Американские экспедиции на Аляску и северные российские территории в 1885-1892 . Часть 1 Американские экспедиции на Аляску и северные российские территории в 1885-1892 . Часть 2 Американские экспедиции на Аляску и северные российские территории в 1885-1892 . Часть 3Сибирская женщина с ребенком
Синявин пролив - пролив в сев-зап. части Берингова моря, в Чукотской земле, между о-вами Аракамчеченом и Иттыграном.
Вид Синявина пролива, 12 июля 1885
Мыс Дежнёва - крайняя восточная точка Чукотского полуострова и, соответственно, крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии.
Северная сторона Восточного Мыса
До 1879 года мыс Дежнёва назывался мысом Восточным. В 1879 году назван шведским полярным исследователем А. Э. Норденшельдом в честь Семёна Ивановича Дежнёва - выдающегося русского морехода и исследователя Северной и Восточной Сибири.Основав Нижнеколымский острог,сборщиком ясака в 1647 г. он вступил в экспедицию приказчика Ф.Попова (Алексеева), направлявшуюся из острога на восток. Экспедиции пришлось выдержать тяжелые испытания, погибли два коча и еще два пропали, попав в бурю у мыса Шелагский.Дежнев с остальными судами продолжил плавание и к началу сентября вышел, обогнув Чукотский п-в с севера, в пролив между Азией и Америкой.
Деревня на Восточном мысе
На берегу «Большого Чукотского Носа» (позже наименован мысом Дежнева) путешественники сделали остановку, во время которой побывали у эскимосов на островах пролива. Впервые в истории пройдя по этому проливу и фактически открыв его, С. И. Дежнев решил важную географическую задачу. Появилось доказательство того, что Америка - самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири. Однако из-за отсутствия сведений об этом открытии в европейских странах (материалы походов Дежнева остались в Якутском остроге) приоритет первооткрывателя достался В. И. Берингу, чьим именем и стал называться пролив.
Дома аборигенов на Восточном мысе
На мысе Дежнёва расположены населённый пункт Уэлен; маяк-памятник С. И. Дежнёву; историко-культурный комплекс Наукан, представляющий собой остатки крупного китобойного посёлка XVIII-XX веков. Посёлок Наукан был расформирован в 1958 году в рамках кампании по укрупнению и удалению их от американской границы сельских районов. Перед выселением в Наукане проживало около четырехсот человек, насчитывалось тринадцать родов. Негласно выселение происходило с 1954 года, и связано было, как предполагают, со стратегическими задачами возможного военного противостояния с США; формально оно завершилось 20 ноября 1958 года решением № 165 исполкома Чукотского районного Совета депутатов трудящихся.
Обитатели Восточного мыса
При переселении были рассеяны носители науканского диалекта эскимосского языка, будучи частично поселены вместе с чукчами, либо переселены в места с иными эскимосскими диалектами. Большинство эскимосов из Наукана были переселены в пос. Нунямо, которого теперь также не существует; в настоящее время отдельные семьи эскимосов из Наукана проживают в чукотских посёлках Уэлен, Лаврентия и Лорино, а также в эскимосских посёлках Новое Чаплино, Сиреники и Уэлькаль.
Обитательницы Восточного мыса
У Дежнёвых сопок можно увидеть моржовое лежбище, птичьи базары, иногда белых медведей, а с берега в Беринговом проливе - серых китов, касаток, моржей, тюленей (нерпа-акиба, ларга, лахтак). На мысе Дежнёва расположился историко-культурный комплекс Наукан, представляющий собой остатки крупного китобойного посёлка 18-20 веков.
Бухта Провидения - бухта в Анадырском заливе Берингова моря, у юго-восточного берега Чукотского полуострова.
Открыта русской экспедицией Курбата Иванова в 1660 году. После этого ещё 200 лет бухта оставалась безымянной. В 1848-49 годах в бухте перезимовал британский корабль «Пловер» под командованием капитана Томаса Мура. Выйдя из Плимута в январе 1848 года корабль крейсировал по Берингову морю в поисках потерянной экспедиции Франклина. 17 октября 1848 года судно Мура бросило свой якорь в безопасной гавани. В честь первой успешной зимовки в районе Берингова моря он дал название бухте - Провидение(Провидения). В 1866-1867 годах в бухте перезимовала Western Union Telegraph Expedition. Бухта являлась популярным местом встреч, зимовок и промысла для китобоев и купцов в XIX и начале XX века.
В 1875 году русский клипер «Гайдамак» под командованием Сергея Тыртова бросил якорь в бухте Провидения. Tыртов, направленный для обеспечения государственной монополии на прибрежную торговлю, распространил среди местных чукчей печатные листовки на имя иностранных купцов. Затем он направился на север в Залив Лаврентия, где перехватил американский купеческий корабль «Тимандра», занимавшийся обменом у местных жителей моржовой кости на алкоголь.
В 1876 году с той же задачей в эти моря был направлен капитан Новосильский на клипере «Всадник». Всадник стал на якорь в бухте Провидения 5 июля 1876, выполнил гидрографическую съемку бухты, а затем направился на север, прошёл Беринговым проливом, повернул на запад, достигнув мыса Шмидта (тогда мыса Северный, или мыс Нордкап в английских источниках) и благополучно вернулся на обратно. Всадник не встретил не одной торговой лодки, но нашёл доказательства пребывания последних и признаки торговли местных жителей с американцами (в том числе недопитую бочку виски).
В 1881 году русский клипер «Стрелок» бросил якорь в бухте Провидения. Стрелок, кроме обследований и пограничного контроля, имел задачу спасения экипажей двух пропавших без вести американских китобойных судов. Однако вскоре экипаж американской шхуны Handy рассказал русским, что одна из пропавших лодок затонула со всем экипажем, а вторая благополучно добралась до Сан - Франциско. Вместо этого Стрелком была обнаружена и снабжена немецкая научная экспедиция Аурел Краузе. В заливе Святого Лаврентия клипер Стрелок встретился с американским судном USS Роджерс. Оба корабля направились на север до Берингова пролива, но вскоре разделились. Стрелок достиг мыса Дежнева (тогда мыс Восточный) и повернул обратно в то время как Роджерс достиг острова Врангеля.
История Челюскинской эпопеи и освоения северного морского пути показали необходимость строительства в бухте морского порта. В феврале 1937 года начальник главного северного морского пути Отто Юльевич Шмит одобрил проект строительства порта. А летом 1940 года суда уже разгружались у стенки первого причала. С созданием в Провидении морского порта интенсивно развиваются населенные пункты Урелики (Пловер).
Заготовка ворвани на китобойном судне
Китобойное судно "Хауленд" и "Корвин"
Убитые моржи
Паровое китобойное судно "Лукреция" в Северном Ледовитом океане
Китобойный барк "Карвер в Арктических водах
Крушение «Мэйбл» и «Сьюзан Джордж» в Северном Ледовитом океане
Китобойное судно и экипаж корабля в в Северном Ледовитом океане
Китобойное судно Хелен Мар
Китобойное судно в Северном Ледовитом океане 10 июня 1896 года
Китобойное судно "Медведь"
Сломанный винт
Мертвый морж
Члены экипажа