Палестинские беспорядки конца 20-х - 30-х годов. Часть 1 Погром в Хевроне и арабские мятежи в Иеруса

Apr 02, 2012 23:12

Тут в соседнем сообществе пару дней назад выложили про Накбу. Имеют право. Ну и я выложу тоже пару-тройку постов на сходную тему. Чтобы не докучать тем, кому все это неинтересно, выкладывать буду раз в неделю.
Палестинские беспорядки 1929 года, События 1929 года, Восстание Западной Стены, Восстание Бурак (ивр. מאורעות תרפ"ט араб. ثورة البراق) - серия беспорядков и демонстраций в конце августа 1929 года в Палестине, возникших в результате конфликта из-за доступа к Стене плача в Иерусалиме, и приведших к жестоким столкновениям между арабским и еврейским населением.
Толпа мужчин возле убитых ягнят. Мусульманский праздник. 1928



С 1882 года с началом сионистского движения, усиливается иммиграция евреев в Палестину, называвших свой переезд в Палестину «алиёй». В результате, к концу 1939 года доля евреев в население Палестины увеличилась с четырех до тридцати процентов. Масштабы еврейской иммиграции возросли в конце 20-х и начале 30-х годов в связи с усилением позиций нацистов в Германии: более четверти евреев, приехавших в Палестину в это время, прибыли из Германии.
Евреи из разных стран Европы через порт Яффо прибывают в Палестину. 1929


В 1920-е - 30-e годы усилилась скупка евреями крупных участков земли у богатых арабских землевладельцев, проживавших, как правило, за пределами Палестины. Поскольку в соответствии с принципом «Еврейского труда» (ивр. עבודה עברית‎ - авода иврит), евреи стремились сами обрабатывать землю, а все растущее число еврейских иммигрантов необходимо было обеспечить работой, многие арабы неизбежно лишились занятости, среди них была высока безработица.
Концерт британского духового оркестра в саду Цитадели Иерусалима. Евреи и арабы стоят бок о бок 1929


После установления британского мандата в Палестине, резко выросло число еврейских жителей страны и количество молящихся у Западной Стены (Стена Плача) в Иерусалиме. В сентябре 1928 года во время праздника Йом Кипур у Стены плача евреи установили стулья для удобства молящихся, а также загородки между мужским и женским отделением. Арабские лидеры заявили, что это является нарушением существовавшего со времен оттоманских властей статуса-кво, который запрещал евреям какое-либо строительство в этом районе.
Еврейские ортодоксы молятся у Стены Плача в Иерусалиме.1929


Британские мандатные власти потребовали у молящихся устранения спорных загородок и стульев. Затем к стене были посланы полицейские, и перегородки были уничтожены.
После этого инцидента Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни начал распространение информации среди арабов Палестины и всего арабского мира, в которой утверждал, что евреи собираются захватить мечеть Аль-Акса.
Его Высокопреосвященство Великий муфтий Иерусалима. Хадж Амин эль-Эффенди-Хусейни


После этого еврейские молящиеся у Западной Стены стали подвергаться избиениям и забрасыванию камнями.
Стена плача заброшена и огорожена во время беспорядков 1929


15 августа 1929 года, во время еврейского поста Теша бе-Ав, (установленном в память о разрушении первого и второго Иерусалимских Храмов), несколько сотен членов молодежного сионистского движения Бейтар, организовали шествие к Западной Стене. Собравшиеся у Стены скандировали «Стена наша!», Они подняли еврейский национальный флаг и пели Атикву, национальный гимн. Власти были уведомлены о марше заранее и обеспечили сопровождение полицией чтобы предотвратить любые инциденты.
Молящиеся у Стены Плача. 1929


День спустя, в пятницу, 16 августа арабские лидеры Высшего мусульманского совета организовали контрдемонстрацию в мечети Аль-Акса. После проповеди об угрозе исламским святыням, арабские демонстранты, вышли к Стене плача и там начали избивать евреев, жечь свитки Торы и молитвенники. Вечером того же дня в городе был убит еврейский подросток.
В последующие дни погромы распространились и на другие города.
Британские войска патрулируют дороги. Открытый грузовик с солдатами


В следующую пятницу, 23 августа, тысячи арабов из окрестных деревень устремились в Иерусалим на молитву на Храмовой горе. Среди мусульман Иерусалима разнёсся слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим были убиты двое арабов. После проповеди, прочитанной муфтием Иерусалима, будущим союзником Гитлера Амином аль-Хусейни, вооруженная ножами и палками арабская толпа вышла из Шхемских Ворот старого города и устремилась в населенные евреями кварталы.
19 евреев были убиты, многие синагоги разграблены.
Еврейские семьи бегут с пожитками из Старого города через Яффские ворота в Иерусалиме


Британская администрация не была готова к подобным событиям и вначале практически не оказывала сопротивления беспорядкам. Это было связано и с тем, что наибольшую часть из 15 000 полицейских в подмандатной Палестине составляли арабы. По другим данным полицейские силы в Палестине в то время составляли всего 292 человека, а силы армии не более 100 человек.
HMS Бархам прибыл в Хайфу. Август 1929


Британские морские пехотинцы у железнодорожной станции в Хайфе


В день начала беспорядков британцы перебросили 50 солдат по воздуху из Египта, а на следующий день 600 солдат прибыло оттуда же поездом.
Кресты на христианских домах. Помечено, чтобы не путать христиан с евреями Иерусалима


По требованию властей, лидеры палестинских арабов включая муфтия аль-Хуссейни и мэра Иерусалима Рариба Нашашиби издали воззвание призывавшее население «избегать кровопролития» и вооружиться «милосердием, мудростью и терпением». В обращение говорилось, что руководство «прилагает все усилия что бы… реализовать ваши национальные чаяния мирными методами»
Британские войска у Дамасских ворот. Одна створка ворот открыта, другая заблокирована охранниками


Еврейский погром в Хевроне прошел 24 августа 1929 года в ходе арабских волнений 1929 года в мандатной Палестине. В результате погрома 67 евреев, проживавших в Хевроне, были убиты, а остальные изгнаны или бежали из города.
Еврейская община в Хевроне существовала с библейских времен. К началу двадцатого века Хеврон в значительной степени утратил свое значение регионального центра, и еврейская община, хотя и не исчезла совсем, сократилась примерно до семисот человек. Она восстанавливается после Первой мировой войны, в первые годы британского мандата в Палестине, но евреи по-прежнему составляют лишь небольшую часть населения города (в 1922 году - 430 человек при общем населении 16 тысяч, к 1929 году - 700 человек при общем населении 18 тысяч). Община, состоявшая в основном из сефардских евреев, относительно мирно уживалась с соседями-мусульманами. Отношения между арабским населением и студентами ашкеназской ешивы «Слободка», основанной в 1925 году, были более напряженными, и арабы относились к ним, как к «сионистам»
15 августа 1929 года, в день иудейского поста Девятого Ава в ознаменование годовщины разрушения еврейских храмов, молодежные группы движения «Бейтар» провели демонстрацию в защиту права евреев молиться у Стены плача. В ходе мусульманской демонстрации на следующий день участники, организованные Высшим мусульманским советом, прошли по узкой улице вдоль Стены плача и уничтожили еврейские молитвенные принадлежности, найденные рядом с ней. Ещё через день арабами был убит еврейский подросток. По Иерусалиму поползли слухи: в еврейской общине о готовящемся погроме, а в мусульманской о готовящемся осквернении евреями Храмовой горы. Арабская пресса, ведущая погромную агитацию уже длительное время, в эти дни ее заметно усилила.
Арабские погромщики в Хевроне. 1929 год


Похороны еврейского мальчика вылились в очередную демонстрацию, а в пятницу 23 августа среди мусульман Иерусалима разнесся слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим убиты двое арабов (арабский историк Джордж Антониус приводит имена: Ханна Каркар и Халил аль-Дауди). На улицы Иерусалима вышли толпы арабов, многие из которых были вооружены. К проповедникам, призывающим к сдержанности, никто не желал прислушиваться, и толпа двинулась на еврейский квартал. Ценой жизни 13 евреев нападение было отбито, но аналогичные атаки также начались в других городах: Яффе, Цфате и Хайфе.
Сцены разрушений в еврейском квартале Хеврона после арабских беспорядков 1929 года.


Уже 20 августа, после первых мусульманских выступлений в Иерусалиме, представители «Хаганы» обратились к руководству еврейской общины в Хевроне с предложением эвакуировать хевронских евреев или предоставить им защиту. Однако лидеры общины, верившие в хорошие отношения с арабской знатью и ее способность защитить их самостоятельно, от этой помощи отказались.
Ближе к вечеру 23 августа Реймонд Кафферата, командовавший немногочисленными полицейскими силами в Хевроне, состоявшими почти полностью из арабов узнав о погроме в Иерусалиме, попытался предотвратить аналогичные события в Хевроне. Он выставил полицейские пикеты и обратился к арабской толпе, собравшейся на автобусной станции, в попытке разрядить обстановку. В это же время к нему обратился за помощью главный городской раввин Яков Слоним, которого закидали на улице камнями. Кафферата приказал ему и другим евреям не выходить из дома. В тот же вечер сын Слонима, банкир и член городской управы Элиэзер Дан Слоним-Двек предложил всем желающим евреям укрыться у него в доме, и многие ашкеназские жители города приняли это приглашение.
Синагога в Хевроне осквернена арабскими погромщиками. Мебель сломана, пол усеян рваными священными книгами


Ближе к вечеру толпа атаковала здание ешивы «Слободка»; в результате нападения был убит учащийся Шмуэль Розенгольц. Через несколько часов делегация арабских старейшин сообщила Кафферате о том, что муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни требует от них действий против евреев. Кафферата просил их проследить за порядком в их деревнях.
Еврейский дом разграблен арабскими погромщиками в Хевроне. Окровавленный пол завален книгами


В восемь часов утра в субботу толпа, вооруженная кольями, ножами, вилами и топорами (основу, которой, по свидетельству очевидца, составляли погромщики, прибывшие из Иерусалима), вышла на улицы Хеврона.
Еврейский дом разграблен арабскими погромщиками в Хевроне. Весь этаж разгромлен.


Двое еврейских юношей были убиты почти сразу. Попытка полиции, вооруженной дубинками, остановить погром была неудачной, и толпа двинулась на еврейский квартал. Мятежники предложили Слониму сделку: жизни евреев-сефардов будут сохранены, если ашкеназов выдадут на расправу арабам. Раввин отверг это предложение и был убит на месте. Он стал одним из 67 евреев, убитых в ходе погрома. Ещё 53 хевронских еврея были ранены.
Раввин Слоним, убитый погромщиками и члены его семьи


Евреи также укрывались в здании британской полиции, которое провело в осаде три дня. Через два часа после начала погрома толпа была разогнана полицией, уже вооружившейся огнестрельным оружием, но евреям не разрешали покидать здание полиции, чтобы «не возбуждать страсти»
Мальчик из еврейской общины Хеврона, спасенный британскими полицейскими


В ходе мятежа в августе 1929 года погибли 135 евреев и еще около трехсот были ранены; десятки арабов были убиты британскими войсками и полицией при подавлении мятежа, в том числе и в Хевроне. После подавления беспорядков британские власти приняли решение эвакуировать еврейское население Хеврона и Газы. Некоторое количество евреев впоследствии вернулось в Хеврон, но их вновь эвакуировали, когда началось арабское восстание 1936-1939 годов.
Эвакуация еврейского населения Хеврона. 1929


Жертвы хевронских погромщиков.1929














Елханан Зелиг Роха, студент ешивы, потерял руку во время Хевронского погрома


Студенты из Хевронской ешивы. Все они, кроме одного были убиты во время погрома.


Погром в Цфате был продолжением арабских беспорядков, начавшихся в Иерусалиме 16 августа. Житель Цфата Давид Коэн во время погрома находился за пределами города и смог вернуться туда только двумя днями позже. Он считает, что первым прибыл в город извне после погрома. Коэн вспоминает об официальном заявлении англичан, в котором говорилось о том, что «беспорядки» начались 29 августа в 6:15 и что после прибытия армейских подразделений в 8:35 был незамедлительно восстановлен порядок. В сообщении говорилось о нескольких жертвах и многих подожженных домах, но при этом утверждалось, что еврейские жители эвакуированы в безопасное место и что в городе наступило спокойствие. Тем временем, по стране продолжали циркулировать слухи, что погром в Цфате продолжается, но британская администрация хранила молчание. Двумя днями позже Хакоэну удалось пробраться в город, где он ознакомился с ужасными подробностями.
Хакоэн свидетельствует: «Внутри домов я увидел изувеченные и сожженные тела жертв расправы, обгорелое тело женщины, привязанное к решетке окна. Арабы зверски убили школьного учителя Априата вместе с его женой и матерью, адвоката Толедано они разрезали на части своими ножами. Ворвавшись в приют для сирот, они разбивали детям головы и обрубали им руки. Я лично видел эти жертвы…».
По другим свидетельствам «погромщики доходили до откровенного садизма, по-мясницки расправляясь со своими жертвами. Так, одной пожилой женщине они вспороли живот и засунули туда кошку. Ребенок и молодая женщина, которая должна была на следующий день выйти замуж, были хладнокровно застрелены арабами-полицейскими, когда пытались спрятаться от погромщиков во дворе полицейского отделения. По иронии судьбы, именно эти констебли, служившие в британских частях, должны были отвечать за безопасность местных евреев…»
Еврейский квартал Цфата после погрома. 1929


Погромы 1929 года изменили отношение евреев к арабам.
Артур Руппин, помогавший созданию группы сторонников двунационального государств «Брит шалом» вышел из ее состава, поскольку перестал верить в возможность мирного сосуществования арабов и евреев в одном государстве.
Писатель Шай Агнон, чей дом в Тальпиоте (Иерусалим) был разграблен во время погромов, написал в те дни: «Я не ненавижу их арабов, и я не люблю их, я просто не могу видеть их лица. По моему скромному мнению, мы должны сейчас создать большое гетто в Палестине для полумиллиона евреев, потому что, если мы этого не сделаем, мы (не дай Б-г) все пропадем»
Маленькая еврейская община города Газа укрылась в одной из гостиниц города, где сдерживала натиск арабской толпы. В конце концов, еврейская община города была эвакуирована британскими властями. Еврейскому населению было отказано в возвращении в город после окончания погрома. Маленькие еврейские общины Шхема, Рамаллы, Дженина и Акко были эвакуированы британскими властями. В Тель-Авиве и Хайфе еврейские движения Хагана и молодежный Бейтар сумели отразить натиск арабских погромщиков.
Британские бронемашины во время арабских беспорядков


Всего в ходе беспорядков было убито около 133 еврея и 116 арабов. 195 арабов и 34 еврея были приговорены судом за различные преступления, связанные с беспорядками. Смертные приговоры были вынесены 17 арабам и 2 евреям, но они были заменены на длительные сроки тюремного заключения, за исключением 3 арабов, которые были повешены. Большие коллективные штрафы были наложены на 25 арабских деревень и городских кварталов.
Главными жертвами погромов стали не представители светской сионистской молодежи, которая организовала эффективную самооборону, а маленькие крайне религиозные еврейские общины Хеврона, Цфата, Иерусалима, Газы и других городов, веками жившие бок о бок с арабскими соседями, мирно молившиеся около своих святых мест и никогда не бравших в руки оружие. Более того, ультраортодоксальные евреи негативно относились к светским сионистам, считая их отступниками от веры.
В 1929 году в Нью-Йорке провели большую демонстрацию против погромов в Палестине


Британская комиссия по расследованию под руководством сэра Уолтера Шау собрала свидетельства обеих сторон.
Арабские делегации в Лондоне. Протест делегация декабря 1929


В первом ряду, второй слева направо муфтий Палестины Хадж Амин Хуссейни. Арабская делегация в Лондоне


В дальнейшем в Палестине также действовала комиссия под руководством сэра Хоупа Симпсона, опубликовавшая свой отчет в 1930 году.
Комиссия по расследованию


Основные выводы и рекомендации комиссий были следующими.
Выводы
Мандатные власти не виновны в возникновении беспорядков - наоборот, власти предприняли большие усилия для примирения сторон.
Британские войска охраняют Яффские ворота


Хотя именно арабы начали беспорядки, истинной причиной напряженности является еврейская репатриация и приобретение евреями земель.
Обыск возле Яффских ворот. август 1929


Покупка евреями земель привела к изгнанию с них арабских крестьян; существует опасность возникновения класса «безземельных» арабов. Резко возросла стоимость земли. Еврейский Национальный Фонд, который приобрел значительные земельные площади, не допускает арабов к аренде этих земель и даже к работе на них.
Демонстрация военной силы в Иерусалиме. Войска в полном походном облачении маршируют по улицам авг. 1929


Растет безработица среди арабских рабочих и ремесленников, так как значительная часть еврейских предприятий принципиально отказывается их нанимать.
Рекомендации
Ограничить еврейскую иммиграцию.
Прекратить практику покупки арабской земли евреями.
Уничтоженное арабами еврейское поселение. 1929


Создать палестинский законодательный орган с арабским большинством.
Увеличить количество мандатных вооруженных сил.
Ограничить полномочия Сионистской организации.
Похороны жертв арабских погромщиков в Тель-Авиве








Погромы положили конец существованию ряда еврейских поселений и общин (Газа, Хеврон, Шхем, Рамалла, Дженин).
Организация национальной самообороны «Хагана» пережила тяжелое потрясение. Со временем в ней произошел раскол, приведший к созданию «Хаганы Б» («Эцель»), занявшей более решительную позицию в арабо-израильском конфликте.
Личное примечание
То, что коллективный автор ссылается на «еврейскую эмиграцию» как на причину погромов не объясняет погромов происходивших в Цфате за сто лет до пробуждения «арабского самосознания». Позабытый даже историками погром в Цфате произошел в 1834 году, когда сионизм не существовал даже в виде идеи, а массовой еврейской эмиграции не было.
Погром начался 15 июня 1834 года, на следующий день после еврейского праздника Шавуот, когда члены местной арабской общины атаковали еврейский квартал Цфата. Имущество, как принято, было разграблено, а еврейские дома, предприятия и синагоги были сожжены дотла. Еврейские женщины были подвергнуты пыткам и изнасилованию. Многие евреи были убиты или искалечены. Точное число жертв остается неизвестным, но свидетельства очевидцев описал ужасные сцены убийств и пыток. Насилие продолжалось в течение месяца, заставив еврейскую общину бежать из города и искать убежище в близлежащих горах.
Беспорядки были подавлены войсками ливанских друзов под командованием Ибрагим-паши после вмешательства иностранных консулов. Зачинщики были арестованы вместе с губернатором города и позже казнены в Акко. Когда погром закончился, большая часть еврейской общины города остались без крова, имущества и в полной нищете.



Израиль, Англия, история, фото

Previous post Next post
Up