История знает очень много примеров, когда разные люди почти одновременно изобретают одни и те же вещи. Но история любит победителей-одиночек, а тех, кто опоздал хоть на минуту - она часто забывает.
В одной французской деревушке жил садовник, пользовавшийся у своих односельчан особым немного тщеславен, или же просто предвосхищал грядущие тренды, но очень часто господин Байярд за несколько недель до сбора урожая клеил на свои персики, вырезанные из бумаги инициалы. На собранных плодах после снятия наклейки оставался фирменный знак, отпечатанный экологически чистыми солнечными чернилами. Этот нехитрый трюк, как считают некоторые историки фотографии, сыграл важную роль в жизни его сына, Ипполита Байярда.
1838
Переехав в столицу, Ипполит попал в прогрессивное интеллектуальное окружение: его друзьями девятнадцатого века были заражены бациллой фотографии, вернее, находились в нетерпеливом предвкушении ее изобретения.
Имея некоторый опыт сетописи на персиках, а, скорее, подначиваемый генами отцовского честолюбия, Ипполит начинает собственные эксперименты со светочувствительными материалами. Уже в марте 1839 года ему удается получить устойчивое изображение с помощь камеры-обскуры по оригинальному позитивному процессу. Записи в лабораторном журнале, датируемые июнем, рассказывают о снимках статуй и пейзажах, экспонирование которых длилось не больше получаса.
Можно представить отчаяние и ярость Байярда, когда в августе того же года он услышал о публичном представлении дагерротипии и, больше того, о намерениях французского правительства выкупить патент на данную технологию. В феврале сорокового года он писал: "Я отлагал представление своего процесса лишь потому, что хотел его максимально усовершенствовать.. больше я не могу временить, дабы никто не присвоил мое изобретение и не стал на нем зарабатывать деньги"
Автопортрет в саду
Однако, все эти заявления оставались без внимания - люди говорили только о Дагерре и его изобретении. Технология Байярда ни в чем не проигрывала дагерротипу, а во многом и была лучше. Во-первых, она была дешевле, так как носителем выступала обработанная иодидом серебра бумага. Во-вторых, она была мобильнее: пачку обработанной бумаги и пару пузырьков с реактивами (иодистый калий и гипосульфат натрия) можно было легко взять с собой в путешествие, в то время как для производства дагерротипа требовались металлические пластины, ртуть и чистый галлоген.
Да, изобретение Байярда не могло тягаться с дагерротипами в отношении детализации и долговечности, однако, наверняка нашлись бы люди, для которых эти качества не были критичными. Тем не менее, у обеих технологий была общая черта, которая их обрекала на скорое исчезновение: они были способны производить только единичный отпечаток. Поэтому изобретение Байярда имело значение в большей степени для истории фотографии, нежели для ее прогресса
Ипполит Байард конечно был расстроен, он даже сделал вот этот автопортрет:
С надписью под ним: «Человек, который изображен на этом фото - Ипполит Бойард, изобретателю фотографии. Этот человек три года работал не покладая рук, чтобы найти способ сохранять светопись, но французское правительство больше полюбила господина Дагера, а про Бойарда и не вспомнило. Тело утопленника провело в морге более трех дней, но за ним так никто не пришел».
Конечно, Ипполит не утонул, и эта фотография - высшая степень сарказма над ситуацией. Бойард вошел в историю в другой номинации - он первый человек, который сделал фотовыставку. В июне 1839 года он выставил около трех десятков снимков.
Умер изобретатель и фотограф в 1887 году и оставил значительный след в истории фотографии, но не как однозначный ее изобретатель.
Париж, Монмартр , 1842
текст via
PEN PRACTICA