и недопущения "складывания" оболочки пополам при нагрузках (полужесткая конструкция).
Готовый к испытаниям дирижабль СССР-В7 сгорел 10 августа 1934 года от удара молнии в деревянный эллинг. При этом пожаре также сгорели хранившиеся в разобранном виде СССР-В4 и СССР-В5. После пожара дирижабль был построен заново под индексом СССР-В7бис.
Посадка дирижабля СССР-В7бис "Челюскинец" на воду (озеро Велде, Ленинградская обл.).
В ночь с 23 на 24 октября 1935 года дирижабль вылетел из Гатчины в Петрозаводск. На обратный полет запаса топлива не хватило, и на расстоянии 100 км от базы двигатели остановились. В течение нескольких часов дирижабль дрейфовал к Финской границе, поэтому было принято решение о посадке. При спуске в темноте дирижабль зацепился за провода линии электропередачи, в результате чего возник пожар. Все, кто успел выпрыгнуть из гондолы, спаслись. Горящий дирижабль упал на собачий питомник НКВД (в непосредственной близости от порохового завода!), сгорело около 100 овчарок. Дирижабль был уничтожен, погиб один член экипажа. Командир корабля Устинович был осужден на 2 года, но вскоре выпущен "по вновь открывшимся обстоятельствам".
Дирижабль СССР-В8(1936)
Дирижабль СССР-В8 на аэродроме Дирижаблестроя
Дирижабль СССР-В8 пролетает над зданием Речного вокзала (1938)
Сборка дирижабля СССР-В10 (1937)
Первый полет дирижабля состоялся 14 января 1938 года
Дирижабль СССР-В10 перед взлетом (1938)
6 августа 1938 года дирижабль потерпел катастрофу в районе Бескудниково в результате разрыва оболочки. Погибли 6 человек (в т.ч. Е.М. Оппман). Катастрофа явилась следствием небрежного наземного обслуживания: перед полетом не были сняты заглушки с выпускных клапанов, в результате чего расширявшийся из-за нагрева оболочки солнцем водород не мог выходить из оболочки, и его давление достигло разрушающей величины.
Дирижабль "Победа" (1945)
Дирижабль "Победа" был построен за 6 месяцев в 1944 году. Он предназначался для транспортировки газа для аэростатов заграждения. После войны "Победа" успешно применялась для поиска невытраленных мин и затонувших судов.
Дирижабль "Победа" на стоянке в Севастополе в овраге горы Килен-балка.
Дирижабль "Победа" (ок.1945)
Дирижабли "Победа" и СССР-В12 на аэродроме ДМЗ (справа видны несколько ПО-2, выпускавшиеся в то время на заводе).
29 января 1947 года во время полета на небольшой высоте дирижабль "Победа" зацепил линию электропередачи. Путем сброса балласта удалось порвать провода, намотавшиеся на винты. Однако после этого дирижабль с неработавшими двигателями стал быстро набирать высоту. Подъем происходил настолько быстро, что пропускная способность выпускных клапанов оказалась недостаточной для поддержания расчетного давления газа в оболочке. Давление превысило предельное значение, в результате чего оболочка разрушилась. Погибли 3 человека.
Взято на
Энциклопедия Долгопрудного