Вот еще про одну экспедицию на Тибет
Тибетская экспедиция SS, или Добрый вечер, доктор ДжонсГомбожаб Цыбиков (1873 - 1930)
Весной 1898 г. С.-Петербург посетил посланец XIII Далай-ламы, бурят по происхождению и российский подданный Агван Доржиев. Целью его приезда было политическое зондирование - выяснить, могла бы Россия выступить в роли державы-покровителя Тибета, чтобы не допустить захвата последнего Великобританией с территории Британской Индии, который в то время казался неизбежным.
Приезд Доржиева в Петербург дал толчок русским экспедициям, нацеленным непосредственно на достижение Центрального Тибета и Лхасы. В 1898 г. к снаряжению такой экспедиции приступил один из спутников и учеников Пржевальского П.К. Козлов. Географическим обществом с помощью Доржиева были заготовлены подарки для Далай-ламы и членов его правительства, поскольку существовала уверенность, что Козлов со своим отрядом непременно пройдет в Лхасу. Кроме научных инструментов РГО снабдило путешественника несколькими фотоаппаратами: «Для фотографирования имелось три камеры, - сообщал Козлов в отчете, - одна стативная на 13 x 18 см и две ручных с магазинами для 12 и для 18 стекол в 6,5 x 9 см с 20 дюжинами пластинок к ним. Было взято и некоторое количество материалов для проявления и закрепления негативов на месте. Фотографическое снаряжение завершалось маленькой светонепроницаемой палаточкой из черной материи с складным красным фонарем, при свете которого заряжались и разряжались кассеты и магазины и упаковывались экспонированные пластинки»
Камера Варнерке с роликовой кассетой
Козлову, однако, не удалось пройти в Лхасу - его экспедиция была остановлена тибетцами возле границы далай-ламских владений в Восточном Тибете в октябре 1900 г. Несмотря на неудачу, Козлов смог сделать несколько десятков снимков по пути движения своего отряда, которые доставил в Петербург. Это были в основном виды Верхней Монголии, Цайдама и Кхама (Восточного Тибета). Тем временем в ноябре 1899 г. в Лхасу из Урги (совр. Улан-Батор) отправился начинающий исследователь-востоковед, только что окончивший С.-Петербургский университет Гомбожаб Цыбиков (1873 - 1930). Будучи бурятом по происхождению, Цыбиков решил совершить своё путешествие в одежде ламы- паломника, примкнув к большому монгольскому каравану, что давало надежду на осуществление его смелого замысла. Руководство РГО воспользовалось этой уникальной возможностью, снабдив путешественника ручным фотоаппаратом «Self-Worker» парижской фирмы Пипон (Pipon) с объективами-анастигматами Герца и значитель-ным количеством английских пластинок «Эмпресс» (Empress) фабрики «Ильфорд» (Ilford) размером 6 x 9 см Цыбиков достиг Лхасы в начале августа 1900 г. и уже осенью того же года начал снимать виды «запретной» столицы Тибета.
Овша Норзунов (1874 - ?)
К этому времени в Лхасе уже удалось побывать под видом буддиста-паломника еще одному российскому путешественнику - калмыку Овше Норзунову (1874 - ?). Выполняя поручение А. Доржиева - доставить Далай-ламе письмо о ходе его переговоров в Петербурге и подарки - Норзунов совершил поездку в Тибет, опять-таки через Ургу, в 1898 - 99 гг. По его возвращении в Петербург в сентябре 1899 г. Доржиев решил вновь использовать калмыка в качестве связного с Лхасой. В то же время Норзуновым определенно заинтересовалось и Географическое Общество, которому он передал записки о своем путешествии. В начале 1900 г. Норзунов получил от Общества такую же камеру, что и Цыбиков, и набор пластинок, только не английских, а французских - знаменитой фирмы братьев Люмьер. Но на этот раз путь Норзунова в Тибет лежал не через Монголию, а через Европу (Францию), где ранее побывавший Доржиев заказал парижским мастерам-литейщикам изготовить несколько сот металлических чашек для лхасских монастырей. Норзунов должен был доставить эти чашки в Лхасу и встретиться там с Доржиевым, который также собирался в Тибет.
01.Общий вид Лхасы с востока
Норзунов прибыл из Марселя в Калькутту на французском пароходе «Дюплекс» 6 марта 1900 г. (в то время как Цыбиков уже находился в Лхасе). Почти сразу же он попал под подозрение калькуттской полиции как русский шпион. После многомесячного разбирательства, учиненного англо-индийскими властями, - в течение всего этого времени Норзунов проживал в монастыре Гхум под Даржилингом и был обязан регулярно появляться в местном полицейском участке - калмык был выслан из Индии в Россию осенью того же года. Все, что ему удалось за время путешествия, это сфотографировать живописные окрестности Даржилинга.
02. Главная площадь Лхасы с резиденцией последнего царя Тибета и храма Рамоче
В самом конце 1900 г. Норзунов в третий раз отправился в Тибет - на этот раз вместе с Доржиевым и шестью другими спутниками. Путешествие до Лхасы они совершили более безопасным маршрутом - по караванной «Северной дороге», через Монголию и Западный Китай. В Лхасу Норзунов прибыл 28 февраля 1901 г. и находился там около месяца. Именно в этот короткий период он и сделал свои знаменитые снимки Лхасы. Обратно в Россию он добирался вместе с Доржиевым в составе его «чрезвычайного тибетского посольства» к русскому двору - для подписания русско-тибетского договора.
03. Гора Мар-бо-ри с дворцом Далай-ламы. Потала
Свое пребывание в Лхасе и обратный путь, проходивший через Непал, Индию и Цейлон, Норзунов подробно описал в очерке, опубликованном позднее Дж. Деникером. В нем путешественник отмечал, что фотографирование в Лхасе было сопряжено с большими трудностями и риском: ему постоянно приходилось прятаться и скрывать от окружающих свою камеру, поскольку в Тибете «было запрещено, даже буддистам, улавливать образы людей в маленький черный ящик, чтобы затем увезти их на Запад».
04. Общий вид Поталы
Особые меры предосторожности Норзунову пришлось проявить при переходе непало-индийской границы: «я поместил фотографические пластинки в маленький ящик, который я обшил снаружи материей и закрепил с помощью веревки на поясе под одеждой. Остальные фотографии я спрятал в сосуде с поджаренной тибетской мукой. Что касается моего русского паспорта, то я положил его под стельку в один из башмаков». Таким способом Норзунову удалось обмануть чрезвычайную бдительность английских таможенных чиновников.
05. Вид на дворец Далай-ламы с юга. Потала.
Со своей стороны, Цыбиков в путевом дневнике рассказывает, что ему также приходилось скрывать фотоаппарат, «чтобы не возбуждать разных толков» - он прятал его не только от тибетцев, но и от своих земляков бурят и от монголов, проживавших в Лхасе, и даже от самого Норзунова, с которым встречался несколько раз. Действительно, риск, которому добровольно подвергли себя Цыбиков и Норзунов, был велик, ибо оба они могли легко поплатиться жизнью за свои «колдовские» занятия - «улавливание людей в черный ящик». «О проклятие, скрываться! - в минуту отчаяния записал в дневнике Цыбиков. - Сегодня я просидел около одного часа за городом, для того, чтобы снять монастырь Чжан-цзая. К канаве, где я сидел, то и дело приходили за водой, а некоторые здесь мыли шерсть и др. К тому же по дороге туда и сюда проходили люди. Я сел за высокий берег канавы, откуда и сделал один лишь снимок».
06. Потала с юго-запада во время религиозного праздника «Цог-чод»
В отличие от О. Норзунова Г. Цыбиков пробыл в Лхасе и Тибете вообще более года (с августа 1900 по сентябрь 1901) и потому сделал гораздо больше снимков (предположительно, не менее ста). Однако первыми в Петербург поступили именно фотографии (вернее, стеклянные негативы) Норзунова. Произошло это, вероятно, в июне - июле 1901 г., во время посещения Петербурга тибетским посольством А. Доржиева.
07. Вид на Поталу с востока.
В том же году одна из его фотографий с видом далай-ламского дворца Поталы на горе Марбори была опубликована Дж. Деникером в октябрьском номере парижского жур-нала «География» (Мы не знаем, каким образом Норзунов переслал её в Париж и было ли им получено согласие РГО на публикацию.) Два месяца спустя (в декабре 1901) на страницах лондонского «Географического журнала» появился аналогичный снимок Поталы - сделан он был задолго до Норзунова «членом непальской дружественной миссии», направлявшейся к Пекинскому двору, как об этом свидетельствовала подпись под ним (Th. Holdich, Lhasa // The Geographical Journal, vol. XVIII, December 1901, p. 602). По-этому, говоря о Цыбикове и Норзунове как первых фотографах Лхасы мы должны сделать оговорку, упомянув эту фотографию из английских источников, что, впрочем, ни чуть не умаляет их заслуг. После публикации Деникера о фотографиях Норзунова не было слышно почти два года.
08. К северо-востоку от зимнего дворца далай-ламы в Потале
Тем временем, в мае 1902 г. из своего путешествия вернулся Цыбиков, доставивший в Петербург помимо фотографий огромную коллекцию тибетских книг-ксиллографов. Прошел еще год прежде, чем Цыбиков обнародовал результаты своего «научного паломничества» в Тибет: 7 (20) мая 1903 г. он (в то время лектор монгольского языка в Восточном институте во Владивостоке) прочитал в помещении РГО лекцию «О Центральном Тибете», которую сопроводил демонстрацией 32 диапозитивов, сделанных с его фотографий. Эта лекция и показ «видов» Тибета и Лхасы произвели настоящую сенсацию в научном мире.
09. Вид на Поталу с северо-запада
Здесь надо отметить, что Тибет к тому времени уже привлекал к себе пристальное внимание не только ученых, но и политиков по причине обострившегося англо-русского соперничества в Азии. Пройдет лишь чуть более месяца и вице-король Индии лорд Керзон распорядится о посылке английской торгово-дипломатической миссии в Тибет под началом Френсиса Янгхазбенда, которая вскоре превратится в полномасштабную военную экспедицию. Таким образом, произошло насильственное «открытие» Тибета Западом. В ходе экспедиции Янгхазбенда её участниками было сделано множество фотографий Лхасы, в результате чего священный город в значительной степени утратил свой ореол таинственности. Многие из снимков были опубликованы в книге Остина Уод-дэлла «Лхаса и её тайны» (L.A. Waddell. Lhasa and its Mysteries. London, 1906).
10. Процессия на одной из лхасских улиц во время праздника «Цог-чод» (Малого Монлама)
Источником большинства новых фотографий, опубликованных в этих западных журналах, насколько можно судить, был изданный РГО в конце 1903 г. альбом, включав-ший в себя 50 фотографий Норзунова и Цыбикова (соответственно 29 и 21). Альбом пред-ставлял собой картонную коробку с вложенными в неё фотографиями, каждая из которых (размером 18 x 24 см) была наклеена на картонный лист, имевший порядковый номер. К альбому прилагался список фотографий: «Виды Центрального Тибета», с их названиями и подробными объяснениями (на 4-х стр. большого формата).
11. Монастырь Тенге Линг
Издание это предназначалось главным образом в качестве подарка РГО старейшим и наиболее уважаемым географическим обществам Старого и Нового света, и именно из такого альбома, подаренного Национальному географическому обществу США в Вашингтоне, очевидно, и был воспроизведен ряд новых фотографий американскими журналами. Известно также, что летом 1905 г. во время пребывания XIII Далай-ламы в Урге Цыбиков лично поднес первосвященнику альбом РГО, чем доставил ему большое удовольствие.
12. Древний дворец тибетских царей Гадан-Кансар
В заключение необходимо сказать несколько слов о самих фотографиях. Нельзя не обратить внимания на почти полное отсутствие на них людей, что делает их несколько статичными и безжизненными, но мы должны помнить о тех особых условиях, в которых были сделаны эти снимки. Немногие исключения - это процессия на одной из лхасских улиц во время праздника «Цог-чод» (Малого Монлама), группа людей перед главными городскими воротами «Бар-чоден» и тибетские женщины в праздничных нарядах (все эти фотографии были сняты Цыбиковым). На снимках обоих фотографов в основном присутствуют наиболее известные памятники архитектуры - зимний и летний дворцы Далай-ламы (Потала и Норбулингка), дворец тибетских царей Гадан-Кансар, знаменитый черепичный «Бирюзовый мост» Ютог-сампа и т. д., а также виды главных тибетских монастырей - в Лхасе и в других местах Центрального Тибета. Эти фотографии представляют сегодня большой исторический интерес, запечатлев Лхасу и Тибет, такими, какими их видели буддийские паломники в начале ХХ века, в период фактически независимого существования тибетского государства. Для нас они особенно ценны по той причине, что многие постройки не сохранились до наших дней, будучи разрушенными или перестроенными во время тибетско-китайской войны (в 1912 г.), в годы «культурной революции» в КНР (1960-е - 1970-е гг.) и в последующий период социалистической реконструкции Тибета.
13. «Бирюзовый мост» Ютог-сампа.Это каменный мост с боковыми стенками 2 метров толщиной.
14. Группа людей перед главными городскими воротами «Бар-чоден» в Лхасе.
15. Гора Чакпо. Там находился единственный институт в Тибете, где изучение буддизма совмещалось с изучением медицины
16. Гора Чакпо. Здания, где жили студенты
17. Монастырь Кунде Линг
18. Уникальный парк Норбулингк, расположенный к западу от Лхасы
19. Место пребывания амбаня, китайского наместника в Лхасе
20. Китайский гарнизон форта
21. Вид на монастырь Сера с юга
22. Вид на монастырь Сера с востока
23. Скит Чурпа Чок с юго-востока
24 .Общий вид Чурпа Чок
25. Скит Киучанг
26 .Жертвенный камень неподалеку от монастыря Пабонка
27. Вид на монастырь Дрепунг
28. Вид на монастырь Дрепунг с юго-востока
29. Монастырь Нечунг, дом Пехара и государственного оракула
30. Пирамида неподалеку от Дрепунга по дороге на Лхасу
31. Река Чу Чжи в Лхасе
32. Чу Чжи в Лхасе
33. Руины крепости Гонгар Дзон
34. Вид на озеро Ямдрок Цо с юго-запада
35.Общий вид монастыря Гуан Че
36. Кумбум чортен или Ступа Гуан Че
37. Общий вид монастыря Ташилхунпо с юга
38. Гробница четвертого Панчен-ламы в Ташилхунпо
39. Драк Йерпа, комплекс пещер медитации
40. Руины Дечен Дзонг
41. Монастырь Гандан, место Гелугпы
42. Каменный алтарь, где хранится шапка Цонкапы
43. Общий вид монастыря Самье
44. Монастырь Самье
45. Собор в монастыре Самье
46. Вид на монастырь Цзе-Танг
47. Тибетская крепость в долине
48. Две тибетские женщины, несущие корзины
49. Семь тибетских женщин, идущих по дороге.
50. Пахота поля на яках
Бонус
Дворец Потала в Лхасе